Библиографическое описание:

Суслов И. В. Антикризисные меры правительства РФ для субъектов малого предпринимательства и изменение в системе налогообложения // Молодой ученый. — 2015. — №11.3. — С. 74-76.

Малое и среднее предпринимательство в России прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в зарубежных странах. Поддержка малого бизнеса в России уже давно декларируются и принято много мер, в числе которых следует отметить такие как: снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензировании деятельности. Одной из наиболее реальных форм поддержки являются более льготные условия налогообложения малых предприятий, которые в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов, олицетворяющих регулирующую функцию налогов.

Малое и среднее предпринимательство в России прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в зарубежных странах. Поддержка малого бизнеса в России уже давно декларируются и принято много мер, в числе которых следует отметить такие как: Снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензировании деятельности. Одной из наиболее реальных форм поддержки являются более льготные условия налогообложения малых предприятий, который в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов, олицетворяющих регулирующую функцию налогов.

Ограничительные политические и экономические меры, введенные в отношении России, а также ответные действия России привели к сложной экономической ситуации в стране. На данном этапе экономического развития бизнесу стало тяжело существовать. Обвал рубля более чем на 50 % сказываются на доходах предпринимателей, и некоторые из них уже на грани банкротства. И именно сейчас необходимо государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

Как сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на нескольких федеральных чиновников, из обсуждавшихся антикризисных мер сейчас могут быть одобрены две ключевые. Регионам предлагается дать право снижать ставки налогов по упрощенной системе: с 6 до 1 % для налога с оборота или с 15 до 5 % при уплате налога с доходов за вычетом расходов [1]. Также может быть увеличен предельный размер доходов, при которых можно использовать упрощенную систему.

Также может быть увеличен предельный размер доходов, при которых можно использовать упрощенную систему. Собеседники издания указывают, что Министерство финансов (далее Минфин) был согласен на снижение ставки. За снижение налогов для малого бизнеса и увеличение порогов выручки выступает первый вице-премьер Игорь Шувалов [2]. Представители Минфина и Минэкономразвития не комментируют не принятые еще решения.

Изменение подхода к налогообложению поможет привлечь к участию в антикризисных мерах субъекты малого и среднего бизнеса, считают в правительстве. Все субъекты РФ, как пишут «Ведомости», должны создать планы реагирования на кризисные явления исходя из своих бюджетных возможностей. В каждом из них должна заработать антикризисная комиссия, и принято решение по антикризисному взаимодействию с федеральным правительством [1].

Примером может служить г. Санкт-Петербург, губернатор которого Полтавченко Г. С., в отличии от глав некоторых других регионов, использует все возможности для улучшения предпринимательского климата. Им был понижен налог предпринимателям, работающим по упрощенной системе налогообложения с 10 % до 7 %. Губернатор Г. С. Полтавченко продлил на 5 лет договор аренды земельных участков добросовестными предпринимателями (исправно платящими налоги, арендную плату и не использующими труд нелегальных гастарбайтеров) без новых торгов и сноса существующих павильонов. Полтавченко согласился также по крайней мере в 2015 году не вводить сбор за право торговли. Он выступил с инициативой узаконивания в федеральном законодательстве размещения хостелов в жилых домах [3].

Часто те губернаторы, которые имеют дефицит бюджета, больше заинтересованы в развитии малого бизнеса, чем губернаторы, имеющие значительные налоговые поступления, которые больше рассматривают как источник развития региона крупный бизнес. И именно предприниматели бедных регионов надеются на поддержку губернаторов.

Депутат Государственной думы, член комитета по бюджету и налогам Дмитрий Ушаков подготовил новый законопроект, который вносит изменения в главу 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно законопроекту, каждый субъект РФ сможет сам снижать налоговую ставку с 6 до 4 % для всех зарегистрированных малых предприятий. Этот законопроект будет направлен на уменьшение налогового бремени для малого бизнеса по средствам передачи регионам возможность регулировать налоги.

Депутат считает, что даже незначительные повышения налогов могут вывести с рынка довольно значительную часть малого бизнеса, для кого и был разработан данный проект.

На развитие малого и среднего бизнеса огромную роль играют высокие кредитные ставки. У предпринимателей обострились проблемы с оборотными средствами и получением кредитов. Фонд поддержки кредитования малого и среднего бизнеса (при финансовой поддержке Минэкономразвития) увеличил поддержку предпринимателей в сфере кредитования.

В 2015 году максимальная сумма таких, кредитов увеличена до 15 млн руб. Понятно, что некоторым средним предприятиям таких денег будет мало, комитет, рассчитывает на поддержку федерального Агентства кредитных гарантий, которое работает с кредитами до 1 млрд руб.

Свои предложения подготовила также «Деловая Россия». Они требуют законодательно закрепить гарантии не повышения общей налоговой нагрузки на бизнес, запретить до 2020 года повышение существующих ставок по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, налогам на дивиденды, имущество, земельного налога и т. д., отказаться от налогового маневра в нефтянке [2].

Вероятность увеличения в ближайшее время налогового бремени не велика, о чем говорит президент Российской Федерации. Но ожидаемое появление новых сборов, не имеющих отношения к налогам. Например, уже введённое, отчисление 1 % с дохода свыше 300 000 руб. в пенсионный фонд.

Кроме того, Пенсионный фонд ввел высокие штрафы для не отчитавшихся перед налоговой ИП. Страховые взносы для таких компаний могут достигать 8-ми размеров МРОТ, то есть больше 100 000 рублей, которые могут быть дополнены еще и соответствующим штрафам и пени [3].

Правительством внесены предложения по торговым сборам. С 1 июля 2015 года в РФ для малого и среднего бизнеса появляются торговые сборы (введены Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ.) –33 Налогового кодекса РФ. Москва, Питер и Севастополь могут ввести этот платеж не ранее чем со второго полугодия 2015 года. Чтобы взимать торговый сбор с 01.07.2015, государство должно подготовить закон о нем не позднее 31.05.2015. С 2016 года субъекты РФ в своих регионах тоже могут вводить этот торговый сбор в размерах, не превышающих стоимость патента [4].

Доступ малого бизнеса к льготным режимам налогообложения будет значительно ограничен Глава Министерства финансов Антон Силуанов рассказал о том, что губернаторы обратились в правительство с жалобой на плохую собираемость налогов с малого бизнеса. Они утверждали, что появилась тенденция деления крупных торговых компаний на мелкие и повальный переход их на льготные режимы.

Проект закона должен дать возможность регионам снизить порог для перехода на упрощенную систему для предпринимателей, занятых в торговле, в сфере общественного питания и проводящих операции с недвижимостью в 10 раз. Также планируется уменьшить нижнюю границу дохода и для желающих перейти на патентную систему.

Сейчас, после того, как многие изменения уже вступили в силу с 1 января 2015 года, стало окончательно проясняться, что предпринимателям в кризисное время тянуть на себе эту налоговую нагрузку будет очень сложно, и многие из них вполне справедливо называют это «началом конца развития предпринимательства в РФ. Именно поэтому будет очень важно какие налоговые послабления будут в конечном счету утверждены и как будет восприниматься малый бизнес в стране.

Недавно правительство РФ утвердило антикризисный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства РФ от 27.01.15 № 98-р). В плане отмечается, что одним из ключевых направлений действий правительства в ближайшее время будет являться содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек. И именно этот проект и призван уменьшить финансовую нагрузку на компании и выделить им небольшие льготы.

Предприниматели встретились с авторами законопроекта, и обсудили многие пункты проекта. На основании просьб предпринимателей и был создан окончательный план проекта.

В итоге стоит отметить, что предложено и внедрено много значимых проектов негативного и позитивного плана. Можно сказать, что политика государства в отношении малого и среднего бизнеса носит не системный характер. Многие инициативы антикризисного плана отклонены, но снижение налоговой нагрузки на малый бизнес правительство, скорее всего, поддержит. Нужно готовиться к росту безработицы и только развитие малого бизнеса может нивелировать тенденцию, поэтому так важно поддерживать малый бизнес.

Многие инициативы антикризисного плана отклонены, но снижение налоговой нагрузки на малый бизнес правительство, скорее всего, поддержит. Нужно готовиться к росту безработицы и только развитие малого бизнеса может нивелировать тенденцию, поэтому так важно поддерживать малый бизнес.

Никакие меры не помогут, если не снизить давление на малый бизнес, признают чиновники. Путин обещал лично мониторить работу правоохранителей, чтобы они не мешали бизнесу, но выполнить обещание будет трудно.

 

Литература:

 

1.       Ежедневная деловая газета «Ведомости» от 28.01.15г

2.       Сайт «Деловой России» [Электронный ресурс] http://www.deloros.ru

3.       Сайт пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.pfrf.ru

4.       Федеральный закон 29.11.2014 N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (29 ноября 2014 г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle