Библиографическое описание:

Филинова И. Ф. Особенности тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1498-1500.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

 

Ключевым моментом модернизации современной системы образования является положение о том, что в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, независимо от его способностей [5].

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно аналитическим данным медико-демографических показателей здоровья населения РФ «темп прироста заболеваемости с 2003 по 2013 гг. в целом по Российской Федерации составил 15,0 %. В 2013 году прирост общей заболеваемости в сравнении с 2008 годом составил 3,3 %» («Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ за 2013 год» с.10) [6].

Аналитические данные показывают. «В Челябинской области общая заболеваемость детей 0–14 лет в динамике имеет тенденцию постепенного роста к 2011 году. В структуре общей заболеваемости детей до 14 лет основную долю − 53,3 % составляют болезни органов дыхания, остальные классы составили от 5,8 до 0,4 %». «Снижение прироста первичной заболеваемости детей до 14 лет отмечается по классам болезни эндокринной системы, мочеполовой системы и психические расстройства. В сравнении с 2007 годом в 2011 году наиболее значительный прирост первичной заболеваемости зарегистрирован по классам: новообразования (+33,3 %), болезни нервной системы (+23,9 %) и болезни глаз (+23,6 %)» [7].

«В возрастной группе 15–17 лет отмечается увеличение к 2011 году как общей, так и первичной заболеваемости. В структуре общей заболеваемости подростков, как и у детей до 14 лет, первое место занимают болезни органов дыхания, но в данной возрастной группе они уже составляют 33,1 % и уже больший объем приходится на травмы и отравления — 9,2 % и болезни органов пищеварения — 8,4 %. Показатель инвалидности детского населения Челябинской области к 2011 году имеет тенденцию роста, но сохраняется на протяжении 5 анализируемых лет ниже, чем по Российской Федерации» [7].

Таким образом, аналитические данные свидетельствуют в целом о тенденции роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Но, не смотря на какие-либо ограничения, человек, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет право на полноценную жизнь, творчество, образование и др. Необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек с ОВЗ может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.

Современное российское образование имеет гуманистическую направленность, поскольку формирует определенный уровень толерантности к детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Анализ многочисленных исследований (Аверкин В., Азарян А. Р., Архип И. А., Баркаускайте М., Бондарь В. И., Быстрова Н. Н., Гудонис В. П., Дудьев В. П., Карьенов В. А., Карпова Т. М., Кафьян Э. М., Коновалова А. П., Копытова С. В. и др.) позволяет говорить о том, что в реальном педагогическом процессе в общеобразовательной школе участвуют дети разных интеллектуальных, психических, физических и социальных возможностей [5].

Рассмотрим подробнее термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особенностями развития».

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [2, с. 186]. Наиболее распространенными в современной психолого-педагогической и медико-социальной литературе являются понятия «дети с особенностями развития» и «дети с ограниченными возможностями». Их преимущественное употребление вызвано тем, что эти понятия отражают состояние детей как исходное положение, определяющее круг проблем независимо от состояния общества и среды, которое может только расширить этот круг. Использование термина «дети с особенностями развития» основано на абстрагировании от человека − от конкретного индивида с некоторыми особенностями, присущими только ему, от особенного человека (тогда как говоря об отклонениях отталкиваются от нормы, а понятие нормы в ряде случаев условно и относительно). Данные понятия, кроме того, определяют личностно-ориентированное направление реабилитации, при которой особенности могут перерасти в своеобразие и неповторимость конкретного человека. Дети с особенностями развития − это дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания [8].

Российская система норм об образовании классифицирует таких детей на следующие группы: глухие; слабослышащие; позднооглохшие с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; позднооглохшие с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; слепые; слабовидящие; поздноослепшие; имеющие тяжелые нарушения речи; имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; умственно отсталые; глубоко умственно отсталые; имеющие сложные дефекты.

Российское законодательство нуждается в единой терминологии применительно к сфере образования лиц с ограниченными возможностями, в четком определении именно в законодательном акте понятий, относящихся к кругу лиц, обладающих специальными правами в сфере обучения. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми образовательными потребностями» (children with special educational needs). Он используется в настоящее время в странах Западной Европы. Дети или учащиеся с особыми образовательными потребностями (ООП) − новый, еще не устоявшийся термин. Возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» [1, с. 63]. Термины «ребенок с особенностями развития» и «ребенок с особыми образовательными потребностями» уже не воспринимаются как уничижающие, а лишь говорят о трудностях, которые необходимо преодолевать и ребенку, и родителю, и специалистам в процессе его обучения.

Значительная часть детей с ограниченными возможностями здоровья длительное время находятся в лечебных учреждениях по состоянию их здоровья. В таких лечебных учреждениях функционируют школы, в которых дети с ОВЗ продолжают обучение. Несмотря на то, что в период нахождения в лечебном учреждении доминирующим является процесс лечения, поддержание состояния здоровья на необходимом уровне, учебная деятельность все же является ведущей для детей школьного возраста. В это время перед медицинским персоналом, психологами, воспитателями и педагогами стоит не менее важная задача: создание максимально комфортной среды в лечебном учреждении для детей, которым приходится достаточно долгое время находиться на лечении. Вместе с тем таким учащимся необходимо не только медико-социальное сопровождение, но и индивидуальные программы обучения и коррекции. Поскольку у детей дети, проходящих длительное лечение и реабилитацию, помимо учебных компетенций, формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Большинство учащихся с ограниченными возможностями здоровья имеют слабую мотивацию к обучению. Интернет — технологии позволяет ребенку не ощущать полной изоляции, но элемент отстранения от полноценной жизни присутствует.

В общеобразовательных учреждениях частично решена проблема включения учащихся с ОВЗ в учебный процесс. В штатном расписании школ введены дополнительные единицы: социальные педагоги, логопеды-дефектологи. В последние годы в школах стали появляться тьюторы (педагоги сопровождения). Благодаря работе специально подготовленных педагогов «в непосредственном активном сотрудничестве с учителем, психологом и другими специалистами, можно создать для ребенка ту самую среду, в которой эмоциональный комфорт и опора на внутренние ресурсы ученика подтолкнут его к активному развитию» [3, с. 5]. Здесь под специально подготовленным педагогом мы имеем в виду тьютора.

Анализ научно-исследовательской литературы и собственный профессионально — педагогический опыт показывают, что на данный момент времени тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями активно развивается в инклюзивном образовании, а тьюторское сопровождение учащихся с ООП, находящихся на длительном лечении в лечебном учреждении, как таковое отсутствует. В связи с этим, мы считаем, необходимым введения в лечебные учреждения должности тьютора. Тьютор — педагог, который сопровождал бы учащихся с ООП в период длительного лечения. Опираясь на принцип индивидуализации тьютор «ориентируется прежде всего на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося. Цель педагога при реализации данного принципа заключается в помощи каждому ученику в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной программы» [4, с. 75].

 

Литература:

 

1.                  Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. с. 528 (с. 63)

2.                  Исаев Д. Н., Умственная отсталость у детей и подростков. Спб.: Речь, 2003. — 400 с.

3.                  Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010, с. 88 (с.5)

4.                  Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия тьютор. М. — Тверь: СФК-офис, 2012, 246 с. (с. 75)

5.                  http://nauka-pedagogika.com

6.                  http://www.rosminzdrav.ru

7.                  http://miac74.ru/upload/medialibrary

8.                  http://www.scienceforum.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle