Библиографическое описание:

Маметьева Е. С. Здоровье школьников как фактор национальной безопасности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1418-1421.

Здоровье школьников является одним из ключевых факторов безопасности и эффективности будущих поколений российских граждан, поэтому находится в поле пристального внимания нашего общества, является предметом серьезной заботы государства. Необходимо отметить, что эта проблематика всегда была в поле зрения родоначальников современной русской и европейской педагогики, достаточно назвать такие имена как Я. Каменский, В. А. Сухомлинский и многие другие.

Не смотря на то, что уже не одно десятилетие в педагогической среде и в средствах массовой информации, отражающих актуальные для общества вопросы, обсуждаются подходы и отдельные попытки внедрения здоровьесохраняющих технологий в процессы обучения, и достигнутые при этом локальные успехи, в целом для современного российского общества эта проблема по-прежнему сохраняет актуальность. Более того, предпринимаемые отдельные попытки ее решения на государственном и региональном уровне не только не носят системный характер, но и отражают разное понимание проблемы.

Как правильно любят говорить математики, прежде чем решать задачу бывает полезно ознакомиться с ее условиями. В данной ситуации необходимо сверить однозначность понимания всеми участниками процесса ключевого понятия — понятия здоровья. В многочисленной литературе представлено более 80-ти различных определений здоровья. Наиболее часто встречаются в публикациях следующие:

-                   Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни:

-                   Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству;

-                   Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой;

-                   Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций;

-                   Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений;

-                   Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Обращает на себя внимание, что на оперативно-понятийном уровне большинство определений здоровья замыкаются на два принципиальных базиса. Первым из них выступает обеспечение выполнения различных функций, вторым — взаимодействие с внешней средой и приспособление к ней. В медицине этим базисам соответствует концепция функциональных состояний и концепция адаптации. В педагогике же концепция функционального состояния школьника практически не развита, а вопросы адаптации в основном сводятся к социально-психологической адаптации в подростковом коллективе.

Как правило, на официальном уровне в основном используется определение, принятое на учредительной конференции Всемирной Организации Здравоохранения и отраженное в преамбуле ее Устава в 1946 году. В соответствии с этим документом, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Тем самым понятие здоровья становится междисплинарным, относящимся не только к категориям медико-биологического профиля, но и социально-психологического и политического. В частных же случаях, как правило, делается акцент на какой-то одной из составляющих этого определения. Но, ни одна частная ситуация, связанная со здоровьем, не может быть успешно реализована, если на системном уровне не решены комплексно проблемы, относящиеся ко всем сторонам этого понятия.

Среди множества методических подходов к анализу различных понятий нам представляется интересным подход, основанный на трехуровневом анализе феноменов. В качестве таких уровней восточная философская традиция предлагает рассматривать уровни «земли», «воздуха» и «неба». Для понятия здоровье это:

-                   Уровень «земли» — медико-биологический, описывает состояние здоровья организма школьника

-                   Уровень «воздуха» — психолого-педагогический, описывает динамику состояния здоровья, физического и психического развития, эмоциональную вовлеченность в процесс

-                   Уровень «неба» — социально-нравственный, описывает планируемый конечный результат, мотивы, достижение целей

Если попытаться более подробно охарактеризовать содержания понятия здоровья применительно к школьникам, то можно придти к следующим выводам.

На уровне «земля» здоровье школьников подразумевает:

-                   Уровень и особенности физического развития, состояние костно-мышечной системы;

-                   Наличие установленных диагнозов, хронических заболеваний, их осложнений и необходимость соблюдения особых рекомендаций (питание, физические и учебные нагрузки, режим отдыха, необходимые лекарственные и оздоровительные мероприятия);

-                   Особенности вегетативной и эндокринной регуляции на донозологическом уровне (утомляемость, астенизация, характер и продолжительность сна, скорость восстановления, вегето-сосудистые реакции);

-                   Признаки нарушений иммунитета;

-                   Группа здоровья и допуска к занятиям физической культуры и спорта.

На уровне «воздух» здоровье школьников подразумевает:

-                   Индивидуально-личностные особенности, включая способности обучению и социальной адаптации;

-                   Особенности памяти, внимания и мышления;

-                   Эмоциональные реакции, в том числе — на стрессовые воздействия;

-                   Творческие наклонности и возможности их реализации;

-                   Взаимоотношения с другими школьниками, особенности социализации;

-                   Взаимоотношения в семье;

-                   Реакция на учебные нагрузки замечания педагогов.

На уровне «небо» здоровье школьников подразумевает:

-                   Осознание роли здоровья в своем будущем;

-                   Видение себя и других здоровыми и красивыми;

-                   Понимание роли здоровья в освоении будущей специальности.

Именно поэтому важно формировать культуру здоровья во всем, что окружает школьника

Говоря о здоровье школьника, с точки зрения общества, естественно подразумевается возможность не только как-то влиять на него, но по возможности контролировать процессы в этой сфере и даже управлять ими. Но что значит влиять на что-то с точки зрения теории управления? Во-первых, нужно определить поле событий, имеющих отношение к здоровью школьника. Во-вторых, необходимо выделить ключевые процессы и векторы воздействия, и связать их в системное динамическое решение. В третьих, необходимо ресурсное обеспечение (материальное, финансовое, кадровое, технологическое, интеллектуальное). В-четвертых, процессы и ресурсы необходимо увязать по времени. В-пятых, выстроить управленческий процесс.

Итак, полем событий для школьника будет все, что с ним происходит в школе, во внешкольных кружках и секциях, дома в общении с родителями и другими членами семьи, а также когда школьник предоставлен сам себе. С точки зрения сохранения его здоровья (физического, духовного и социального благополучия) в поле событий необходимо выделить зоны здоровьесохранения и здоровьеразрушения. Фактически это время, которое школьник проводит в контролируемой и ориентированной на здоровье среде (школа, внешкольные учреждения, дома вместе с родителями), и время, когда ребенок предоставлен сам себе или вовлечен в здоровьеразрушаюшие элементы поля событий.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю.К Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.

2.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.

3.                  Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.

4.                  Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.

5.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.

6.                  Ерохина, О. Б. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // О. Б. Ерохина, А. П. Логвина, Н. Н. Плахов, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 909–912.

7.                  Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.

8.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

9.                  Матусевич, М. С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М. С. Матусевич, Н. Н. Плахов, Л. И. Сыромятникова, О. В. Шатровой, А. А. Канчурина // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 686–689.

10.              Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.

11.              Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.

12.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.

13.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.

14.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

15.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle