Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю. Лидерская позиция в современном обществе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1185-1187.

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспективы и основные характеристики. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом этого исследования является подтверждение факта, касающегося необходимости и важности учета потенциала и способностей лидера во всех сферах жизни общества. Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей взаимодействия лидера с другими представителями социума и его оценки.

Ключевые слова:лидер, культура, позиция, лидерство, харизма, статус, успех, личность.

 

На протяжении всей истории человечества в мире происходят крупные и непредсказуемые перемены, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу руководства, ведь лидеры XXI века нуждаются в представлениях, отличных от прошлых. Кроме того, лидерство данного периода должно быть харизматическим. Прежде чем давать определение термина “лидер”, важно понимать, что подразумевается под личностью человека.

Такой же точки зрения придерживается, и великий русский философ и мыслитель XX века Николай Александрович Бердяев, который полагал, что: “Личность не самодостаточна, она не может довольствоваться собой. Она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в другого” [4, С. 1]. Разделяет такую трактовку и русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный и поэт XIX, XX веков Павел Александрович Флоренский, который считал, что: “Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его” [6, С. 1].

Тем не менее, не все исследователи проводили четкую грань между понятиями человек и личность. Например, известный русский писатель Антон Павлович Чехов писал: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” [4, С. 1]. Примерно такой же взгляд на природу человека можно найти и в трудах известного немецкого писателя, поэта и критика Христиана Иоганна Генриха Гейне: “Человек — это вселенная, которая с ним рождается и с ним умирает” [4, С. 1].

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью, а именно суммой своеобразных, оригинальных и неповторимых сочетанием черт, отличающих его от всех других людей, самыми яркими из которых являются: способности, талант или гениальность. В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным, например, для данного социума.

К врожденным особенностям нервной системы отдельной личности относят ее темперамент.

Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям, способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, не являющемуся формальным лидером.

Позиция лидера — это роль в определенной системе. Человек, формально играющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыками и способностью руководить.

Харизма — искусство очаровывать окружающих. А ведь дело в том, что в настоящее время едва ли можно добиться успеха, не обладая харизматическими способностями.

Под термином “харизма” обычно понимается особое свойство человека, благодаря которому он воспринимается другими людьми как одаренный особыми качествами [1].

Лидером называется член группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним.

Лидерство ― это специфический тип управленческого взаимодействия лидера группы и его последователей, базирующийся на профессиональном сочетании различных форм воздействия на людей для достижения общих целей при помощи активизации и организации их творческого потенциала [2].

Харизматическое лидерство определяется как необычная форма нормативной социальной структуры, возникающая в тот период, когда люди больше всего нуждаются в радикальных переменах и видят, в обладающем харизмой личности, необыкновенный разум, с помощью которого лидер может принимать радикальные решения.

Харизматические лидеры продуктивны, однако к ним следует применять этические стандарты, чтобы понять, будет ли их руководство полезно для организации в далекой перспективе. Для этого, необходимо учитывать следующие основные поведенческие проявления.

С точки зрения зарубежных исследователей О. Крегера, Дж. М.Тьюсона лидер способен не только вдохновить группу людей и повести их за собой, но и сам справиться с работой любой сложности. В лидере присутствуют такие важные характеристики как: надежность и старательность. Такой тип личности человека ориентирован на служение обществу, а потому большую часть своей жизненной энергии направляет на улучшение условий человеческого существования. Внимание лидера направлено внутрь, они склонны к размышлениям и задумчивости, граничащей с излишней серьезностью. Их девиз — “идти до конца”, “победа любой ценой”. Жизнь для них ― полигон бесконечных возможностей, каждую из которых нужно реализовать максимально полно и точно. Они требовательны к себе и другим, любят порядок и хорошую интуицию, нацелены на результат своей деятельности. Они имеют врожденное желание — “быть первым везде и во всем”, а потому они склонны к переутомлениям и нервным издержкам [2]. Мы считаем, что такие качества трудно развивать, они проявляются уже в раннем детстве и наследуются генетически [5].

Употребление власти. Лидеры, которые этично пользуются своей харизматической силой, делают это в социальноконструктивном стиле. Для этичных руководителей движущей идеей является служение, а не доминирование или статус.

Определение цели. Обязанность лидера — определить цель деятельности организации и представить ее коллективу. Этические харизматические лидеры чувствительны к нуждам и пожеланиям своих последователей, учитывают их при выработке цели, так что она становится общей.

Общение с последователями. Этичные лидеры прислушиваются к своим последователям и используют двухстороннее общение для того, чтобы узнать их точку зрения.

Интеллектуальная стимуляция последователей. Этичные харизматические лидеры поощряют своих последователей в том, чтобы те смотрели на происходящее с разных сторон. Они приветствуют широту взглядов и преодоление подхода «это всегда делалось именно так».

Содействие профессиональному росту подчиненных. Неэтичные лидеры не проявляют чувствительности к находкам подчиненных и их потребности в повышении профессионального уровня. Этичные руководители демонстрируют уверенность в способности своих последователей стремиться к достижению общих целей.

Моральные стандарты. Стремление морального лидера к достижению цели определяется принципом «делать то, что правильно», а не “то, что полезно в данный момент”. А неэтичные харизматические лидеры подгоняют моральные стандарты таким образом, чтобы они способствовали их собственному успеху [3].

Беря во внимание исследования в области харизматического лидерства, можно вывести следующие индивидуальные свойства этичного харизматического лидера:

1.                  Использует власть на благо других;

2.                  Соотносит цели с потребностями и взглядами своих последователей;

3.                  Поощряет независимое мышление своих последователей и их сомнения в правильности его мышления;

4.                  Является сторонником открытого двухстороннего общения;

5.                  Полагается на внутренние стандарты для определения моральных поступков;

6.                  Является ролевой моделью высоких моральных стандартов;

7.                  Делит признание с другими.

В заключении подчеркнем, что харизматическое лидерство связано с наличием у человека особых личностных свойств, которые позволяют ему быть лидером среди других людей. Кроме того, данные свойства имеются у человека с рождения. Таким образом, харизматический лидер, это лидер “от Бога”, человек, рожденный стать и быть лидером.

 

Литература:

 

1.                  Евтихов, О. В. Лидерство как социально-когнитивный феномен / О. В. Евтихов // Вестн. Высшей школы. — 2010. ― № 7. — С. 76–80.

2.                  Глушаков, В. Е. Психология корпоративного управления / В. Е. Глушаков — Минск: Изд. центр БГУ, 2009. ― 175 с.

3.                  Ушакова, Т. Н. Психология современного лидерства: Американские исследования / Т. Н. Ушакова — М.: Когито-Центр, 2007. ― 288 с.

4.                  http://www.stihi.ru/2009/06/06/4642

5.                  Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: пер. с английского — М.: Персей, Вече, АСТ, 1995. ― 560 с.

6.                  Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle