Библиографическое описание:

Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Интерактивный метод обучения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1390-1392.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приёмов и навыков учебной деятельности — это неотъемлемая часть обучения школьников. Под познавательной деятельностью в педагогике понимают совокупность мер предпринимаемых с целью её эффективности (С. Я. Батышев). По мнению Л. С. Выготского: «Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставиться в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты или чтобы ни приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающиеся особенности это развитие физических, познавательных нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей». В современных условиях в процессе обучения применяют разнообразные методы, цель которых — не только передача знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей ребёнка, стимулирование его самостоятельной учебной деятельности. Одним их таких и является интерактивный метод обучения. Главной чертой этого метода является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнёра помощника. Результат обучения приобретает значимость для всех участников процесса и развивает у учащихся способность самостоятельного решения проблемы. Это требует активной работы мысли и объединение всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Множество операций познавательной деятельности, на пример сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение способствуют апробированию знаний, совершенствованию их усвоения. В этом случаи знания для учащихся приобретают значимость и надолго остаются в их памяти. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных, отвечающих потребностям общества высококвалифицированных кадров, с прочными, глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации. Повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся за счёт внедрения в образовательный процесс интерактивных методов обучения — это значит развивать способность к анализу информации и определения проблемы, учить находить возможности и ресурсы для решения проблемы, вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия, развивать способность к дискуссии и переговорам, уметь выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллективное решение. Результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность учащихся к коллективной работе и общению учащихся между собой и с педагогом. Этот метод интересен тем, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно использовать интерактивные формы в целом, или же взяв его отдельные элементы (этапы), которые целесообразны для данного класса. Эти методы позволяют создавать такую среду, где теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность детям формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом познавательная деятельность организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству. Интерактивный метод обучения включает в себя: ролевые игры, мозговые штурмы, групповую работу, анализ конкретных ситуаций, уроки — консультации, портфолио, кейсы и т. д. Рассмотрим некоторые из этих методов. Например, метод конкретных ситуаций, который позволяет школьнику научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. В основе этого метода лежит описание конкретной деятельности или эмоционально — поведенческих аспектов взаимодействия людей. При рассмотрении конкретной ситуации, и анализе этого примера ученик должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чём её суть, определить свою роль в решении проблемы и выработать свою линию поведения. Метод конкретных ситуаций состоит из следующих этапов:

1)                 Подготовительный этап;

2)                 Ознакомительный этап;

3)                 Аналитический этап;

4)                 Итоговый этап.

На первом этапе учитель разрабатывает соответствующую ситуацию, ставит цели, то есть готовит сценарий занятия. На втором этапе учащиеся вовлекаются в живое обсуждение реальной ситуации. Во время обсуждения возникают разные идеи, предлагаются решения, что повышает развитие познавательных способностей учащихся и повышает качество обучения. Результативность метода увеличивается благодаря аналитической работе учеников на третьим этапе, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Это позволяет развивать умение анализировать жизненные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому человеку, особенно в современной рыночной экономике. Рассмотрим ещё одну из форм интерактивного метода обучения: уроки — консультации. Цель таких уроков — научить школьников задумываться над проблемой, уяснять, прежде всего, для себя, какие возникли затруднения при знакомстве с новой темой, сформулировать вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Но часто учащиеся не представляют себе, какие вопросы они могут задать: ведь большинство из них приучены к репродуктивной деятельности, т. е. к решению задач, аналогично тем, которые только что разобраны. Ученики заранее получают задание — подготовить по данной теме карточки с условиями задач, которые они не могут решить. В ходе изучения темы учащиеся постепенно приучаются к поиску и отбору наиболее интересных задач и вопросов, используя не только учебник, но и другую литературу. Учащиеся в ходе подготовки к уроку — консультации включают в карточки столько задач и вопросов, что разобрать их все на одном уроки невозможно. Тогда родственные задачи и вопросы нужно объединить в 5–6 групп так, чтобы при решении одной из них можно было наметить пути решения остальных задач этой группы. Каждый урок, на котором звучат интересные, трудные вопросы учащихся выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном отношении. Такие уроки формируют у учащихся навыки анализа условия задачи, умение задавать вопросы, но и находить на них ответы, искать различные способы решения задач. А это и есть важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Использование интерактивного метода обучения развивает у школьников:

-        способность доходить до всего самому;

-        способность получать удовольствие от знаний, которыми уже овладел и всегда стремиться к новым знаниям, возникает желание исследовать;

-        способность наблюдать, обладать особым «чувством ритма» и склонностью разбираться в причинах появления тех или иных закономерностей;

-        склонность к обобщениям — способность искать то, что верно по отношению к широкому классу условий;

-        способность отбросить все лишнее и обратить внимание на действительно важные факты;

-        способность ориентироваться на сокращение определенного объема информации.

При применении на уроках интерактивного метода учащиеся учатся оперативно мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и чётко излагать свои мысли. Каждый ученик становиться участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии или мозгового штурма. Поэтому интерактивные методы обучения способствуют развитию активности, логического мышления, самостоятельности, ответственности, пониманию других людей и сотрудничеству. Можно сделать вывод, что использование интерактивного метода — создаёт благоприятные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

 

Литература:

 

1.                  «Учитель»2000 № 1, «Интерактивные методы обучения».

2.                  «Учитель»2004 № 5, «Интерактивные методы обучения».

3.                  «Педагогика»2000 № 7, «Интерактивные методы обучения».

4.                  «Современная школа» 2000 № 4, 6, «Интерактивные методы обучения».

5.                  Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.

6.                  Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006.

7.                  Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

8.                  Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во УРАО, 2000.

9.                  Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд., доп. и пере раб. — М.: Просвещение, 1988.

10.              . Иоффе А. Н. Активная методика — залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

11.              Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика 1991.

12.              Батышев С. Я Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle