Библиографическое описание:

Рогачёв А. И. Парадокс публичного сервитута // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1100-1102.

Ключевые слова:земельное право, публичный сервитут, ограниченное право пользования, земельный участок

 

Современная Россия с точки зрения регулирования земельных правоотношений представляет собой непростую задачу, что подтверждается интенсивностью и объёмами вносимых в Земельный кодекс Российской Федерации [1] изменений и дополнений. Сложившаяся в отечественном законодательстве ситуация обусловлена:

-        совпадением предметов регулирования специальных норм Земельного Кодекса Российской Федерации и общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации [2]

-        использованием большого числа схожих понятий

-        отсутствием унифицированного понятийного аппарата земельного права, в целом.

Все перечисленные выше факторы оказывают негативное влияние на практическое применение земельного законодательства, выражающееся в возникновении правовых коллизий. Однако подробное изучение норм земельного законодательства даёт основания предположить наличие и теоретических коллизий — противоречий земельного права в его материальном выражении с общей теорией права.

Показательным примером упомянутой коллизии может служить область правового регулирования публичных сервитутов. В общем виде, сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 274 ГК РФ). Данное право устанавливается по соглашению между лицом, которому право предоставляется и законным владельцем недвижимости, и подлежит обязательной регистрации в порядке, установленном законом [3]. Установление сервитута (до изменений, внесённых в Земельный кодекс Российской Федерации от 23.06.2014 «частного сервитут») регламентировано Гражданским кодексом.

Публичный сервитут — это разновидность земельного сервитута. Он устанавливается Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в общественных интересах. Возможные цели установления публичного сервитута закреплены в ч.3 ст. 23 Земельного кодекса РФ:

-        прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

-        использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

-        размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

-        проведения дренажных работ на земельном участке;

-        забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

-        прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

-        сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

-        использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

-        временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Согласно ч.2 ст. 23 Земельного кодекса РФ «публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков…» Отечественное земельное законодательство предполагает установление публичного сервитут в пять этапов:

-        Составление заявления об установлении публичного земельного сервитута с обоснованием его общественной необходимости

-        Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний

-        Организация и проведение общественных слушаний

-        Принятие решения органом государственной власти (местного самоуправления), выраженного в издании соответствующего нормативного правового акта

-        Государственная регистрация сервитута в Едином государственном реестре прав.

Рассмотрим более подробно четвёртый этап. Решение об установлении выражается в тексте нормативного правового акта, в котором должны быть указаны:

-        название сервитута

-        содержание ограниченного права

-        срок и условия его действия

-        объект недвижимости (земельный участок)

-        местонахождение земельного участка

-        кадастровый номер

-        собственник или иной владелец земельного участка.

Следовательно, данный акт должен содержать ключевые индивидуальные характеристики объекта недвижимости. Это обусловлено объективной необходимостью дальнейшей идентификации земельного участка в процессе правоприменения.

Общая теоретическое определение нормативного правового акта выглядит следующим образом — «установленный государством акт, содержащий общие правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение». Существенные признаки нормативного правового акта приведены в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» [4]:

-        издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом

-        обязательность для неопределенного круга лиц

-        неоднократное применение

-        направленность на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Нормативный правовой акт, устанавливающий публичный сервитут, также должен обладать перечисленными выше признаками. Однако следует признать объективную необходимость наличия индивидуально определённых характеристик земельного участка, ставящих под вопрос соответствие данного акта определению нормативного правового акта.

Таким образом, можно говорить о возможном противоречии норм земельного законодательства с общими положениями теории права. Данное противоречие требует разрешения или на уровне изменения подхода к предоставлению ограниченного права пользования земельным участком, или разработкой совершенно нового теоретического базиса земельного права.

 

Литература:

 

1.      «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 ноября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2001 -  № 44. Ст. 4147;

2.      «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 6 апреля 2015 г. № 80-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1994 - № 32. Ст. 3301;

3.      Федеральный закон  от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 28.07.1997, N 30, ст. 3594,

4.      Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (в ред. от 09.02.2012) // Российская газета, N 276, 08.12.2007

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle