Библиографическое описание:

Черногорцева Г. В. Свободный выбор в жизни человека // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1868-1871.

В работе анализируется значение решений, свободно принимаемых человеком. Автор выявил, что степень успешности человеческой жизни связана со свободным выбором человека. Показана зависимость деятельности человека от его свободного выбора. Свободный выбор человека пронизывает все сферы индивидуальной и общественной жизни. Автор показал значение и ценность свободного выбора для позитивного развития всего, что имеет место в обществе.

Ключевые слова: человек, жизнь, общество, свободный выбор, ответственность, ценности, мысль, деятельность.

 

Все философские школы и концепции единодушны в том, что свободный выбор имеет существенное значение для человека. В отличие от вечной природы и долговечного общества жизнь человека непродолжительна, ограничена весьма скромными временными рамками. Осознание жизни как конечной, хрупкой, понимание непредсказуемости конца и неизбежности смерти заставляет человека задуматься о смысле всего, что он делает, о смысле жизни в целом. Пока человек здоров, молод, успешен, он не всегда склонен задаваться вопросами о сущности и смысле своего пребывания в мире. Однако, рано или поздно, жизненная ситуация приводит человека к размышлениям о том, ради чего приходится так много учиться и работать, случается, терпеть несправедливость, страдать телесно и душевно.

Размышления о смысложизненных вопросах бытия помогают человеку оценить прошлые события своей жизни, поступки и поведение не только свое, но и других людей. Это дает человеку возможность решить для себя самого, ради чего и как следует жить, чтобы жизнь стоила труда быть прожитой. Конечно, сколько в жизни радостей и сколько страданий, в значительной степени зависит от самого человека. Как существо уникальное, человек сам создает неповторимую историю своей жизни. Как сложится жизнь, будет ли она успешной и в какой степени, во многом определяется деятельностью и поведением человека, его умением вовремя усматривать даруемые жизнью возможности, наличием волевых устремлений к их использованию с наибольшей результативностью для собственного блага и блага общества. Неоценимое значение имеет прозорливость человека в отношении последствий принимаемых им решений и соответствующего им поведения. Большое значение имеет так же адекватная оценка собственных возможностей, знаний, навыков, способностей, природных задатков и т. д. В сходных природных и социальных условиях люди по-разному обустраивают свою жизнь. Это связано с тем, что человек, как часть мира, избирательно относится ко всему, что его окружает. Каждый человек сам решает, что именно из предлагаемого миром в целом он выберет и освоит. В этом смысле можно сказать, что и мир является частью человека. Человек является источником и центром интереса к окружаемому миру. Это возможно благодаря свободе человека, которая «гарантирует человеку соотнесенность с сущим в целом» [5, c. 147]. Творческая сущность человека дает возможность в любой жизненной ситуации осуществить свободный выбор.

Свобода и порожденный ей свободный выбор присущи только человеку как существу творческому, изменяющему мир и самого себя. Благодаря свободному выбору человек обретает всю полноту ответственности. Стремление человека уклониться от свободного выбора, а значит, и от ответственности, препятствует формированию индивидуальности, способствует торжеству обезличенного существования. И все же жизнь заставляет каждого человека осуществить смысложизненный выбор. Сложность выбора состоит в том, что выбирать чаще всего приходится не между добром и злом, когда к тому же заранее и доподлинно известно, что есть добро и что есть зло, а между несколькими вариантами, каждый из которых содержит свои плюсы и свои минусы. Именно поэтому выбор часто сопровождается сомнениями в правильности и правомерности предпочтения определенного варианта. Сомнения терзают человека и в момент выбора, и в последующем, особенно если результат не оправдал ожиданий. Даже если цель достигнута, аналитические суждения о приемлемости, эффективности и оптимальности избранного свободного выбора постоянно присутствуют в размышлениях человека, одолеваемого сомнениями относительно того, могло ли все сложиться еще лучшим образом.

Таким образом, выбрав определенный вариант действия из числа многих возможных, человек не перестает анализировать, а что было бы, если бы он предпочел иной вариант действия, поведения, произнес другие слова, проявил бы больше сочувствия или понимания. Как в этом случае сложилась бы его жизнь? Возможно, что она стала бы успешнее и счастливее? Многочисленные «если бы…» оказывают влияние на мировосприятие и мироощущение человека.

Аналитические способности, в том числе и рассуждения о целесообразности свободного выбора позволяют человеку создавать реально осуществимые жизненные планы и проекты, осознавать свои интересы и формировать жизненно важные цели. В процессе из достижения человек осуществляет деятельность по поиску и нахождению наиболее оптимальных вариантов решения жизненных задач. Эффективное использование знаний и умений, приобретенных способностей и природных задатков, социальных возможностей в наличной жизненной ситуации позволяет человеку занять достойное место в семье и обществе, членом которых он является. Чувство глубокой удовлетворенности течением жизни, вера в свои возможности, порождают чувство собственного достоинства, оптимизм, приятие мира в целом. Напротив, неудачи, особенно завершающие большие усилия, побуждают человека задуматься о том, насколько правильным был его выбор в тех или иных жизненных обстоятельствах. Действительно, что было бы, если бы человек выбрал другую профессию, другое место жительства, другую работу, другую линию поведения, другой вариант выстраивания отношений, другой стиль общения и т. д.? Как сложилась бы в таком случае его жизнь? Возможно, она оказалась бы более успешной, принесла бы больше достижений, самоуважения, счастья и удовлетворенности, меньше сожалений. Неудовлетворенность достигнутым, самой жизнью, такой, какой она сложилась, неосуществленные цели и планы, несбывшиеся надежды может привести человека к отрицанию мира в целом, его значимости, к одиночеству, «к параличу» [5, c. 159] и изоляции. В этом случае оценка существующего и происходящего становится все более неадекватной. Осмысление жизненных реалий ведется на языке возможностей, все более абстрактных, все более удаленных от реальной жизненной ситуации. В результате жизненный успех становится все более далеким, все более труднодостижимым. Возникает и углубляется разрыв между реальными возможностями удовлетворения жизненно важных потребностей, интересов и целей человека и абстрактными, фактически неисполненными пожеланиями и претензиями.

Жизненные трудности и неудачи, оказавшиеся недостигнутыми цели вполне способны существенным образом изменить представления человека о мире и самом себе. Ситуация осложняется тем, что по сути дела прошлое никогда не исчезает из настоящей жизни человека. Тем или иным образом оно то и дело дает о себе знать, имплицитно присутствуя практические во всех делах и жизненных ситуациях человека. Прошлое, удачное или не очень, оказывает существенное влияние на принимаемые человеком решения, ценностные ориентации, на всю систему отношений к социальным явлениям и событиям, к профессиональной и общественной деятельности, окружающим людям и самому себе.

Позитивный опыт решения жизненно важных проблем укрепляет уверенность человека в самом себе, в своих способностях решения выдвигаемых жизнью вопросов. Многочисленные формы практической деятельности, являясь, по сути, социальными практиками, вносят существенный вклад в обогащение содержания человеческой жизни, особенно в случае достижения позитивных результатов.

Однако, с древнейших времен до наших дней, человек всегда неудовлетворен достигнутым. Это очень ценно и важно для все более комфортного обустройства человеческой жизни, для продвижения общества во всех направлениях по пути достижения все более впечатляющих успехов. Поскольку человек никогда не ощущает всей полноты удовлетворенности, он непрерывно анализирует не только ближайшее, но и весьма отдаленное прошлое, применяя конструкцию если бы, оценивая степень правомерности предпочтенного свободного выбора. Аналитические размышления дают возможность извлечения полезных уроков для лучшей организации текущей жизни, определения наиболее желанных и приемлемых перспектив развития социума и обустройства человеческой жизни.

Размышления о возможностях и последствиях свободного выбора, постепенно приводят к тому, что человек ищет и находит средства для того, чтобы превзойти свой антропологический масштаб. И ему это удается: не имея крыльев человек летает, более того, летает быстрее птиц. Обладая скромным, по сравнению с другими живыми существами, зрением, человек изобрел технические средства, многократно увеличивающие способности наблюдения. Научно-технические достижения человека сравнимы с тектоническими сдвигами в природе, настолько они впечатляющи. В наращивании научно-технической мощи человека существенное значение имеет свободный выбор, неотъемлемый от творческой сущности человека. Творческие устремления побуждают человека интенсифицировать научные исследования, совершенствовать уже имеющиеся и изобретать новые технические устройства. Жажда жизни заставляет человека работать над средствами по увеличению ее продолжительности, по насыщению жизненного процесса все более многообразными и содержательными видами и формами деятельности. Это позволяет человеку все более эффективно использовать свои способности и жизненные возможности для достижения все более высокой результативности своей деятельности.

Осмысливая свою жизнь в аспекте возможностей свободного выбора, человек понимает, что она могла бы сложиться совершенно по-другому. Однако в прошлом ничего нельзя изменить, и жизнь такова, какой ее создал сам человек, действуя на основе свободного выбора и собственных предпочтений. И если реально в прошлой жизни ничего нельзя изменить, то аналитически вполне возможно вновь и вновь интерпретировать события и обстоятельства минувшего, имевшие место и возможные варианты поведения, вновь и вновь вносить коррективы в оценку возможностей и обстоятельств прошлого.

Именно поэтому мысль о том, «что было бы, если» никогда не покидает человека, побуждая его все внимательнее всматриваться в прошлое, все обстоятельнее подходить к тому, что он делает и говорит, с кем и как общается, насколько реальные цели ставит и насколько эффективные пути-дороги выбирает, какие средства достижения жизненно важных целей предпочитает, к чему стремится и на что надеется.

Принятая человеком совокупность и выстроенная им иерархия ценностей задает определенную систему жизненных координат и параметры всех жизненных практик, охватывающих и экономическую, и нравственную, и правовую, и политическую, и личную составляющие человеческой жизни. В отношении принятой системы ценностей так же вполне возможна оценка свободного выбора. Человеку, как и обществу, в целом присуще аналитическое отношение ко всей совокупности господствующих ценностей. Особенно это характерно для переломных моментов в жизни человека и общества. Основанием всегда служит определенная степень неудовлетворенности существующим положением дел.

Осознание сложившейся ситуации, как в личной, так и в общественной жизни побуждает к размышлениям о правомерности и неправомерности свободного выбора. Аналитические суждения касаются не только реальных людей и событий, но и состояния экономический и духовной жизни общества, прав и свобод человека, имеющих место возможностей для воплощения сил и способностей, творческих устремлений человека, направленных к освоению вещного и духовного мира.

В целом можно сказать, что обстоятельному анализу человек подвергает все значимое в его жизни, свой прежний жизненный опыт, события и обстоятельства своей жизни, составляющие их поступки, дискурсы, варианты поведения, жизненные ситуации, имевшие место в прошлом, реализованные и упущенные возможности. Это важно для организации текущей жизни как более успешной, наиболее полно удовлетворяющей жизненно важные запросы человека как источника и центра всего, что существует в социальном мире.

 

Литература:

 

1.           Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — 446 с.

2.           Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 463 с.

3.           Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591 с.

4.           Къеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 383 с.

5.           Черногорцева Г. В. Сущность человека в философии экзистенциализма (по работам М.Хайдеггера и А.Камю). Монография. М.: МАКС Пресс, 2002. — 212 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle