Библиографическое описание:

Бакало Д. И., Шишковская Ю. В. Повышение внутренней мотивации студентов к изучению иностранного языка в условиях информационно-обучающей среды // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1273-1275.

В статье рассматриваются вопросы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка за счет интеграции информационно-коммуникационных технологий (Web 2.0) в учебный процесс в условиях информационно-обучающей среды вуза. Приводятся данные опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Томского политехнического университета, свидетельствующие о высокой результативности использования служб и сервисов Web 2.0 при обучении студентов английскому языку.

Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, информационно-коммуникационные технологии, информационно-обучающая среда, Web 2.0.

 

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий ставит перед педагогами новые задачи и побуждает их к поиску современных инструментов для решения поставленных задач. Образование стало открытым, изменилась роль преподавателя, обучение строится на принципах сотрудничества и продуктивной обработки информации. Одной из приоритетных задач высшей школы в области методики преподавания иностранных языков стало развитие у будущих специалистов учебной компетенции как способности и готовности осуществлять самостоятельное эффективное управление учебной деятельностью на занятиях по иностранному языку в условиях информационно-обучающей среды для решения учебно-познавательных задач посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий. С позиции компетентностного подхода самообразование является необходимым условием формирования практически любых компетенций. Именно самостоятельная образовательная деятельность лежит в основе формирования у специалиста значимых качеств личности, таких, как креативность, ответственность, психологическая стабильность, автономия [1].

В основе процесса развития и совершенствования учебной компетенции лежит несколько компонентов, одним из них является мотивация студентов к самостоятельной работе. По мнению Л. К. Тучкиной, для создания у себя высокой степени мотивации к учебной деятельности, обучающиеся должны не только осознавать цели и личностный смысл своей деятельности, но также подчинять выполнению поставленных задач другие формы и интересы своей занятости, обладать навыками самоорганизации и самоконтроля распределения и выполнения учебных действий [2].

В методике выделяют две группы учебных мотивов: познавательные мотивы и мотивы достижения [3]. Познавательные мотивы характеризуются как внутренние, так как здесь целью становится сама познавательная деятельность, важное значение придается ее личностному результату. Мотивы второй группы являются внешними — познавательная деятельность является средством достижения цели. Разделение системы мотивации на внешнюю и внутреннюю обусловлено разделением системы контроля: внешний контроль (контроль со стороны преподавателя) приводит к повышению нервозности и напряженности обучаемого, а внутренний контроль — к повышению интереса к изучаемому предмету. В научно-теоретическом плане представляет интерес идея, высказанная в исследовании А. В. Рубцовой о развитии у обучающихся самомотивации. Автор определяет ее как «…показатель стремления работать над языком «по собственной инициативе»» [4]. Мы полагаем, что самомотивация является показателем высшей степени развития мотивации как таковой, демонстрирующей способность студента брать на себя ответственность за процесс и результат самостоятельной работы по иностранному языку.

Как указывалось ранее, в основе мотивации заложен принцип осознания смысла деятельности. Смысл — личная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта [5]. Осознание смысла выполняемого человеком действия прямо пропорционально пониманию этого действия. А понимание, в свою очередь, зависит от мотивов деятельности. Именно конкретные мотивы, лежащие в основе учебной деятельности, определяют степень усвоения знаний и их практическое применение. Основываясь на приведенной выше классификации мотивов, делаем вывод о том, что в основе формирования любой компетенции специалиста лежат познавательные мотивы.

Для целенаправленного формирования познавательной мотивации обучающихся в процессе выполнения ими самостоятельной работы по иностранному языку в условиях обучения в информационно-обучающей среде необходимо соблюдение следующих педагогических условий: 1) создание проблемных ситуаций профессионально-ориентированной направленности; 2) обеспечение востребованности практических результатов информационной деятельности обучающегося; 3) ориентирование на интересы и запросы личности в вопросах освоения современных информационных технологий; 4) координация (не контроль) деятельности обучающегося по использованию и применению современных информационных технологий; 5) обсуждение результатов деятельности обучающимися совместно, тем самым, предоставление возможности сотрудничества, общения, переосмысления индивидуального опыта [6].

Важным условием формирования высокого уровня внутренней мотивации студентов при любом обучении и формировании у них учебной компетенции является наличие готовности обучающихся к самостоятельной учебной деятельности. В процессе обучения иностранным языкам в условиях информационно-обучающей среды, в основе которого лежит активное использования информационно-коммуникационных технологий, мы подразумеваем готовность каждого обучающегося использовать современные информационные технологии для обеспечения высоких результатов самостоятельной работы.

Одним из путей решения проблемы формирования у студентов высокого уровня внутренней мотивации к изучению иностранного языка мы видим интеграцию информационно-коммуникационных технологий (Web 2.0) в существующий процесс преподавания иностранных языков. В качестве учебных материалов мы предлагаем использовать Интернет-ресурсы аутентичного характера. В качестве ведущего метода обучения иностранному языку с использованием информационно-коммуникационных технологий предлагается метод веб-проектов, как метод, представляющий собой совокупность поисковых, проблемных и исследовательских методов, реализующийся в сети Интернет. Основным видом учебного задания при выполнении самостоятельной работы является веб-проектная работа студента по созданию информационного продукта — учебного тематического блога. Однако, на первоначальном, подготовительном, этапе считается необходимым выполнить ряд учебных заданий, направленных на знакомство с технологиями Web 2.0, необходимыми для успешного выполнения предстоящей самостоятельной работы: работа с преподавательским блогом; работа со службами и сервисами web 2.0.

На базе Энергетического института Национального исследовательского политехнического университета была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой было проверить педагогическую эффективность процесса организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку на основе Web 2.0. Одной из задач работы было определение уровня мотивации студентов к самостоятельной работе по иностранному языку, а также уровня мотивации студентов к использованию технологий Интернет при выполнении самостоятельной работы в условиях информационно-обучающей среды. Студенты второго курса были разделены на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе учебный процесс был ориентирован на применение технологий Web 2.0 в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку; в контрольной группе обучение велось с использованием традиционных методов преподавания.

При проведении констатирующего эксперимента нами было установлено, что мотивация студентов к работе обусловлена в большей мере внешними факторами (75 % из числа опрошенных), такими как, обязательные требования и контроль преподавателя, требования учебного плана и т. п. В устных беседах мы выяснили, что возможной причиной мотивации низкого уровня могут являться учебные задания, большинство из которых не требуют творческой активности и креативности мышления. При этом эксперимент также показал, что большинство анкетируемых обладает высоким уровнем мотивации к использованию технологий Интернет, что, на наш взгляд, свидетельствовало в пользу выбранной нами стратегии интеграции Интернет-технологий в процесс организации самостоятельной работы студентов.

Результаты итогового контроля обучающего эксперимента показали, что количество студентов с высоким уровнем мотивации к выполнению самостоятельной работы по иностранному языку выросло на 37 % в экспериментальной группе. В контрольной группе количество студентов, имеющих высокий уровень, изменилось на 3 % в сторону увеличения. Количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем мотивации к использованию Интернет при выполнении самостоятельной работы по иностранному языку выросло на 23 %, студентов контрольной группы — на 7 %. Также заметим, что опрос студентов экспериментальной группы, нацеленный на выявление их отношения к созданию учебного тематического блога (а это было заявлено как конечный информационный продукт их самостоятельной деятельности), 87 % студентов отметили свою увлеченность данным видом учебного задания из-за того, что при его создании они могли использовать службы и сервисы Web 2.0. Студенты также оценили такую сторону веб-проектной деятельности, как публичность, которая дополнительно стимулировала обучающихся к более серьезному отношению к самостоятельной работе, а также повысила уровень мотивации к изучению иностранного языка в целом.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий, таких как службы и сервисы Web 2.0, в педагогической практике, в целом, и в методике преподавания иностранных языков, в частности, является мощным средством повышения внутренней мотивации студентов, улучшает их рефлексивные навыки, способствует формированию креативного и инновационного типа мышления, а также обеспечивает современным инструментом для решения задач междисциплинарного характера.

 

Литература:

 

1.       Бакало, Д. И., Шишковская, Ю. В. Информационно-обучающая среда вуза в контексте интернет-образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 4 (119). С. 64–67.

2.       Тучкина, Л. К. Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий: дис. канд. пед. наук. Стерлитамак, 2008. С. 23.

3.       Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 год. М., 2004. 84 с.

4.       Рубцова, А. В. Обучение продуктивному филологическому чтению на иностранном языке в условиях самостоятельной работы студентов языковых факультетов педагогических университетов (на материале английского языка): дис. канд. пед. наук. С.-Петербург, 2006. С. 64.

5.       Психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1999. С. 351.

6.       Глотова, М. И. Самостоятельная работа будущих инженеров как фактор развития информационной компетентности: дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 259 с.

7.       Шишковская, Ю. В.. Организация самостоятельной работы студентов на основе Интернет 2.0 в условиях информационно-обучающей среды: иностранный язык, технический вуз: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02. — Пятигорск, 2013. — 25 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle