Библиографическое описание:

Володина И. А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1301-1304.

Качество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ зависит от соблюдения ряда педагогических условий, таких как: наличие особой системы воспитательно-образовательной работы, личность педагога, развивающая предметно-пространственная среда. Также следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенную двигательную активность и растущую познавательную деятельность.

В зависимости от размеров комнаты педагог расставляет в ней мебель и оформляет уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий: от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.

-                   Разнообразие — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.

-                   Доступность — расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка.

-                   Эмоциогенность — обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия.

-                   Зонирование — построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон.

Таким образом, предметно-пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка — она воспитывает и развивает его.

 

Очевидной стала, наконец, необходимость повернуться лицом к ребёнку, бережно отнестись к его психической и физической природе, создать условия для раскрытия каждой индивидуальности, формируя при этом положительные нравственные основы личности. Мы должны так организовать пребывание детей в ДОУ, чтобы они почувствовали себя здоровыми, жизнерадостными и вполне уверенными в своих силах.

Известно, что при действии неблагоприятных внешних раздражителей, а особенно при недостаточном внимании со стороны взрослых и отсутствии постоянного общения с ними ребёнок попадает в условия, нарушающие его психическое и физическое здоровье. При недостаточном эмоциональном общении у ребёнка возникает состояние физического и духовного дискомфорта, который приводит к нарушению различных функций организма. Всё реже проявляются или совсем угасают как положительные, так и отрицательные эмоциональные реакции, которые очень важны, ибо они сигнализируют о потребности в тех или иных действиях, движениях, то есть обеспечивают коммуникативную и познавательную деятельность ребёнка.

Трудности взаимоотношений легче преодолеваются при переходе ребёнка к новым, более сложным видам деятельности, создающим условия для эмоционального общения воспитанника с воспитателем.

Возможности ребёнка как личности, не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. Обязанность взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование её отдельных элементов. Таким образом, объединение различных видов деятельности не нарушает духовного равновесия ребёнка, а становится логически последовательным, непосредственно развёртывающимся фрагментом самой жизни ребёнка.

 

Среда жизни современных детей содержит в себе много стрессовых факторов, в частности, излишне интенсивный и монотонный ритм работы и жизни, отсутствие условий для свободного волеизъявления, скученность, шум, оторванность от мира природы и многое другое. При этом следует отметить, что дети, в отличие от взрослых, больше подвержены вредным влияниям среды и нуждаются в большей защите от них. Одной из задач современной науки о среде является задача создания оптимальной окружающей среды для здорового и гармоничного развития ребёнка.

Характеризуя современную среду жизни ребёнка, мы можем констатировать, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит отдаление от природной среды. В семье также проблема «детского пространства» далеко не всегда решается в пользу ребёнка. Здесь, в основном, доминирует жизненное пространство для взрослых, а не для детей.

В этой связи закономерным является поиск создания такой развивающей среды, которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности. Определив основным направлением гармонию физического, интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, педагоги ищут новые направления в создании системы развивающих отношений и прежде всего — создание такой развивающей среды, которая бы расширяла мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность.

В последнее время, наукоёмкие проекты такой среды (включая её конкретные модули) разработаны коллективами психологов и педагогов под руководством С. Л. Новосёловой и В. А. Петровского. Психолого-педагогическая мысль пришла к ясному осознанию важности средового окружения для физического и психического развития ребёнка. Результаты исследований о роли среды в формировании ребёнка в процесс воспитания получают сегодня реализацию в педагогике школы и дошкольных учреждений. Учёные изучают не только влияние среды на формирование у ребёнка каких-то качеств личности, но и изучают её структурирование для общеразвивающего воздействия, призванного стимулировать разнохарактерную активность детей. В. В. Давыдов и Л. Б. Переверзев определили требования, которым должна отвечать среда учебно-воспитательного учреждения:

1.                  Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразия элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности. Гетерогенность и сложность среды позволяют ребёнку отыскивать, выбирать, а затем самостоятельно создавать (монтировать) предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности.

2.                  Среда должна быть достаточно связной, позволяя ребёнку свободно переходить от одного вида деятельности к другому, и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Благодаря связности среды ребёнок будет воспринимать различные виды своей деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга. Эту цель можно достичь за счёт многофункциональности элементов предметной среды и включая их в различные функциональные структуры.

3.                  Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка. Гибкость и управляемость средой позволяет ребёнку максимально широко проявить свою активность и стремления к преобразованию мира, воспитателю — видоизменять структуру и функции различных объектов и предметов в соотвествии с различными педагогическими задачами. В этом случае педагог получит возможность корректировать деятельность, не вмешиваясь в неё прямо с вербальными указаниями, инструкциями. Изменяя условия и предметное окружение, побуждая детей принимать самостоятельные решения, воспитатель может достичь цели. Управление средой должно происходить как бы от лица самих предметов, выступающих в роли своеобразных партнёров деятельности детей.

Принимая во внимание данные требования к предметно-пространственной среде учебно-воспитательных учреждений, учёные, педагоги-практики стремятся их реализовать. Появление новых форм дошкольных учреждений, изменение профессионального сознания педагогов, активный поиск нового содержания методов взаимодействия с ребёнком, создание новой правовой основы для педагогического творчества требуют ту развивающую среду, в которой они смогут воплощаться и получать дальнейшее развитие.

Принципы построения предметно-развивающей среды для детей раннего возраста

Современная образовательная система требует отдать приоритеты развитию ребёнка. Это особенно актуально в раннем дошкольном возрасте, ибо его справедливо считают временем расцвета, годами формирования творческих способностей. Именно в этот период ребёнок — гениальный лингвист, почемучка, автор парадоксально глубоких мыслей. В ясельном возрасте малыш особенно жадно открывает для себя мир. Творческие возможности ребёнка в это время несравненно выше творческих возможностей взрослых. Ему лишь не хватает знаний, которыми обладают взрослые.

Несомненно, прежде всего, нужно помочь ребёнку уверенно стать на ноги. Это значит: обеспечить ему соответствующие возрастным показателям психомоторное развитие, достаточность словарного запаса для контактов со сверстниками, проложить путь к становлению интеллектуально-познавательной деятельности через совершенствование сенсорных способностей. Без этого говорить всерьёз о познавательном, социальном и эстетическом развитии ребёнка бессмысленно.

Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Эта личностно-ориентированная модель присутствует в следующих принципах построения развивающей среды для детей раннего возраста.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Реализация его в среде детского сада требует создания условий, позволяющих и взрослому и ребёнку установить контакт, а для его осуществления найти верную дистанцию и занять правильную позицию. Одно из условий, которое делает такое общение более легко осуществимым — это разновысокая мебель. Воспитатель может свободно передвигаться среди детей, видеть их глаза. Наличие системы зон с различной степенью изоляции позволяет детям в зависимости от настроения, эмоционального или психологического состояния выбирать место общения. В групповой комнате необходимое зонирование может быть достигнуто путём создания разнокачественных зон — пространств, необходимых, в том числе, и для организации занятий с подгруппами детей, а также для индивидуальных занятий. Зонирование пространства может осуществляться мобильными средствами: соответствующей расстановкой мебели и оборудования. Организация соответствующего оборудования поможет ребёнку определить свой выбор места, удобного для занятий, творческой деятельности, игр и досуга в соответствии со своим эмоциональным состоянием, а взрослому — регулировать дистанцию и позицию для осуществления контакта с каждым ребёнком.

Принцип активности, самостоятельности, творчества

В детском саду должна быть возможность развития активности у детей и проявления активности взрослым. Она должна провоцировать возникновение и развитие познавательных процессов ребёнка, его волевых качеств, эмоций и чувств. По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка.

Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности — создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку широкую возможность двигаться. В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребёнком «взрослых» форм деятельности — приготовление пищи, ремонт предметов и т. д. взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе настоящей и результативной деятельности и в ходе общения самым естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и волевые способности ребёнка.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Элементом стабильности в группе может стать»домашняя зона», напоминающая детям гостиную обычной квартиры. Это может быть уголок с мягкой мебелью и журнальным столиком.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

Среда должна быть организована так, чтобы побуждать детей взаимодействовать с различными её элементами. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. Среда должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществить разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства «гасить», тормозить двигательную активность, когда это необходимо.

Принцип учёта половых и возрастных различий детей

Построение среды с учётом половых различий — предоставление как мальчикам, так и девочкам возможности проявлять свои склонности с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Необходимо обеспечить реальную общность ситуации эмоционально, волевого, когнитивного развития мальчиков и девочек. Развивающие пособия для девочек должны быть по своей форме привлекательны, прежде всего, для них, но по содержанию они должны быть равноценны пособиям для мальчиков.

Возрастной подход в организации развивающей среды заключается не столько в изобретении каких-либо новых принципов, сколько в специфической реализации уже сформулированных выше. Так, выбор оптимальной дистанции позиции в общении для маленьких детей означает преобладание контактных форм общения. С возрастом увеличивается дистанция общения, оно всё чаще опосредуется предметами, преобладающими становится общение «глаза в глаза», что предполагает специальные условия организации пространства.

Специфика раннего возраста такова, что предметно-развивающая среда, окружающая ребёнка в детском саду, должна отличаться яркостью, красочностью, насыщенностью образов. Многофункциональностью её составляющих, мобильностью, возможностью ребёнка самостоятельно моделировать окружающую обстановку и более того, она должна представлять детям пространство для творчества и быть максимально приближена к домашней, семейной обстановке, тем самым позволяя ребёнку чувствовать себя комфортно, уютно и непринуждённо.

Главное при организации и построении предметно-развивающей среды групп для детей раннего возраста — стараться учитывать стремление ребёнка, не запрещать всё подряд, а помогать ему приобретать новые знания, умения и навыки, а поэтому в группах не должно быть ни одного сантиметра, которые не способствовали бы развитию каких-то качеств личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle