Библиографическое описание:

Фархшатова А. И. О совершенствовании культурно-досуговой деятельности в санаторно-курортных учреждениях социальной направленности // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1837-1840.

Санаторно-курортная помощь является действенным фактором в профилактике заболеваемости и оздоровления населения. Курортное лечение как один из основных методов естественного оздоровления и ведущая часть профилактической медицины занимает важное место в системе охраны здоровья населения нашей страны [3, с. 30].

Санаторно-курортная система, являясь частью общей системы в здравоохранении, в то же время имеет особенности на всех этапах своей деятельности. При оказании квалифицированной медицинской помощи пациентам на курортах широко используются различные природные факторы [4, с. 113].

Наша страна располагает огромным потенциалом природных лечебных ресурсов, расположенных на большой территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов, и их дальнейшее эффективное использование и развитие может рассматриваться как дополнительное инвестирование в здоровье человека.

Происходящие в стране рыночные преобразования глубоко отразились на функционировании всех отраслей здравоохранения, в том числе и на санаторно-курортном лечении. В современных условиях реформирования здравоохранения важное значение приобретают государственная политика в отношении курортного строительства и его правовое регулирование.

В настоящее время существуют разнообразные организационно — правовые формы санаторно-курортных учреждений: федерального подчинения, муниципальные, ведомственные, принадлежащие профсоюзным организациям, акционерные общества закрытого и открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия. Появляются новые правовые формы предприятий указанной сферы деятельности, например, консорциумы и концерны. Многие санатории сменили форму собственности и приобрели статус самостоятельных субъектов хозяйствования. Новый статус позволил получить независимость от каких либо внешних бюджетов; в то же время резко возросла ответственность персонала санаториев, в особенности управленческого, за рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов.

Наряду с огромным количеством санаторно-курортных учреждений, различных организационно — правовых форм собственности в нашей стране существует и эффективно работает система специализированных санаториев Министерства здравоохранения РФ. Созданная в стране в 60-ые годы система санаторно-курортного лечения и оздоровления больных туберкулезом, являясь частью общей структуры эффективного оздоровления населения — «поликлиника — диспансер — санаторий», не имела аналогов в мировой практике, и в настоящее время не только выполняет общенациональную социально значимую функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению больных на ранних стадиях, но и обладает безальтернативными методами лечения такого заболевания как туберкулез [7, с. 105].

В Российской Федерации в настоящее время, специализированную санаторную помощь оказывают 13 взрослых (3220 коек) и 3 детских (910 коек) федеральных санатория, которые расположены на территории 8 субъектов РФ. Современные возможности лечения различных форм туберкулеза в санаториях позволяют у значительной части больных добиваться стабилизации процесса или его излечения, обеспечивать максимальную социальную и трудовую реабилитацию, значительно повышать качество жизни пациентов. Одной из отличительных особенностей данные учреждений является то обстоятельство, что пациенты приезжают в специализированные санатории на длительные сроки лечения от 24 дней до 4 месяцев, а в редких случаях и до 6 месяцев. Как правило, значительная часть пациентов таких санаториев поступает на санаторный этап лечения сразу из противотуберкулезного диспансера, в котором больные туберкулезом различных форм и локализаций проходят первый этап лечения от этого тяжелого социального заболевания, срок лечения в котором может доходить в отдельных случаях до года и более [5, с. 113].

Материально-техническая база большинства противотуберкулезных стационаров оставляет желать лучшего, многие находятся в приспособленных зданиях, которые не соответствуют современным требованиям. Длительные сроки лечения, нахождения в многоместных палатах, без каких-либо возможностей для проведения времени вне стен лечебно-профилактического учреждения, накладывает определенный негативный отпечаток на пациентов, которые затем прибывают на длительный санаторный этап лечения [6, с. 221–222].

Одной из основных задач федеральных туберкулезных санаториев, наряду с медицинской, является и социальная реабилитация больного, ведь первичный пациент, который провел в больнице около года, практически был оторван от семьи, от коллег по работе, от своей обычной жизни, и затем, поступив на длительный срок в санаторий, продолжает оставаться вдали от дома, что является серьезной медико-социальной проблемой для всего персонала санатория. Задача персонала санатория, за короткое время адаптировать пациента к его обычной жизни.

Участие в этом процессе принимают практически все основные специалисты санатория: врачи, средний медицинский персонал, медицинский психолог, инструктора по лечебной физкультуре, культмассовые работники, библиотекари, инструктора по трудовой реабилитации и многие другие.

Как уже отмечалось выше, отличительной особенностью санаториев данного типа являются длительные сроки пребывания отдыхающих, от 24 до 120 дней. В связи с чем, и организация культурно — досуговой деятельности имеет свою специфику, так как отдыхающие приезжают в клинические санатории, прежде всего для проведения лечения, приема очередного курса химиотерапии и лечения множества сопутствующих заболеваний. Как правило, все пациенты в первую половину дня заняты получением обязательных процедур и, находясь в лечебно-профилактическом учреждении клинического, стационарного типа, после получения нескольких видов лечебно-диагностических и оздоровительных процедур не изъявляют активного желания на участие в различных культурно-массовых мероприятиях. Так как свободное время пациентов начинается только после обеда, с 16.30 часов, после обязательного клинического «тихого часа», времени для участия в культурно-досуговых мероприятиях у них остается не так уж и много.

Современная теория рассматривает культурно — досуговую деятельность, как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно — досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности [1, с. 26]

Анализ имеющейся по данной проблеме научной литературы и изучение содержания организации досуга в санаторно-курортных учреждениях социальной направленности, нами были выявлены основные проблемы в организации культурно-досуговой деятельности в данных учреждениях:

-                   несоблюдение профиля и специализации здравниц, что приводит к формированию смешанного контингента с разными, часто противоположными интересам (люди старшего поколения и молодежь, семейные и одинокие, прибывшие преимущественно на лечение или для отдыха);

-                   противоречие между необходимостью соблюдения лечебно-охранительного режима и досуговой активностью, особенно выраженной в вечернее время;

-                   отсутствие контроля (недостаточный контроль) за состоянием здоровья больных при их участии в активных видах отдыха;

-                   несоответствие форм и методов деятельности работников досуговой сферы возросшему культурному уровню отдыхающих;

-                   отставание материальной базы досуговой сферы от современных требований [2, с. 12–15].

-                   В целях совершенствования культурно-досуговой работы в санаторно-курортных учреждениях социальной направленности нами были сформированы следующие рекомендации:

-                   организовать обучение на курсах повышения квалификации сотрудников занятых в организации досуга отдыхающих по программам, которые регулярно предлагают учебно-производственные центры «Голицино» (г. Одинцово Московской обл.), НПЦ «Гранд» (г. Казань);

-                   с целью эффективной организации досуга создать в санатории «Отдел организации досуговой деятельности» в составе: культорганизатора, библиотекаря, инструкторов ЛФК, подчинив его непосредственно одному из заместителей главного врача;

-                   добиться в Минздраве России внесения изменений в Устав учреждения, с целью расширения видов оказываемых услуг для получения внебюджетных средств, которые впоследствии направить на улучшение досуговой деятельности;

-                   активнее развивать сферу развлечений, открыть на территории санатория мини-кафе, выделив арендаторам помещение (Бизнес-проект по открытию мини-кафе «Юрта» был представлен на кафедру в декабре 2014 года);

-                   для отдыхающих, поступающих по профконтакту, разработать 2–3-х дневные маршруты в дальние районы Республики Башкортостан (Капова пещера, Янган-Тау, Аркаим, Нугушское и Юмагузинское водохранилище и т. д.);

-                   организовать в санатории молельные комнаты для верующих различных конфессий, периодически приглашая служителей культа для проведения встреч, бесед и проповедей с желающими;

-                   изменить режим работы части сотрудников с тем, чтобы был организован доступ отдыхающих в востребованные залы для занятий и игр, более продолжительное время;

-                   открыть на территории санатория магазин товаров повседневного спроса, парикмахерскую.

 

Литература:

 

1.        Аванесова Г. А. Культурно — досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 236 с.; Ерошенков И. Н. Культурно — досуговая деятельность в современных условиях / И. Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2004.-332с.

2.        Аносов А. М. Легко на сердце: роль, значение и технология культурно — досугового (анимационного) сервиса в местах туристского размещения/ А. М. Аносов // Рос. предпринимательство. — 2007. — № 2. -С.12–15.

3.        Барчуков И. С. Санаторно-курортное дело / И. С. Барчуков. — М.: Юнити, 2007. — С. 30.

4.        Ветитнев А. М. Курортное дело: учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлёва. — М.: КНОРУС, 2007. — 528 с.

5.        Сираева Т. В. Прошлое и будущее санатория «Глуховская» — здравницы для лечения больных урогенитальным туберкулезом»// Мат. научно-практической конференции «Вопросы диагностики, лечения и профилактики туберкулеза», посвященный 70-летию детского противотуберкулезного санатория дошкольного и школьного возраста г. Уфы под ред. Аминева Х. К. — Уфа,2005. — С.113.

6.        Фархшатов И. Р. Санаторий «Глуховская» — здравница для лечения больных урогенитальным туберкулезом // Туберкулёз в Северо-западном регионе России: науч. труды. — СПб, 2002. — С. 221–222.

7.        Фархшатов И. Р. О роли федеральных туберкулезных санаториев в комплексном лечении больных туберкулезом//мат. Международного конгресса «Здравница — 2007» «Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии» под ред. Разумова А. Н. — Москва, 2007. — С.219–220; Фархшатов И. Р., Сираева Т. В. Организация помощи больным туберкулезом органов мочеполовой системы в санатории «Глуховская»// Мат. научно-практической конференции, посвященный 75-летию Стерлитамакского противотуберкулезного диспансера под ред. Азаматовой М. М. — Уфа, 2005. — С.105.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle