Библиографическое описание:

Мельникова Е. И., Струкова Е. Е., Эсенбаева А. К., Никитина Г. А., Устьянцева Т. А., Волкова К. Н. Влияние биологических ритмов человеческого организма на самочувствие студентов колледжа // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 547-550.

This article is about the influence of biological rhythms of the human organism on students’ well-being. In the context of the results we have made practical recommendations to support the activity of the first year students and the results of our work can be used at different lessons of our college.

Key words: influence of biological rhythms, well-being, practical recommendations.

 

Как говорил Камиль Фламмарион: «Мы об этом не думали, но все, что ходит, двигается, живет на нашей планете, есть дитя солнца» [2]. Современный социум требует от выпускника медицинского колледжа готовности вступить в активную общественно полезную деятельность здоровой и полноценной личностью, имеющей высокий резерв здоровья. От молодых специалистов требуется способность не только решать социальные задачи, но и создать крепкую семью и воспитать здоровое потомство. Однако следует учитывать, что современная жизнь не уменьшает, а, наоборот, увеличивает риски для здоровья людей в меняющихся условиях общества и природной среды. Поэтому мы выбрали тему, актуальность которой заключается в изучении влияния биологических ритмов организма на самочувствие студентов первого курса в ГБОУ СПО «Свердловского областного медицинского колледжа». Цель: провести сравнительный анализ данных «Программы биоритмов» по интеллектуальным, физическим и эмоциональным циклам и показателей оценки самочувствия у студентов первого курса в декабре 2014 года.

Для проведения эксперимента применяем методики авторов — Л. Х. Гаркави и соавторов [1, 3, 4]. В качестве испытуемых были взяты 35 студентов. В группе наблюдения успевали на «4» и «5» 57,1 %, учились с «3» 42,9 %. По состоянию здоровья 25,7 % отнесены ко II группе, 74,3 % — к III и IV группе здоровья, 8,5 % — инвалиды. Используя специальную «Программу биоритмов», где учитывалась дата рождения студентов, мы получили графики эмоционального, интеллектуального и физического циклов на декабрь 2014 года для каждого из участников эксперимента, где показатель функции колебался от –5 до +5. Параллельно 15 и 23 декабря 2014 была проведена диагностика субъективной оценки самочувствия по тесту «Оценка состояния» Л. Х. Гаркави и соавторов у тех же студентов.

Вопросы в тесте подразделялись на три группы, каждая из которых характеризовала эмоциональное состояние, физическую или интеллектуальную работоспособность. Ответы оценивались по шкале от –3 до +3 баллов. Для удобства сопоставления суммарная оценка функции и данных биоритма проводилась по десятибалльной системе, для чего мы использовали коэффициент, выведенный отдельно для каждого цикла. По результатам теста, был проведен сравнительный анализ с показателями программы. Оценивалась степень совпадения показателей программы биоритмов и теста. Далее студентов распределили на три группы по степени совпадения их биоритмов с графиком. В 1 группу были отнесены студенты, у которых разница между исследуемыми показателями не превышала 3 балла — высокая степень соответствия. Во 2 группу со средней степенью соответствия вошли студенты с разницей показателей 4–6 баллов. В третью группу с низкой степенью соответствия, которая расценивалась, как самая неблагоприятная, были отнесены студенты, у которых разница между показателями составила 7–10 баллов. Данные были обобщены, сведены в таблицы и представлены в диаграммах.

Как было выявлено в ходе исследования группа студентов, у которых показатели биоритмов эмоционального состояния были высоки и сопоставимы с данными их самооценки, составила 47 %, частота средней степени соответствия составила 31 %, низкая степень соответствия была у 22 % обследованных студентов. Свое эмоциональное состояние большинство (59 %) студентов оценивали выше, чем показывала программа биоритмов (рис. 1). По показателю интеллектуальной работоспособности группа высокой степени соответствия составила 46 %, частота средней степени соответствия — 36 %, низкая степень соответствия была у 18 % студентов (рис. 3). По показателю физической работоспособности самооценка самочувствия студентов совпадала с данными программы биоритма в 53 % случаев, у 34 % обследованных выявлена средняя степень соответствия, низкая степень отмечена у 13 % студентов (рис. 2).

Мы выявили, что между циклами эмоционального состояния, интеллектуальной и физической работоспособности существует небольшая разница. По показателю физической работоспособности частота низкой степени соответствия несколько меньше, чем по интеллекту и эмоциям (рис. 4).

Причины отличия данных теста оценки самочувствия и показателей программы биоритмов, по-нашему мнению, кроются в нарушении структуры ритма, несоответствии нагрузки на организм студентов их возможностям. При этом может изменяться период колебания функции, амплитуда, может происходить смещение акрофазы ритма. Это ведет к десинхронозу, когда ритм нагрузки не соответствует внутреннему ритму функции организма: ритм учебной нагрузки не совпадает с индивидуальным ритмом интеллектуальной работоспособности, ритм физических нагрузок отличается от эндогенного ритма физической работоспособности, а циклы эмоционального состояния идут в разрез с нагрузками на сферу эмоций студента.

Подпись:
Рис. 1

 

Подпись:
Рис. 2
Подпись:
Рис. 3

 

Подпись:
Рис. 4

 

В связи с полученными результатами нами были составлены практические рекомендации, способствующие активности студентов первого курса: 1 — составление индивидуальных графиков биоритмов; 2 — проанализировать индивидуальный график биоритмов, выделив дни отрицательной фазы физического биоритма; 3 — в опасные дни готовиться к учебному процессу более тщательно, чтобы исключить возможность получения неудовлетворительных оценок; 4 — в дни снижения кривой физического биоритма уделять внимание видам деятельности, которые поднимают общую активность — зарядка, ходьба, умеренные спортивные нагрузки.

Результаты нашей работы можно использовать на занятиях по всем дисциплинам в колледже. На занятиях по биологии, экологии, валеологии, гигиене и экологии человека, анатомии и физиологии человека, психологии, профессиональных модулях специальностей Сестринское дело, Акушерское дело и Лечебное дело.

Нами были составлены практические рекомендации для преподавателей: 1 — преподавателям необходимо составить индивидуальную программу обучения и подобрать задания для студентов с отрицательными результатами тестирования. Такое моделирование учебного процесса (учебных занятий) в экспериментальной и естественной ситуациях позволит педагогу изменять динамику сенсомоторных процессов и интеллектуальной деятельности студента с учетом обстоятельств и индивидуальной программы обучения; 2 — выполнение студентами тестов Л. Х. Гаркави поможет преподавателю выяснить влияние биологических ритмов организма на самочувствие студентов первого курса. Анализ тестов поможет преподавателю точнее распределять время на выполнение заданий.

Такие исследования и рекомендации в области экологии человека позволяют сделать вывод о том, что формирование культуры здоровья личности в меняющихся условиях общества и природной среды может являться фактором гуманизации образовательного пространства.

 

Литература:

 

1.                  Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности: учебное пособие для студентов вузов / О. П. Елисеев. — 3-е изд.,перераб. — СПб.: Питер, 2010. — 512 с.: ил. — (Практикум по психологии).

2.                  К. Фламмарион, Ф/О Неведомое: Пер. с фр. яз. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.- 256 с.

3.                  The American ephemeris for the 21st century. М., Книжная палата, 2004.

4.                  www.bioritmburkin.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle