Библиографическое описание:

Козлова Н. С., Чёрная Е. Е. Изучение специфики вовлеченности подростков в социальные сети // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1740-1744.

Сегодня, в век повсеместной компьютеризации, социальные сети стали обыденным элементом нашей жизни. Аудитория социальных сетей стремительно растет, увеличивается нагрузка на психику современного человека. Стоит отметить, что самыми активными пользователями данного изобретения являются индивиды подросткового и юношеского возраста, однако с каждым годом аудитория социальных сетей становится все старше. Тем не менее, на наш взгляд, наиболее незащищенными к воздействию контента социальных сетей являются именно лица подросткового возраста, в силу своей эмоциональной нестабильности и общей незрелости личности. Мы полагаем, что необходимо изучать все явления, которые могут быть потенциально опасными для несозревшей психики, дабы научиться предотвращать нежелательные последствия.

Особенности пользователей сети интернет и социальных сетей, в частности, посвящены работы многих исследователей. Так, специфика социальных сетей, а именно такой показатель как количество «друзей» была изучена Козловой Н. С. Ею был сделан вывод, что чем больше у личности «друзей» в социальной сети, тем больше вероятность, что таким образом она стремится к самопрезентации [6]. Кроме того, данным исследователем изучались взаимосвязи механизмов психологической защиты с вовлеченностью личности в социальные сети [5] и влияния самочувствия, настроения и активности на характер пользования данными сайтами [4]. Что касается феномена интернет-аддикции то данный вопрос был подробно изложен в работах Войскунского А. Е. [3], Панковой Т. В., Сергеевой Н. В. [7]. Виртуальную коммуникацию изучали Арестова О. Н. [1], Белинская Е. П., Жичкина А. Е. [2]. К проблеме особенностей Я-концепции личностей, использующих интернет, обращалась Чудова Н. В. [8].

Нами же было проведено исследование специфики вовлеченности подростков в социальные сети. В результате при помощи факторного анализа было выявлено семь факторов, каждый из которых представляет совокупность взаимосвязанных характеристик, относящихся к определенному типу личности. Предлагаем поочередно рассмотреть каждый из них.

1. «Самопрезентация в социальной сети в целях общения»

Первый выделенный нами фактор, на наш взгляд, отражает личность, которая пользуется социальными сетями ради того, чтобы общаться с друзьями, но для достижения этой цели ей необходимо активно презентовать себя. Этот вывод мы сделали исходя из следующих предпосылок. Мотивом к регистрации в социальных сетях у такой личности является стремление показать себя. Велика частота выкладывания фото и на фото, как правило, изображен сам респондент. Присутствует склонность проверять количество «лайков» к своим фото, что свидетельствует о потребности в одобрении, а также об озабоченности своей персоной. Стоит отметить, что, скорее всего, у данной личности нет проблем с физическим аспектом образа «Я», так как в социальные сети он выкладывает, как правило, настоящее фото. Социальные сети такая личность использует в первую очередь для общения. Кроме того, немаловажно, что присутствует высокая вовлеченность в социальные сети, об этом свидетельствуют следующие факты. Рассматриваемая нами личность проводит много временя в социальных сетях, выходит в сеть несколько раз в день и проводить там, в совокупности, более шести часов. Наибольшая активность пользования социальными сетями просматривается утром, это может говорить о том, что одной из важных потребностей такой личности является выход в сеть. Техническим устройством, посредством которого осуществляется пользование социальными сетями, является смартфон, скорее всего, респондент нуждается в том, чтобы постоянно быть на связи. О высокой степени вовлеченности и скорее всего даже зависимости свидетельствует тот факт, что при отсутствии возможности зайти в социальную сеть респонденты испытывают тревогу и печаль не испытывают бодрости. Немаловажным будет сказать, что респонденты в свободное время предпочитают гулять и общаться с друзьями. Таким образом, личность первого типа имеет выраженную коммуникативную, так как её основная деятельность, как в виртуальной, так и в реальной жизни это общение с друзьями. Также нами было выявлено, что такие подростки имеют высокую вовлеченность в социальные сети. Мы полагаем, что вовлеченность является следствием гиперобщительности или же напротив, недостатком общения в реальной жизни. О последнем может говорить стремление к самопрезентации, возможно, подобным образом подросток компенсирует недостаток каких — то реально существующих качеств и достижений, с помощью которых он мог бы завоевать расположение тех людей, с которыми ему бы хотелось общаться. Хотя возможно самопрезентация была самоцелью изначально и вследствие активного представления своей персоны, личность стала общаться с наибольших количеством людей (возможно, виртуальные пользователи даже сами начали проявлять активность). В любом случае, очевидно, что самопрезентация и потребность в общении в данном случае имеет взаимосвязь.

2. «Нахождения в социальной сети, как атрибут имиджа подростка»

Личности, относящиеся ко второму фактору имеют небольшое количество друзей в социальной сети, при чем друзья из реальной жизни в ней не присутствует. Это свидетельствует о том, что респонденты не испытывают высокой потребности в общении, возможно им хватает общения в реальной жизни. О последнем говорит тот факт, что в свободное время они предпочитают общаться с друзьями вне сети. Такие респонденты часто выкладывают фото в свободный доступ, на которых изображены они сами. При этом наблюдается потребность в одобрении, выражающаяся в проверке количества «лайков». Как правило, рассматриваемая нами личность не стремится размещать записи на «стене» в своих социальных сетях. О невысокой вовлеченности в активную деятельность внутри социальной сети говорят следующие факты. Респонденты не заходят в социальные сети по утрам, не находятся в сети более шести часов, не испытывают гнева, при невозможности попасть в сеть, нахождение в сети интернет не является их доминирующей деятельность в свободное время. В результате, резюмируя всё вышесказанное, мы можем сказать следующее. Подросток данного типа пользуются социальной сетью ради присутствия данного явления в его образе, то есть это атрибут его имиджа. Мы сделали этот вывод вследствие того, что отсутствует ярко выраженная вовлеченность, активность внутри самой социальной сети. Есть признаки самопрезентации за счет социальной сети, но мы полагаем, что это средство показать свое присутствие в данной виртуальной реальности, а не удовлетворение потребности в показе именно своей личности.

3. «Использование социальных сетей для удовлетворения потребности в общении»

Анализируя третий фактор, мы выявили, что такие «юзеры» начали пользоваться социальными сетями для того, чтобы найти новых друзей, не для развлечения, не для того, чтобы пользоваться медиа материалов, быть в курсе событий из жизни друзей и смотреть информацию в группах по интересам. Кроме того, они пользуются несколькими ресурсами в том числе «Одноклассниками». Последние два факта говорят нам о том, что у данной личности актуальна проблема общения. Находясь в социальной сети, респонденты просматривают чужие страницы, возможно в поисках новых друзей. Время, проведенное в сети находится на отметке примерно меньше часа, но удалиться без причины такая личность по её же мнению не сможет. Кроме того, характерно присутствие страха при невозможности выйти в сеть. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что возможно наличие зависимости от социальной сети. Хотя вероятно она имеет не выраженный характер, так как в свободное время респонденты предпочитают не находиться в интернете, а смотреть телевизор и кроме того, как уже говорилось выше на социальные сети они тратят меньше часа в день. Мы предполагаем, что у личности, которую мы рассматриваем, существуют проблемы с физическим образом «Я», так как у них отсутствует фотография на «аватаре» (изображение, представляющее человека в социальной сети). Хотя с другой стороны данный факт может свидетельствовать о нежелании афишировать свою личностью. Также было выяснено, что респонденты имеют напряженный распорядок дня. В результате анализа третьего типа личности, мы сделали вывод, что для него характерна актуализированная потребность в общении. Именно для цели поиска собеседников и используется в данном случае социальные сети. Возможно, дефицит общения возник из — за неуверенности в себе, вследствие неадекватной оценки своего образа «Я». Или же в силу сильной загруженности в течении дня. Мы полагаем, что, скорее всего, проблема коренится именно в низкой самооценке, которая является устойчивой личностной характеристикой, так как проблема у данных респондентов не в невозможности общаться с имеющимися друзьями, а именно в отсутствии таковых.

4. «Стремление к участию в общественной жизни»

Мы выявили, что данные пользователи зарегистрировались в социальных сетях из — за собственного любопытства и ради развлечения. Они пользуются социальными сетями один раз в день и меньше часа. Но, несмотря на это, считают себя зависимыми от социальных сетей и признаются, что не могут удалиться без причины. Техническое устройство, которое такие личности используют для выхода в сеть это смартфон. Мы полагаем, что несмотря на оценку собственного состояния, данная группа респондентов имеет невысокую степень зависимости от социальных сетей, так как в свободное время они предпочитаю читать книги или смотреть телевизор, но не находиться в интернете. Наличие смартфона, так же подтверждает этот факт, так как, имея возможность выходить в сеть в любое время и насколько угодно, респонденты, тем не менее, проводят в социальных сетях ограниченно е количество часов. Типичными для выделенного нами типа личности является просматривание новостной ленты, а также чужих страниц. Также характерно выкладывание фото мероприятий и фото еды. В результате, мы можем сделать вывод, что основной чертой данного типа личности является стремление принимать участие в общественной жизни. Об этом свидетельствует интерес к жизни других людей, а также стремление показать собственную повседневную жизнь. Кроме того, мы полагаем, что у данного типа личности зависимость от социальных сетей является низкой. У респондентов присутствует осознание существование проблемы зависимости, хотя оценка себя относительно данной проблемы несколько завышена.

5. «Самопрезентация, как самоцель»

Пятый фактор, на наш взгляд, характеризует личность, стремящуюся к самопрезентации, как самоцели. Во — первых, данные респонденты имеют аккаунт в социальной сети «Инстаграм», основной функцией которой является представление себя при помощи фотографий. Во — вторых они отмечают, что начали пользоваться социальными сетями для того, чтобы показать себя. В — третьих, им важно одобрение, так как они следят за количеством «лайков» к своим фотографиям). Стоит отметить, что присутствует риск зависимости от социальных сетей. Так как респонденты проводят в сети более шести часов в день и испытывают печаль, когда отсутствует возможность пользования данными сайтами. Кроме того, для выхода в сеть они используют планшет, что говорит о расширении возможности доступа к социальным сетям, а, следовательно, в данном случае увеличении времени, затраченного на активность внутри социальных сетей Стоит также отметить, что личность, которую мы рассматриваем, зарегистрировалась в социальных сетях, потому что ими стали пользоваться её друзья. Это может указывать на присутствие конформизма в характере респондентов. Таким образом, мы назвали ключевые характеристики личности, относящейся к пятому типу. В первую очередь это потребность в самопрезентации, причем как самоцели. Так же стоит отметить, что исходя из этого, возможен излишний эгоцентризм, хотя это допустимо, учитывая возрастные особенности. В характере данной личности присутствует конформизм и склонность к зависимости, из чего следует, что, скорее всего, присутствуют проблемы, связанные с волевой сферой личности.

6. «Самоутверждения за счет демонстрации количества «друзей»»

Мы склонны полагать, что шестой фактор представляет собой тип личности, которая имеет потребность в утверждении себя, но не может это сделать в реальной жизни. Для таки респондентов характерно большое количество друзей в сети, демонстрация фото друзей, а также изображение самой личности с друзьями. Возможно, что респонденты самоутверждаются за счет наличия у них большого количества друзей. Данная личность начала пользоваться социальными сетями ради развлечения, а не для того, чтобы показать себя. Поэтому логично, что основная активность внутри сети — это просмотр информации в группах по интересам. Это также доказывает также то, что социальные сети не выступают как средство удовлетворения потребности в общении, а, следовательно, большое количество друзей необходимы для их демонстрации остальным пользователям. Нехарактерен также просмотр чужих страниц. Это может свидетельствовать об отсутствии интереса к другим людям, к своим друзьям. Хотелось бы отметить, что у данного типа личности имеется выраженная зависимость от социальных сетей. При отсутствии возможности зайти в сеть она не испытывает таких эмоций, как радость и бодрость, а испытывает печаль. Кроме того, основная активность в социальной сети осуществляется такими пользователями днем. Данный промежуток времени, как правило, имеет наибольшую загруженность, поэтому невозможность отказаться от социальных сетей во время работы/учебы может служить индикатором зависимости, на наш взгляд.

7. «Наличие проблем с «Я» концепцией личности»

Личность седьмого типа начала пользоваться социальными сетями ради развлечения и пользования медиа материалом. На данный момент основная активность внутри сети — это общение). Такое разногласие между желаемым и действительным, можно объяснить тем, что в процессе пользования новым информационным полем личность нашла для себя новые возможности удовлетворения актуальных потребностей. Фото данная личность выкладывает не часто). На фотографиях изображены домашние животные, а также сам пользователь со своими родственниками. Данный факт может свидетельствовать о тесной связи со своей семьей, прочными родственными узами. Особенно учитывая тот факт, то помимо своего хобби и проведения времени в интернете, респонденты предпочитают общаться со своей семьей. Но с другой стороны, фото подобного рода могут указывать на проблемы с «Я» концепцией. В подкрепление этой гипотезы можно предъявить то, что пользователи не ставят на «аватар» собственную, настоящую фотографию. Стоит отметить, что несмотря на отсутствие тревоги, при невозможности выйти в сеть, мы можем констатировать наличие зависимости исходя из следующих признаков. Максимальное время, в течении которого пользователь не заходил в социальные сети достаточно мало. Личность пользуется подобными сайтами насколько раз в день и не меньше часа. Таким образом, личность, причисляемая к седьмому типу, скорее всего, имеет проблемы со своим образом «Я», а в результате этого и проблемы в общении. Вследствие того, что в социальных сетях гораздо проще удовлетворить возникшую потребность, чем в реальной жизни, данные респонденты стали всё больше вовлекаться в виртуальную жизнь и в результате стали зависимыми.

Подводя итоги можно сказать, что в основе, каждого из выявленных нами фактора лежит какая — либо потребность, которая удовлетворяется за счет социальных сетей. Это потребность в самопрезентации, общении, самоутверждении. Кроме того, при рассмотрении специфики социальных сетей видно, что некоторые пользователи имеют проблемы со своим образом «Я». Так же мы выявили, что наибольшим уровнем зависимости обладают те типы личности, которые как раз такие используют социальные сети для удовлетворения своих базовых потребностей. Но нами были выделены также два фактора, к которым относятся личности, имеющие невысокую вовлеченность. Это фактор стремления к участию в общественной жизни и фактор нахождения в социальных сетях как атрибут имиджа подростка. Конечно, в их основе тоже лежат потребности, например, потребность соучастия. Но для их удовлетворения достаточно просто иметь аккаунт в социальной сети, нет необходимости проявлять излишнюю активность, генерировать контент. Именно постоянная потребность в повторении однотипных действий для удовлетворения актуальной потребности и создает аддиктивное поведение. Стоит отметить, что зависимость в данном случае обусловлена также тем, что создается лишь видимость удовлетворения потребностей, но это не осознается самим пользователем. Поэтому происходит всё большее погружение в виртуальную реальность. Опасность заключается в том, что подростковый возраст является кризисным периодом, в котором закрепляются различные модели поведения. Это период наибольшей восприимчивости к различным воздействиям. Следовательно, такой способ удовлетворения потребностей, а вернее иллюзия, может закрепиться на подсознательном и поведенческом уровне подростка и впоследствии перейти в устойчивую привычку, что чревато возникновением неврозов.

 

Литература:

 

1.         Арестова О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 4. — С. 14 -20

2.  Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. // Образование и информационная культура. Т. 5. Вып. 7. — М.: РАО, 2000 г. — С. 395–431

3.         Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. — 2004. -. № 1. — С. 90–100

4.         Козлова Н. С. Влияние самочувствия, активности и настроения на характер использования социальных сетей // Научно-исследовательский и образовательный потенциал современной высшей школы сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. П. Чигишевой. — 2014. — С. 87–90.

5.         Козлова Н. С. Взаимосвязь механизмов психологической защиты с вовлеченностью личности в социальные сети // Фундамен-тальные и прикладные науки сегодня Материалы IV международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Академический». North Charleston, SC, USA. — 2014. — С. 88.

6.         Козлова Н. С. Количество «друзей» в социальных сетях как отражение психологических особенностей личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 45. — С. 137–142.

7.         Панкова Т. В., Сергеева Н. В. Исследование интернет — зависимости подростка:// Современная педагогика. — 2014. — № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/5/2328 (дата обращения: 13.04.2015)

8.         Чудова Н. В. Особенности образа «Я» жителя интернета // Психологический журнал. — 2002. — № 1. — С. 113–117.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle