Библиографическое описание:

Атоев Э. Х., Савриев Ш. М. Определение диагностических целей и задач при разработке педагогических тестов // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1265-1266.

В статье обсуждаются диагностические цели и задачи педагогических тестов, используемых при многоэтапном контроле знаний учащихся.

 

Начальным этапом разработки педагогических тестов является определение диагностических целей и задач.

Цели диагностики могут быть связаны с проверками: а) знания научных фактов, ключевых понятий и основных законов предмета, т. е. выявление базового уровня знаний; б) объема знаний, умений и навыков по отдельным темам; в) знаний и умений относительно самостоятельного раздела курса; г) знания ключевых разделов учебного курса на этапах рубежного и итогового контроля диагностируются «сквозные» учебные умения и навыки например, графические, расчетно-математические, аналитические, аналитико-синтетические и т. п. [1.2].

В случаях (а, б) тест будет включать близкие по содержанию, характеру задания и будет относительно однородный, т. е. гомогенный. А в случаях (в, г) труднее конструировать эффективный и надежный тест, резко возрастает объем работ по его стандартизации. Тесты (батареи тестов) такого типа обычно бывают гетерогенными (неоднородными по составу), т. к. содержат тестовые задания различного характера и уровня сложности т. е. теоретические и прикладные вопросы, умение выделить характерные признаки, расчетные задачи без готовых ответов, а также требующие от обследуемого конструирование ответа [3].

Цели диагностики: выявить уровень освоения студентами ключевых понятий, характеризующих особенности различной сложности и трудности методов анализа, умение анализировать функциональные возможности используемых методов, умение применять освоенные приемы работы и методики в практике ЦЗЛ (центральных заводских лабораторий), технологическом контроле производства в различных отраслях.

Задачи диагностики:

-        понимание сущности и физического смысла величин, входящих в физико-математических формулах и схемах (на уровне распознавания);

-        понимание (механизма) сущности возникновения различного рода процессов, зависимости их величины от различных внешних факторов (на уровне распознавания символов и частичной репродукции);

-        знание основных приемов измерения параметров процессов, умение вычислять отдельных ключевых величины (уровень репродукции, воспроизводства ранее усвоенной информации и ее применение);

-        умение проводить (выполнять) лабораторные анализы и определять содержание искомых компонентов (например, лактозы в молоке, инвертного сахара в фруктовых соках, крахмала в рисе, содержание тяжелых металлов в консервированной продукции и т. п.).

Согласно теоретическим положениям педагогической диагностики и накопленного опыта преподавания учебного курса можно заключить, что тесты для бакалавров наук должны быть:

а)     тестом итогового контроля теоретических знаний, практических умений по решению задач и элементов моделирования ситуационных задач;

б)     состоять из субтестов, пригодных для рубежного контроля по отдельным структурным разделам;

в)     иметь универсальное ядро, т. е. содержать задания, являющиеся общими для всех родственных специальностей;

г)     допускать возможность дополнения на каждом этапе рубежного контроля и при итоговом контроле субтестами, ориентированными на специфику специальностей т. е. добавление профилизированных тестовых заданий;

д)     строится как тест симптоматической диагностики (с последующими дополнениями тестовыми заданиями этиологической диагностики, т. е. направленными на выявлении характера ошибок);

е)     по процедуре проведения универсальными — допускать возможность применения бланковой (письменный тест), компьютеризованной и компьютерной форм тестирования;

ж)   быть гетерогенным по форме построения заданий;

з)      учитывать время выполнения заданий, как дополнительный фактор рационального использования учебного времени, интенсификации процесса обучения;

и)    коэффициент трудности заданий должен иметь значения в интервале от 3,0 до 7,0 (в шкале Станайн), контрольное время выполнения заданий в интервале 20–50 сек., т. е. учесть условия и особенности массового тестирования;

к)     тестом эквивалентной сложности одновременно на русском и узбекском языках;

л)     иметь гибкое, легко адаптируемое программно-методическое обеспечение, позволяющее формировать фонд учебных данных и генерировать равнозначные индивидуальные варианты каждому тестируемому.

м)    иметь перечень понятийных и эмпирических индикаторов темы, раздела и учебного курса.

Соблюдение этих условий требует от разработчиков четко определить место дидактических тестов и их взаимосвязь с другими методами оценки знаний в целостной системе многоэтапного контроля, призванного обеспечить надежную, оперативную и диагностичную обратную связь в учебном процессе.

Подобная диагностическая постановка задач тестирования позволяет без затруднений определить оптимальное количество тестовых заданий и более точно оценить диагностическую эффективность предметного теста.

 

Литература:

 

1.      Ибрагимова Г. Т. Пособие по подготовке выпускников средних школ к тестовым испытаниям для поступления в вузы. — Т.: Укитувчи, 1993.

2.      Кувандиков О. К., Ким В. С. Методические указания по составлению тестовых заданий. — Самарканд.: СамГУ, 1992.

3.      Фарберман Б. Л. Методика разработки и применения педагогических тестов. — Т.: РУМЦ, 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle