Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю. Современное образование и воспитание личности человека // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1326-1328.

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся истории развития личности и общества в целом. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося определения позиции личности в обществе, и сложившимся истокам патриотизма в процессе воспитания подрастающих поколений. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей глобализации.

Ключевые слова:гражданин, культура, межкультурная коммуникация, социально-культурный подход, история, воспитание, чувство патриотизма.

 

Образование необходимо для развития общества, поэтому организация системы образования — задача государства, которое и определяет направление развития конкретной общественности. Поскольку в современном мире существует большое количество государств, и все они активно взаимодействуют между собой, возникает проблема развития личности, конкретного социума, а также развития всей цивилизации в глобальном измерении. При наличии таких конкурирующих условий необходимо выбирать оптимальные условия организации образования.

Современная наука в ее философском аспекте объясняет, что в основе мироздания находится материя, которая существует в двух видах — вещества и поля. Вещество ― это то, из чего состоим мы и окружающие нас тела. Привычным признаком вещества является наличие у него массы. Поле — нечто виртуальное и с ним наше взаимодействие особое. Это свет, электромагнитные волны, гравитация. Еще очень важным свойством материи является также то, что она находится в непрерывном движении. Однако из этой философской картины мироздания выпадает одна очень важная особенность, которая в принципе известна, но ее как бы не замечают.

Это то обстоятельство, что материя не просто находится в движении, а может переходить из одного вида в другой ― из вещества в поле и из состояния поля — в вещество. По нашему представлению благодаря именно такому движению мир находится в постоянном развитии, что определяет возможность существования материи в живом виде. Живое отличается от неживого тем, что оно находится в развитии. Развиваться ― это свойство живого. И как только живое перестает развиваться, оно становится неживым. Развитие живого определяется законами развития и происходит в условиях жесткой конкуренции с неживым. Поэтому в природе идет непрерывный процесс развития живого и проникновения его в сферы неживой материи. Это относится как к простейшим формам живого, так и к сложным системам и высшей его форме — к обществу. Общество, как живое образование, состоит из индивидов ― членов общества. Очевидно, что развитие общества, определяется развитием его членов.

Высшей целью современной педагогики как составляющей системы образования провозглашается всестороннее развитие личности. Конечно, это правильно. Потому что только через образованных членов общества возможно развитие общества в целом. Но при таком подходе к развитию личности без учета ее ответственности за общество нарушается принцип оптимизации образования. Необходимость оптимизации возникает в конкурирующих условиях, когда нужно выбрать наиболее благоприятный вариант. Задачей педагогики кроме воспитания личности, является также воспитание гражданина.

Гражданин — это член общества, у которого развито чувство ответственности за судьбу общества, в котором он живет. Именно воспитание гражданина создает конкурентные условия в образовании. Поэтому общество, заботясь о развитии членов, из которых оно состоит, должно думать о воспитании гражданина. Для общества в целом воспитание гражданина даже более важная задача, чем воспитание личности, поскольку личность, не имеющая ответственности за судьбу общества, в котором она находится, может не содействовать развитию общества, может выйти из него и перейти в другое общество.

Таким образом, мы приходим к истокам патриотизма и его целесообразности с точки зрения развития личности и общества. В прошлые исторические времена из-за жестокой конкуренции между разными обществами возникали войны, и понятие патриотизма было абсолютизировано. Интересы общества в таких условиях превалировали над интересами личности. Но в наше время тотальной информатизации обществ и цивилизации в целом возникли другие условия, определяющие развитие обществ в отдельности, так и мировой цивилизации. Люди стали понимать, что они живут в ограниченном пространстве, которым является Земля, и они ответственны не только за свое сообщество, свое государство, но также за всю мировую цивилизацию. В связи с этим возникают другие условия для развития личности, общества, мировой цивилизации. Стало понятным, что конкуренция должна происходить не в направлении подавления одного общества другим, а в условиях оптимизации, то есть согласованного развития всех составляющих процесса развития, как в отдельной стране, так и в мировом масштабе.

В условиях оптимизации важно понимать истинный смысл таких понятий как патриот, манкурт, космополит, характеризующих членов общества. Манкурт ― человек, у которого не развиты национальные чувства, нет ответственности за сообщество, в котором он живет, поэтому он фактически не является гражданином.

Космополит тоже не уважает ценностей общества, в котором вырос и живет, не чувствует ответственным за судьбу своей отчизны, но космополит считает себя гражданином мира [1, 2]. Надо отметить противоречивость позиции космополита, потому что уж очень неестественно быть обеспокоенным за судьбу всего человечества, пренебрегая интересами своего народа и государства.

В действительности в условиях учета глобальных интересов понятие патриотизма не нивелируется, а становится объективно необходимым, потому что развитие мировой цивилизации происходит через развитие всех ее частей, то есть каждой отдельной страны. Это значит, что в условиях глобализации сохраняется необходимость воспитания всестороннего развития личности и воспитания ее ответственности за свое сообщество как гражданина. Некоторые всесторонне развитые личности приходят к пониманию своей ответственности за судьбу своего народа в рамках мировой цивилизации. Именно такие люди способны содействовать развитию не только своего народа, но и мировой цивилизации. Они, будучи патриотами своего государства, становятся патриотами всего мира. О таких говорят: “Человек Мира”. Мы знаем такие имена: Гомер, Галилей, Коперник, Ньютон, Рембрант, Леонардо да Винчи, Бетховен, Лист, Эйнштейн, Королев… Их знают во всех странах мира. Они представители культуры своего народа и общечеловеческой культуры.

Анализируя особенности организации образования для общества, основанного на познании, в условиях всеобщей информатизации, приходим к выводу о необходимости оптимизации процесса образования в направлениях личность ― гражданин, а также гражданин страны — гражданин мира. В развитых странах мира воспитанию у личности чувства гражданина, гордости и ответственности за свою страну, за ее развитие придают большое значение. В прошлом в Советском союзе воспитанию патриотизма уделялось особое внимание [4]. Но в нынешнее время не все считают, что очень важной задачей образования является воспитание гражданина. В большинстве современных странах, например, о воспитании гражданина в новых учебных пособиях по педагогике говорится разве что вскользь, а основной задачей педагогики определяется воспитание всесторонне развитой личности [3]. Несомненно, что всесторонне развитую личность необходимо воспитывать, но эта личность должна иметь чувство ответственности за общество, где она получила такое воспитание, содействоватьего развитию, должна быть гражданином своей страны. Всесторонне развитая личность должна понимать, что через развитие своей страны она причастна к развитию мировой цивилизации. Это значит, что существуют конкурентные условия по линии “моя страна — мировая цивилизация”, поэтому существует необходимость оптимального решения этой проблемы образования, над чем должны работать ученые и педагоги [5].

Резюмируя вышеизложенное, мы можем прийти к выводам, что целью оптимизации образования в условиях глобальной информатизации при воспитании всесторонне развитой личности является развитие чувства ответственности за общество, к которому принадлежит личность, то есть на воспитание гражданина. Однако при этом важным аспектом также является воспитание ответственности за человеческую цивилизацию.

 

Литература:

 

1.                  Пустовіт Л. О., Скопненко О.І.,. Сюта Г.М, Цимбалюк Т. В. Словник іншомовних слів. — Київ: Довіра., 2000. — 1017 с.

2.                  Сучасний тлумачний словник української мови / За заг. ред. д-ра філол. наук В. В. Дубічинського. — Х.: ВД «ШКОЛА», 2006. — 1008 с.

3.                  Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

4.                  Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.

5.                  Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle