Библиографическое описание:

Бабута М. Н., Нгуен Т. Х. Формирование китайской общины во Вьетнаме (на примере города Хошимина) // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1143-1145.

В данной статье проанализировано происхождение и формирование этнической китайской общины в городе Хошимине. Показаны особенности жилища, одежды и традиций этнических китайцев. Определено, что деятельность культурных сообществ, фольклорных коллективов способствовала сохранению родного языка и контактам с местным населением. Выявлен вклад китайской этнической группы в становление и развитие Хошимина. Рассматривается роль китайских диаспор и китайского бизнеса в экономике города.

Ключевые слова: формирование, община, этнические китайцы, Хошимин, Вьетнам, история, культура.

 

Хошимин является наиболее важным экономическим и транспортным центром Южного Вьетнама и привлекает существенную долю иностранных инвестиций, направляющихся в страну. Кроме достижений в экономической сфере, город Хошимин также известен разнообразием этнического состава и культуры. Это связано, прежде всего, с проживанием здесь 52 различных этнических народов, которые составляют 6,1 % всего населения. Одной из самых крупных этнических меньшинств в Хошимине считается китайская община, численность которой около 500 тысяч человек и составляет 5,75 % населения города [1]. Они не только внесли свой вклад в развитие культуры Вьетнама, но и имеют существенную ценность для экономического развития страны и межэтнической интеграции.

Китайцы начали эмигрировать во Вьетнам с 3-го века до нашей эры. Со второго тысячелетия, в связи с господством Китая над Вьетнамом, много китайцев, включая солдат, чиновников, поселились в северном Вьетнаме. На юг китайцы переселились гораздо позже. С начала XVII века, после свержения Цинской династии на Юг Вьетнама приехали китайцы, которые были не довольны внутренней политикой страны. Так, чиновники династии Мин, Чэн Шанг Чуан (陳上川) и Янг Ян Ди (楊彥迪), перевезли свои семьи и родственников, 3000 солдатов, 50 кораблей и попросили о защите династии Нгуен (Nguyễn) [2].

С конца XIX века Вьетнам стал французской колонией. После того как Французское правительство и династия Цин подписали соглашения о мире (1885) и о торговле (1886), Вьетнам стал рынком для поставки французских товаров. Колониальное правительство приняло ряд льгот для ремесленного и рисового производства.

В настоящее время среди китайских переселенцев можно выделить четыре группы китайцев: «хуа» — потомки поселенцев, приехавших до середины XX в. (основная группа), «нгай» — потомки мигрантов из провинций Гунси и Хайнань, «сань део» — потомки мигрантов из провинции Гуандун XVI-XVII вв. и вьетнамцы китайского происхождения [3, с.63].

Китайцев принято называть «Тау». Происхождение этого знания имеет интересную историю. По мнению многих исследователей, таких как Вуонг Дуй Чинь и Тинь Паулус, китайцы часто ездили во Вьетнам на лодках, а лодка во вьетнамском языке означает «тау» [4]. Это название используют для китайцев и китайской диаспоры во Вьетнаме. Однако официальным названием этноса является «хоа», которое связано со словом «Чунг Хоа» во вьетнамском языке, т. е. Китай.

Очевидно, что интеграция китайцев с проживающими народами во Вьетнаме происходит мирным и добровольным способом. Около четырех веков китайцы формировали в городе Хошимин свою общину с экономической социально-культурной структурой. Вследствие этого, китайцы сохранили свою традиционную культуру, это прослеживается в различных отраслях, таких как экономика, общество, религия, архитектура и искусство.

Китайская этническая группа играла немаловажную роль в процессе расширения территории Вьетнама на Юг. Благодаря ей, огромная водная часть Юга Вьетнама становилась плодородной землей. Вьетнамская история помнит вклад Чэн Шанг Чуан, Янг Ян Ди и Мак Куу в формировании городов и сел на Юге Вьетнама.

В Сайгоне китайцы создали процветающий городской центр, который до 1975 года назывался «China Town». Китайская община («China Town») находится в четырех районах города. В 1928 году был построен «Большой рынок» (Chợ Lớn), он стал самым крупным торговым центром китайского этноса в городе Хошимине, в котором находится много магазинов и ресторанов, работающих на основе китайской национальной кухни. Активные китайцы открывали свой бизнес, предприятия и производство. Талантливые мастера передали тайну изготовления кирпича, шелка, кожи, бумаги. Этнические китайцы составляли значительную часть среди принадлежавших к среднему классу предпринимателей, технического и управленческого персонала, а также квалифицированных рабочих. Китайская рабочая сила вносила весомый вклад в развитие горнорудной, обрабатывающей и легкой промышленности, всегда была велика их роль в отрасли гончарного производства, производства товаров широкого потребления, в сфере услуг.

Традиционные праздники китайского народа имеют многовековую историю и богатое культурное содержание. Кроме праздников, таких как Новый Год, Фонари, день поминовения, праздник лодок-драконов, которые совпадают с праздниками вьетов, у них есть свои праздники, характерные для каждого сезона: 2 февраля — праздник весны, 2 мая — праздник лета, 2 августа — праздник осени и 2 ноября — праздник зимы. Традиционные дома этнических китайцев имеют свои особенные характеристики. Дома часто состоят из пяти комнат и не имеют крыльца. Схема домов простая, кирпичная стена очень толстая, крыша инь-ян черепичная. Некоторые дома китайцев имеют типичную архитектуру, а другие построены по подобию домов вьетов, состоящих из трех комнат.

Переселившись с Юга Китая, этнические китайцы сохранили преемственность в традиционной одежде, которая называлась «чонсам». Это слово прошло из кантонского диалекта китайского языка, который распространён на юге, преимущественно в провинции Гуандун. «Чонсам» отлично подчеркивает фигуру женщин. Высокий воротничок платья застёгивается под самую шею, а рукава могут быть как совсем короткими, так и во всю длину — это зависит от времени года и предпочтений хозяйки. Платье запахивается на правую сторону и закрепляется специальными застёжками-петельками. Свободное по груди, прилегающее по талии, и с двумя разрезами по бокам, оно сочетает в себе всё необходимое, для того чтобы как нельзя лучше подчеркнуть красоту женских форм. «Чонсам» для женщин часто имеет красный или розовый цвета, мужской костюм — синий. Женщины предпочитают ювелирные изделия, особенно браслеты медь, золото, камни, жемчуг, серьги, ожерелья.

Сохраняя свои традиции, этнические китайцы имеет свою кухню, отличную от вьетнамской кухни. Хотя главной продовольственной культурой тоже является рис, у них еще есть ряд блюд — пельмени (хоан Тхан, шуйкао, хакао) и лапша (ху тиеу). На празднике Нового Года, блюда традиционной кухни различаются: китайцы употребляют пельмени; баозцы (небольшой пирожок, приготовляемый на пару; в качестве начинки могут использоваться как мясные продукты, так и растительные (доуфу, капуста, грибы, тыква) или их сочетание), вьетнамцы кушают баньтьынг (вьетнамский традиционный пирог из клейкого риса, бобов мунг и свинины).

Идентичность каждого народа проявляется в особенности жилища, одежды и кухни, а также в искусстве. В городе Хошимине были основаны 17 музыкальных клубов, 13 танцевальных команд. Эти мероприятия способствовали культурному обмену между китайцами и другими этносами Южного Вьетнама.

Большинство китайских переселенцев исторически компактно концентрируется в отдельных кварталах и улицах. Их концентрация совпадает, как правило, с их принадлежностью к соответствующим этнолингвистическим группам. Самыми распространенными его диалектами среди китайской диаспоры Вьетнама являются контонский (диалект юэ) и диалект теочеу. В настоящее время этнические китайцы говорят по-китайски в свой общине, но их уровень вьетнамского языка также высок. Потомки китайцев получают хорошее образование и работу в Хошимине, который является экономическим центром во Вьетнаме.

Китайская диаспора во Вьетнаме не участвовала в политике, основную их силу составляет экономическая мощь, поэтому, несмотря на трудности продвижения в политике, китайская диаспора сохраняет значительные экономические рычаги лоббирования собственных интересов. В целом, для китайского населения характерна черта — ситуацию национальной самоидентификации изменил стремительный рост Китая. Подъем китайской экономики способствовал ориентации китайцев на бизнес с Китаем, что во многом сказалось на росте этнического самосознания.

Составляя около 6 % всего населения города Хошимина, китайский этнический компонент как в прошлом, так и в настоящее время играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны. Китайская община сформировалась на Юге Вьетнама и внесла большой вклад в строительство и развитие региона. Китайцы живут в общине, что способствовало развитию производства и помогло им иметь стабильную благополучную жизнь в этом городе. Прибывавшие на жительство во Вьетнам китайские иммигранты обычно поселялись обособленными группами по признакам родства, землячества, языково-диалектных различий, по профессиям, образуя «китайские кварталы», «китайские городки» или «китайские поселки». В XVIII — XIX вв. эти общины функционировали практически во всех крупных и средних городах Вьетнама, особенно в Сайгон-Телоне, Хойане, Фохьеие, Ханое, Хайфоне и т. д.

 

Литература:

 

1.             Tu Anh Tuan. TP Hồ Chí Minh chăm lo đời sống đồng bào dân tộc thiểu số. Ngay Nay [Электронный ресурс] (Дата общения: 17.04.2015) http://www.ngaynay.vn/TP-Ho-Chi-Minh-cham-lo-doi-song-dong-bao-dan-toc-thieu-so-p269823.html

2.             Thoi quen sinh hoat cua nguoi Sai Gon, Cho Lon, Him Lam Cho Lon [Электронный ресурс] (Дата общения: 17.04.2015)

3.             http://m.himlamcholon.com/sai-gon-cho-lon/tap-quan-sinh-hoat-cua-nguoi-sai-gon-cho-lon/32.html

4.             Анохина Е. С. Китайские диаспоры и «новая» китайская миграция в странах Юго-Восточной Азии // Вестник Томского Государственного университета. 2012. № 361. С.62–65

5.             Vì sao người Việt gọi nước Trung Quốc là nước Tàu? [Электронный ресурс] (Дата общения: 17.04.2015) http://www.lamsao.com/vi-sao-nguoi-viet-goi-nuoc-trung-quoc-la-nuoc-tau-p214a70634.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle