Библиографическое описание:

Вареник А. В., Гриб Н. Н., Токмакова А. А. Оценка направлений организационно-технического развития системы здравоохранения Курской области // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 774-776.

В статье дана оценка направлений организационно-технического развития системы здравоохранения Курской области, основанная на экспертном методе, которая включает исследование степени влияния исследуемых направлений на изменения в системе здравоохранения и вероятности реализации в текущих социально-экономических условиях.

Ключевые слова: здравоохранение, экспертный метод, организационно-технические факторы, коэффициент конкордации Кендалла, Курская область.

 

Недостаточность внимания в российской и зарубежной науке к изучению вопросов организационно-технического обеспечения развития здравоохранения привели к отсутствию единого определения понятия организационно-техническое обеспечение здравоохранения. Организационное обеспечение — это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации системы. Техническое обеспечение — это комплекс технических средств, предназначенных для работы системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы [7]. Таким образом, организационно-техническое обеспечение — это целый комплекс организационных и технических мероприятий, начиная от процесса моделирования до момента реализации и функционирования.

В условиях модернизации и дальнейших изменений в практику регионального здравоохранения введено или планируется ввести в ближайшее время ряд направлений развития организационно-технической составляющей этой отрасли, которые были рассмотрены в ряде научных работ [1, 2, 4, 6, 8]. Нами проведено исследование их практической значимости и эффективности на основе экспертного метода. В качестве экспертов выступали сотрудники с ученой степенью лаборатории социально-экономического мониторинга и анализа ГБОУ ВПО КГМУ и заместители главных врачей по экономическим вопросам действующих ЛПУ Курской области.

На первом этапе исследования нами определена степень согласованности мнений экспертов на основе коэффициент конкордации Кендалла. Экспертам было предложено проранжировать уровень влияния предложенных мероприятий на развитие системы здравоохранения региона. Каждому направлению присуждается ранг от 1 до 10 по усмотрению эксперта исходя из следующего соотношения: чем выше уровень влияния, тем выше ранг. Величина коэффициента конкордации Кендалла с помощью формулы:

                                                                    (1)

где S — сумма квадратов отклонений от среднего;

m- количество экспертов;

n- количество направлений.

На основе этого нами рассчитано, что коэффициент конкордации равняется 0,577. С помощью критерия χ2 нами проверено сходимость мнений экспертов:

                                                                                                        (2)

Фактическое значение χ2 (51,97), необходимо сравнить с табличным (χ2 Пирсона) значением (при α=0,05 и числе степеней свободы d=n-1=10–1=9), которое составляет 16,92. Таким образом, по результатам данного исследования χ2факт > χ2табл (51,97>16,92), можно сделать вывод, что вычисленное значение коэффициента конкордации статистически значимо и свидетельствует о тесноте связи между оценками экспертов, а значит их оценки

На втором этапе экспертами были определены степень воздействия и вероятность практической реализации изучаемых организационно-технических направлений развития системы здравоохранения региона. Степень воздействия и вероятность реализации оценивались по 10-ти бальной шкале. Чем выше степень воздействия и вероятность реализации мероприятия, тем выше оценка. Значения выбранных параметров оценивается с помощью средней арифметической. При этом для подтверждения однородности полученных оценок нами так же оценивались стандартная ошибка среднего значения и коэффициент вариации.

Полученные результаты, проранжированные по степени воздействия направления с указанием степени вероятности их реализации, представлены в таблице 1. Очевидно, что, по мнению экспертов, наибольшее влияние на развитие организационно-технического обеспечения регионального здравоохранения оказывают недостаточность координации служб диагностики, лечения и профилактики и несовершенство существующей процедуры закупки высокотехнологичного оборудования (по 9 баллов), а наименьшее — совершенствование организации финансирования целевой программы обучения медицинского персонала работе на новом медицинском оборудовании (5,8 баллов).

Таблица 1

Результаты анкетирования экспертов о направлениях организационно-технического развития регионального здравоохранения

Направление совершенствования

Средняя оценка

степень воздействия

вероятность воздействия

Совершенствование процедуры закупки высокотехнологичного оборудования

9

3,9

Улучшение координации служб диагностики, лечения и профилактики

9

5,3

Улучшение координации работы уровней оказания медицинской помощи

8,7

5,4

Открытие офисов врачей общей практики

8,3

6,2

Создание мобильных бригад для проведения медосмотров сельского населения

8,2

6,1

Организация в ЦРБ межрайонных центров ранней диагностики

7,9

3,8

Совершенствование организации финансирования целевой программы капитального ремонта ЦРБ

7,8

4

Курация районов специалистами областного центра

7,7

5,4

Информатизация системы здравоохранения

7,5

6,1

Разработка единой системы ценообразования высокотехнологичных медицинских услуг

5,9

5,9

Ускорение процедуры перехода к стационарзамещающим технологиям: дневной стационар

5,9

6,6

Совершенствование организации финансирования целевой программы обучения медицинского персонала работе на новом медицинском оборудовании

5,8

3,9

 

Качественность полученных оценок подтверждает низкие значения коэффициентов вариации, которые для всех направлений ниже 10 %, что свидетельствует об их высокой однородности. При этом стандартная ошибка для всех случаев не превысила один пункт, что так же подтверждает точность оценок.

Рассматривая вышеуказанные направления в качестве возможностей, для их оценки целесообразно применить метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Интервалы групп нами определены на основе подхода, предложенного Зюкиным Д. А. и Пожидаевой Н. А. [3] (рис. 1).

 

Вероятность использования

Степень воздействия

Очень высокая (более 8)

Высокая (от 6 до 8)

Умеренная (от 4 до 6)

Слабая (менее 4)

Высокая (более 6)

- Открытие офисов врачей общей практики

— Создание мобильных бригад для проведения медосмотров сельского населения

- Информатизация системы здравоохранения

- Ускорение процедуры перехода к стационарзамещающим технологиям: дневной стационар

 

Умеренная (4–6)

- Улучшение координации служб диагностики, лечения и профилактики

— Улучшение координации работы уровней оказания медицинской помощи

 

- Совершенствование организации финансирования целевой программы капитального ремонта ЦРБ

— Курация районов специалистами областного центра

 

- Разработка единой системы ценообразования высокотехнологичных медицинских услуг

 

Слабая (менее 4)

- Совершенствование процедуры закупки высокотехнологичного оборудования

 

- Организация в ЦРБ межрайонных центров ранней диагностики

- Совершенствование организации финансирования целевой программы обучения медицинского персонала работе на новом медицинском оборудовании

 

 

Рис. 1. Матрица возможностей реализации направлений организационно-технического развития регионального здравоохранения

 

Возможности, имеющие высокую и умеренную вероятность использования и степень влияния более 8, а также высокую вероятность использования и степень влияния от 6 до 8, имеют большое значение и их необходимо использовать.

Таким образом, с помощью метода экспертных оценок выявлено, что возможностями, способствующими совершенствованию организационно-технического обеспечения системы здравоохранения Курской области, являются: открытие офисов врачей общей практики, создание мобильных бригад для проведения медосмотров сельского населения, улучшение координации служб диагностики, лечения и профилактики, улучшение координации работы уровней оказания медицинской помощи и информатизация системы здравоохранения.

 

Литература:

 

1.         Власова О. В. Основы формирования социально-экономической политики развития здравоохранения региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. № 2. С. 157–163.

2.         Зюкин Д. А. О значении и роли инновационной восприимчивости в развитии экономики региона / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева, В. А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 9. С. 23–25.

3.         Зюкин Д. А. Совершенствование подходов применения метода кластерного анализа в экономических исследованиях / Д. А. Зюкин, Н. А. Пожидаева // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 3. С. 50–52.

4.         Зюкин Д. А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д. А. Зюкин, М. А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287–290.

5.         Куркина М. П. Концептуальные основы управления качеством социальных услуг в условиях модернизации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 124–128.

6.         Куркина М. П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М. П. Куркина, Л. И. Борисова, М. А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. № 11.9. С. 214–218.

7.         Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М. П. Куркина — Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», — Курск, 2012.

8.         Репринцева Е. В. Комплексное исследование материально-технического обеспечения лечебного учреждения // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. № 2. С. 100–102.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle