Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 744 раза

Библиографическое описание:

Березина, О. С. Формирование информационной компетенции у студентов в процессе обучения иностранным языкам / О. С. Березина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1277-1280. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19620/ (дата обращения: 20.04.2024).

В последние годы в связи с вхождением России в мировое образовательное сообщество меняются требования, предъявляемые к качеству образования, происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» студентов. Под компетенцией А. С. Белкин, А. М. Витт понимают совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества. Современный специалист должен самостоятельно ставить и решать учебно-познавательные задачи индивидуального поиска, разработки и использования информационных ресурсов, информационных и коммуникативных технологий как для моделирования и осуществления инновационного образовательного процесса, так и личностно-профессионального саморазвития. [1, стр.4] Целью компетентного обучения является подготовка компетентного специалиста, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и готового их применять для решения профессиональных и социальных задач.

Основная компетенция, которая должна быть сформирована у студентов в процессе обучения иностранным языкам это иноязычная компетенция, которая определяется следующими показателями:

-        сформированные умения и навыки иноязычного профессионально значимого общения;

-        базовые знания о коммуникативной культуре представителей других профессиональных групп;

-        осознанный интерес студентов к изучению иностранного языка для специальных целей;

-        мотивация профессионального саморазвития. [6, стр. 4]

В связи с быстрым темпом амортизации данных в процессе обучения необходимо подготовить студента к постоянному обновлению знаний на протяжении всей жизни. Нынешнее общество называют обучающимся обществом, информация и знания являются главными преобразующими силами; новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни; цикл обновления как производственных так и социальных технологий составляет 6–8 лет, опережая смены поколений, поэтому непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности. [4, стр.3] И важно не только вызвать мотивацию профессионального саморазвития, но и обеспечить средства для возможности ее реализации. В настоящее время развитие информационных технологий предоставляет качественно новые возможности, что влечет за собой развитие информационных компетенций. Поэтому формирование иноязычной компетенции невозможно в существующих условиях без сформированной информационной компетенции. Информационную компетенцию в данном случае можно рассматривать как совокупность навыков и умений работать с огромными потоками информации на русском и преимущественно на иностранном языке, готовность работать с иноязычными информационными ресурсами, умение применять полученную информацию как в своей профессиональной сфере деятельности, так и в повседневной жизни. [5, стр.5–7] Главными задачами в след за А. М. Витт при формировании информационной компетенции преподавателями иностранного языка можно сделать следующие:

-        подготовить студентов к жизни в информационном обществе;

-        сформировать у них умения пользоваться информацией в различных ее видах;

-        владеть способами общения с помощью компьютерных, информационных технологий;

-        осознавать последствия воздействия на человека средств информации.

Информационная компетенция складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности в области освоения информационных технологий. [2, стр.12]

Средствами реализации информационной компетенции являются:

-        принцип преемственности

-        принцип непрерывности обучения

-        личностно-ориентированное обучения

-        дифференцированное обучение

-        проблемные задачи. [2, стр.15]

Принцип непрерывности обучения является одним из основополагающих в настоящее время. Принцип непрерывности А. М. Витт рассматривает как новое явление, которое наблюдается в соотнесение времени приобретения специальных компетенций и времени формирования их в достаточно успешной учебной и профессиональной деятельности.

Уровень развития информационной компетенции можно определить по следующим критериям:

-                   постановка задачи

-                   владение приемами поиска информации с использованием информационно-компьютерных технологий

-                   сформированная система оценки качества и достоверности найденной информации

-                   умение анализировать полученную информацию

Развитие информационной компетенции происходит по следующим этапам: компьютерная грамотность — компьютерная образованность — информационная компетентность — информационная культура. Изучение иностранного языка начинают с 1го курса, когда уровень сформированности информационной компетентности у студентов отвечает только ступени компьютерной грамотности. Без компьютерной грамотности, т.е умения работать с компьютером невозможно формирование информационной компетенции, но между ними конечно же нельзя поставить знак равенства. Низкий уровень развития информационной компетенции обусловлен отсутствием нужного уровня сформированности информационных навыков и рационального стиля информационной деятельности. Поэтому перед преподавателем в процессе обучения иностранному языку и добавляется задача формирования информационной компетенции.

Как отмечала в своей работе Вотякова Л. Р. информационная компетентность у студентов формируется поэтапно (адаптивный, продуктивный и творческий). На адаптивном уровне сформированности информационной компетенции у студентов еще отсутствует ориентация на самореализацию и саморазвитие профессиональных компетенций. Студенты осуществляют работу с информацией только при помощи со стороны преподавателя. Здесь важную роль будут играть задания, которые помогут научиться работать самостоятельно с информацией, необходимой          для иноязычного профессионально значимого общения: чтение текстов по специальности в оригинале, проведение конференций, деловых и ролевых игр, круглых столов, поиск информации в сети Интернет. У студентов технических специальностей при обучении иностранному языку наблюдается появление у них фрустрационных состояний и внутреннего отчуждения содержания, подлежащего освоению. Кроме того, к сожалению, большинство студентов не хотят работать творчески, самостоятельно, а стремятся лишь к получению готовой информации. Формирование информационной компетенции при преподавании иностранного языка помогает отчасти решить эти проблемы. Сейчас люди сталкиваются с информационными технологиями ещё до своего рождения, и затем они сопровождают их повсюду. Неудивительно, что детей, выросших в современных условиях, называют «digital native». Растет поколение, для которых информационно-компьютерная среда является привычной и работа в узнаваемой, комфортной среде позволяет привлечь внимание студентов, вызвать познавательный интерес. При работе со студентами 1го курса следует уделить внимание развитию информационных запросов и потребностей, изучению источников иноязычной информации: периодические издания, словари, литература по специальности, для того чтобы в дальнейшем студенты могли пользоваться ими для самостоятельной работы. Особое внимание нужно уделить работе с информационными сайтами по специальности на иностранном языке, так как интернет является отличным источником аутентичных материалов, размещенных на постоянно обновляемых профессионально-ориентированных сайтах. Так же интернет позволяет организовать обучение в естественной языковой среде. Студенты в основном пользуются самыми распространенными сайтами, не задумываясь об их надежности, не умея отличить достоверные источники. И здесь важно преподавателю использовать работу с интернетом не только для формирования иноязычной, но и информационной компетенции.

Для эффективного формирования информационной компетентности необходимо создавать педагогические условия, которыми являются:

-                   Развитие информационных запросов и потребностей

-                   Адаптированные к специальности новые педагогические технологии

-                   Поддержка индивидуального маршрута освоение студентами профессионально-образовательной программы

-                   Изменение позиции преподавателя в сторону консультанта. [3]

К сожалению, существует ряд проблем, связанных с внедрением информационных технологий в процесс преподавания иностранного языка и как следствие сложности с формированием информационной компетенции при преподавании иностранного языка.

Во-первых, несмотря на то, что политика государства направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в учебные учреждения, недостаточное финансирование не позволяет оснастить аудитории новейшим техническим оборудованием, компьютерами и мультимедийными устройствами, без которых невозможно применение современных технологий.

Во-вторых, сложность заключается в отсутствии не только технической, но и методической базы, которая предполагает наличие соответствующих учебных и мультимедийных материалов, значительно отличающихся от тех, которые используются в традиционной форме обучения. В связи с этим одной из задач преподавателя на современном этапе обучения иностранному языку является создание педагогически и методически грамотного программного продукта. Кроме того, преподаватели не всегда готовы к решению таких задач и принятию новых методов обучения. Необходимость формирования информационной компетенции у студентов при обучении иностранному языку как часть иноязычной компетенции заставило рассматривать информационную компетентность как важное профессионально значимое качество личности преподавателя, т. к. его роль изменилась в сторону консультанта. Под информационной компетентностью преподавателя понимают интегральное многоуровневое профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования различного рода информацией и продуктивном использовании ее в педагогической деятельности. [7, стр.128] Только преподаватель, обладающий всеми компетенциями сможет обеспечить всестороннее развитие навыков и компетенций, необходимых для формирования профессионального специалиста в настоящее время.

И наконец, отсутствие системного подхода в использовании современных технологий в процессе обучения иностранному языку приводят к тому, что у студентов не формируется информационная компетентность. Решение этих проблем для формирования не только иноязычной, но и информационной компетентности и является основной задачей преподавателя при обучении иностранному языку.

 

Литература:

 

1.             Вотякова Л. Р. Автореферат диссертации Развитие профессионально-информационной компетенции студентов — будущих педагогов: автореф. дис. канд.пед. наук/Л. Р. Вотякова. Казань, 2010.- 22 с.

2.             Витт, А. М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: автореф. дис. канд.пед. наук/А. М. Витт. Челябинск, 2005.- 32 с.

3.             Виттковская, Н. Г. Формирование информационной компетентности студентов вузов (на примере специальности «Журналистика»): автореф. дис. канд.пед. наук/Н. Г. Витковская. Нижний Новгород, 2004.- 27 с.

4.             Галимов О. Д. Информационная грамотность среди подростков [Электронный ресурс]

5.             Роганина, Е. А. Развитие информационной компетенции студентов в профессиональной подготовке будущего лингвиста-преподавателя: автореф. дис. канд.пед. наук/Е. А. Роганина. Самара, 2012.- 26 с.

6.             Рудометова, Л. Т. Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в неязыковом вузе: автореф. дис. канд.пед. наук/Л. Т. Рудометова. Кемерово, 2014.- 25 с.

7.             Темербекова, А. А. Концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя/А. А. Темербекова «Мир науки, культуры и образования»- № 2- 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, информационная компетенция, информационная компетентность, процесс обучения, студент, иноязычная компетенция, компьютерная грамотность, формирование, Принцип непрерывности обучения, профессиональное саморазвитие.


Похожие статьи

Роль компьютерных технологий в формировании...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Роль компьютерных технологий в формировании...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей.

Приобретение иноязычной компетенции в российском...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Приобретение иноязычной компетенции в российском...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Информационная компетентность как планируемый результат...

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся, начальное общее образование, образовательный процесс, иностранный язык...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Информационная компетентность как планируемый результат...

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся, начальное общее образование, образовательный процесс, иностранный язык...

Дидактические особенности мультимедийного обучающего...

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза.

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Иностранный язык как средство формирования...

Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» составляет 324 часа из которых только 136-148 отводится на практические занятия и рассчитан на первый, второй курсы обучения, что в слабой степени способствует формированию вышеназванной компетенции.

Дидактические особенности мультимедийного обучающего...

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза.

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых...

Формирование компьютерной компетентности учителей на...

Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ. Владение компьютерными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности...

Иностранный язык как средство формирования...

Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» составляет 324 часа из которых только 136-148 отводится на практические занятия и рассчитан на первый, второй курсы обучения, что в слабой степени способствует формированию вышеназванной компетенции.

Формирование компьютерной компетентности учителей на...

Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ. Владение компьютерными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности...

Похожие статьи

Роль компьютерных технологий в формировании...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Роль компьютерных технологий в формировании...

Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей.

Приобретение иноязычной компетенции в российском...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология обучения, образовательный процесс, межкультурная коммуникация...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Приобретение иноязычной компетенции в российском...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с помощью метода проектов как одного из методов интерактивного обучения иностранному языку во внеязыковом вузе.

Информационная компетентность как планируемый результат...

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся, начальное общее образование, образовательный процесс, иностранный язык...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Информационная компетентность как планируемый результат...

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся, начальное общее образование, образовательный процесс, иностранный язык...

Дидактические особенности мультимедийного обучающего...

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза.

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Иностранный язык как средство формирования...

Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» составляет 324 часа из которых только 136-148 отводится на практические занятия и рассчитан на первый, второй курсы обучения, что в слабой степени способствует формированию вышеназванной компетенции.

Дидактические особенности мультимедийного обучающего...

Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у студентов технического вуза.

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых...

Формирование компьютерной компетентности учителей на...

Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ. Владение компьютерными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности...

Иностранный язык как средство формирования...

Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» составляет 324 часа из которых только 136-148 отводится на практические занятия и рассчитан на первый, второй курсы обучения, что в слабой степени способствует формированию вышеназванной компетенции.

Формирование компьютерной компетентности учителей на...

Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс — составная часть современных школ. Владение компьютерными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности...

Задать вопрос