Библиографическое описание:

Обидова Д. М., Абдурасулов Р. А. Сотрудничество консультанта-психолога со специалистами других отраслей // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1762-1765.

Статья посвящена вопросу сотрудничества со специалистами других отраслей в процессе оказания консультации психологом. В ней идет речь о решении проблем на основе сотрудничества и о повышении своих знаний и мастерства.

Ключевые слова: сотрудничество, время работы психолога, работа психолога над собой, прикладное психологическое знание, референт.

 

Под организацией индивидуальной работы консультанта-психолога подразумевается организация его личной профессиональной деятельности. И прежде всего – его режим работы, когда консультант-психолог должен стараться выполнить свои профессиональные обязанности на высшем уровне, повышать квалификацию и обеспечивать свое профессиональное мастерство.

Время, потраченное на различные виды деятельности, может меняться по ситуации. Если посмотреть план психолога на месяц, можно предположительно определить достаточно эффективное решение задач, порученных ему и трату среднего времени на различные дела.

Опираясь на норму 26 рабочих дней в один месяц и 7-часовой рабочий день можно распределить рабочее время за месяц между различными делами так:

1.     Подготовка к проведению психологической консультации — 18 часов (10 %)

2.     Непосредственная работа с пациентами — 90 часов (50 %)

3.     Переработка и анализ результатов консультации — 26 часов (15 %)

4.     Оформление нужных документов — 14 часов (5 %)

5.     Повышение своего профессионального мастерства консультанта-психолога — 34 часа (20 %)

Эти сведения предположительные, вместе с тем и условные. Они могут изменяться:

·         от видов психологической консультации, времени года (в отличие от осенних и зимних месяцев, в весенне-летний период в психологическую консультацию обращаются меньше),

·         от индивидуального опыта консультации (в отличие от консультанта, имеющего мало опыта, опытный консультант-психолог тратит меньше времени на виды работ, указанные в 1, 2, 3, 4 пунктах) и при других обстоятельствах.

В практике психологической консультации у консультанта-психолога появляется необходимость взаимодействия, проведения профессиональной встречи с другими консультантами-психологами и специалистами, в том числе с врачами, педагогами, юристами, а также с обслуживающим персоналом психологической консультации. Необходимость такого взаимодействия можно проследить в нижеследующих жизненных ситуациях:

1.    В процессе работы с пациентом консультант-психолог может встретиться с проблемами, которые не сможет решить сам и которые нельзя решить самостоятельно. Например, к этому можно отнести медицинскую психологическую, судебно-психологическую экспертизу. В этой ситуации проблему пациента консультант-психолог решает со специалистами соответствующей области.

2.    Консультант-психолог встречает проблему, которую может решить сам, но в то же время для правильного решения этой проблемы ему недостаточно знаний по другой области.

3.    Консультант-психолог участвует в многопрофильной экспертной комиссии вместе с другими специалистами, например, психологически-педагогическая комиссия, ибо трудные проблемы в этой области можно решить совместно с соответствующими специалистами.

4.    Консультант-психолог может начать работу, даже зная недостаточно какую-нибудь отрасль, касающуюся практики психологической консультации. Например, школьный психолог может давать советы в области политики или экономики.

5.    Если к специалистам другой области обратится консультант-психолог с проблемами, указанными в вышеперечисленных пунктах (п.1,2,3), то для предоставления консультации ему будет необходимо частичное владение психологическими знаниями.

Теперь рассмотрим эти обстоятельства подробно, так как на практике консультант-психолог должен определить, как действовать в вышеупомянутых ситуациях.

1-ситуация. Подобная ситуация часто возникает в процессе психологической консультации, при этом людям, кроме психологической помощи может понадобиться специальная помощь, например, медицинско-юридическая, педагогическая и другие. Медицинская помощь оказывается, когда пациент приходит за психологической помощью и если проблема связана с его здоровьем. Для решения этой проблемы необходимо поставить правильный медицинский диагноз, провести курс лечения. Юридическая помощь оказывается, если его проблема связана с правовыми вопросами.

При любых обстоятельствах задачей консультанта-психолога является оказание пациенту нужной помощи или защита его законного права. А это в свою очередь производится различными методами.

Первый метод состоит в том, что консультант-психолог с согласия пациента беседует со специалистами-не психологами и результат разговора сообщает пациенту. А во втором методе консультант-психолог с согласия пациента приглашает другого специалиста и вместе с ним решает проблему пациента. В третьем методе психолог направляет пациента к соответствующему специалисту и пациент без участия психолога разговаривает со специалистом о своей проблеме.

2-ситуация. В этой ситуации для оказания квалифицированной помощи пациенту консультант-психолог, опираясь на свой личный опыт, понимает необходимость дополнительных знаний и мастерства. После этого он старается овладеть необходимыми знаниями для повышения своего профессионального мастерства.

Желательно, чтобы консультант-психолог перед применением им в своей работе новых знаний и мастерства, получил правильную оценку хорошего специалиста этой отрасли. Такой подход поможет консультанту-психологу избежать ошибок в новой отрасли.

После повышения квалификации по новой отрасли прикладной психологической консультации консультант-психолог должен получить сертификат — официальный документ, подтверждающий его профессиональное мастерство.

3-ситуация. В этой ситуации консультант-психолог не должен стараться самостоятельно решить проблемы вне своей компетенции, но может решить их совместно с другими специалистами, которые должны быть хорошо осведомлены о данной проблеме.

Если консультант-психолог работает в составе смешанной профессиональной комиссии, опыт совместности помогает найти общий язык с коллегами. Однако этот процесс можно ускорить. Прежде всего за счет направления на цель своих профессиональных знаний в вопросе принятия решений, системного обмена мыслей между собой. С этой целью будет целесообразнее дать основные понятия своим коллегам.

4-ситуация. Эта ситуация для консультанта-психолога считается единственным точным и нужным решением, то есть он является знатоком области, по которой дает консультации пациентам. Это можно произвести двумя способами. Первый способ состоит в том, что он должен стараться получить дополнительное профессиональное обучение практических знаний в новой отрасли. Этот способ считается логически правильным, может обеспечить профессиональное мастерство высшего уровня выбранной отрасли. Но этот способ долог и труден. А второй способ позволяет работать в группе опытных коллег, наблюдать их методы работы, самостоятельно повышать свою квалификацию и мастерство через чтение нужной литературы. В отличие от первого способа этот способ дает возможность быстрее перейти к самостоятельной работе, а так же требует меньше сил и траты времени.

5-ситуация. Здесь ситуация предполагает, что консультанту-психологу придется играть не только роль консультанта, но и роль учителя психологии для других неспециалистов-психологов.

При этом необходимо правильно определить недостаточность знания и мастерства в другой специальности, вместе с тем, учитывая возникшую ситуацию, выбрать индивидуальное свойство этого специалиста, время и место работы с ним, а также оптимальный способ его обучения.

Иногда в практике психологической консультации появляется необходимость совместных действий целой профессиональной группы или организации. Например, появляется необходимость проведения психологической консультации с медицинскими, юридическими и другими организациями.

Кроме этого, в процессе организации своей деятельности консультант-психолог чувствует потребность в помощи вспомогательного персонала, к их числу относятся секретари-референты и лаборанты-помощники.

Первой задачей секретарей-референтов является прием пациентов, получение первичных сведений социально-демографического характера, запись на консультацию, дача информации об условиях ее проведения. Кроме этого, от них требуется быть в постоянной связи с пациентами, беседовать с ними.

Совместные действия консультанта-психолога с секретарем-референтом заключаются в процессе своевременного обеспечения пациента необходимой информацией, а также оперативное предоставление необходимой информации консультанту-психологу пациентом.

Роль лаборанта-помощника состоит в своевременной подготовке документов, материалов, оборудования, места проведения консультации, одним словом – всех предметов, необходимых для проведения психологической консультации. Иногда лаборанту, если он владеет достаточным опытом, можно поручить самостоятельное проведение теста пациента, переработку результатов теста, помощь консультанту-психологу во время проведения консультации.

В свою очередь целью консультанта-психолога во взаимодействии с лаборантом-помощником является, во-первых, обучение всем навыкам, необходимым для выполнения им задания, во-вторых, непосредственное управление его работой.

Иногда, если в психологической консультации достаточное количество  специалистов, работающих в ней, либо приходится работать с информацией большого объема при проведении консультации, используется вычислительная техника. В этой ситуации в состав вспомогательного персонала психологической консультации вводится специалист по вычислительной технике.

Сам консультант-психолог должен уметь пользоваться этой техникой, так как он должен не только объяснять задачу помощникам, но и уметь самому использовать соответствующую технику. А специалисты другой отрасли включаются в состав психологической консультации при необходимости.

 

Литература:

1.    Айви А. Е., Айви М. Б., Сайман-Даунин Г. Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. М.:2000.

2.    Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.:2000.

3.    Кеттер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб.: 2001.

4.    Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. М.: 1999.

5.    Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: 1999.

6.    Психотерапевтическая энциклопедия. // Под общей ред. Б. Д. Карварского. СПб.: Питер ком. 1998.

7.    Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: 2000

8.    Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: 1998.

9.         Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: 2001

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle