Библиографическое описание:

Семейкина М. С., Бочкова Е. В. Интернет-магазин как форма электронной коммерции // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 977-980.

В современном электронная торговля занимает одно из ведущих мест в ведении бизнеса: она обеспечивает необходимыми товарами и услугами, объединяет континенты и страны. Благодаря ей, товар может быть доставлен в отдаленные уголки мира.

В настоящее время термин «электронная коммерция» трактуется по-разному. Может, это связано с тем, что данный вид торговли появился относительно недавно, а с другой стороны, ученые-экономисты с разных аспектов рассматривают сущность данного понятия.

Например, А. В. Юрасов определяет электронную коммерцию как «сферу экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций» [2, с. 6].

Большое число людей, особенно молодежь, очень часто предпочитает покупку товаров в Интернете, нежели в традиционных магазинах. Прежде всего, это объясняется низкими ценами, а также более широким ассортиментом товара. Помимо этого затрата времени и нервов на совершение покупки посредством интернет-технологий гораздо меньше.

На сегодняшний день функционируют и развиваются такие отрасли предпринимательства, которые наиболее соответствуют интересам и потребностям населения. Данный факт можно рассмотреть на примере Amazon.com — крупнейшей американской компании, занимающейся в сфере онлайн торговли. Продажа книг на начальном этапе работы компании со временем переросла в более широкий ассортимент, куда входили видеоигры, медикаменты, автомобили и т. д. К 2012 г. товарооборот данной компании превысил 61 млрд дол.

На путь электронного ведения бизнеса встают в основном предприниматели, занимающиеся традиционными видами торговли. Их дело становится многоканальным, то есть «мультиритейлом». Однако помимо уже зарекомендовавших себя бизнесменов, открывают бизнес в электронной сфере лица, порой даже не представляющие, как выглядит на практике данный вид торговли.

Существует следующая классификация бизнесменов, которые открывают дело в сфере интернет-технологий:

1)      новички;

2)      ритейлеры;

3)      оптовики;

4)      программисты;

5)      творцы;

6)      случайные попутчики [1; 14].

Ряд людей довольно-таки хорошо разбираются в технологиях и полагают, что открыть электронный магазин и заработать на деньги несложно. К такой категории и относятся новички.

Следующая группа — ритейлеры. Это компании, которые занимаются розничной торговлей. К данной категории относятся супермаркеты, автосалоны и т. д. Фактором, мотивирующим ритейлеров заниматься торговлей через Интернет, выступает поиск новых путей для развития бизнеса, уменьшение затрат и увеличение потенциальных клиентов, а соответственно и максимизация прибыли.

Цели оптовиков во многом схожи с мотивами ритейлеров. В последнее время оптовые закупки стали неактуальны, конкуренция постоянно заставляет понижать наценку на товар, поэтому оптовикам выгодно использовать интернет-технологии и торговать через Интернет, повышая доходность бизнеса на более чем 10 %.

Программисты, зачастую открывая интернет-магазины, отводят финансовую составляющую на второй план. Они убеждены в том, что хорошее функционирование сайта перекроет материальные неустойки, такие как оплата и доставка товара покупателю.

Творцы предполагают, что торговля посредством глобальной сети Интернет воплотит в жизнь их замыслы. Наиболее выгодно, когда покупатели развиты в сфере IT-технологий.

Случайные попутчики — предприниматели, которые пытаются воплотить в жизнь все то, что хорошо работает у других. Если какие-либо идеи были успешно реализованы, то, без сомнения, представители данной группы будут пытаться перенять опыт.

Структура интернет-магазина состоит из нескольких блоков: фронт-офиса, бэк-офиса, третьего блока-базы данных [4, с. 170].

Первый блок (фронт-офис) представляет собой внешний дизайн сайта, то есть каталог, который непосредственно видит посетитель, характеристика товаров и их свойства, этапы оформления заказа, данные о магазине, его расположении, контактах и т. д.

Следующий блок (бэк-офис) может видеть только менеджер интернет-магазина. Управляющий вносит поправки в базу данных товаров, устанавливает цены и скидки на товары, обрабатывает статистику всех заказов и т. д.

И, наконец, последний блок — это база данных, в которой хранится вся информация о продукции, ее продаже и заказах.

Чтобы создать собственный интернет-магазин необходимы большие финансовые затраты, поэтому в последнее время идет тенденция роста служб, которые сдают онлайн магазины в аренду. Что касается предпочтений покупателей, то, например, предпочтения западных молодых людей проиллюстрированы на рис. 1. [3].

Рис. 1. Аудитория Интернета в России, 2010–2014 гг. [3]

 

Опираясь на данные рис. 1, можно констатировать, что наибольшую востребованность среди подростков получили интернет-магазины одежды, поскольку, учитывая то, что финансовые составляющие лиц данного возраста ограничены, а желание одеваться модно стоит на одном из первых мест, да и покупка онлайн всегда выгоднее.

Конечно, говоря об интернет-магазинах, невозможно не упомянуть про их достоинства. Безусловно, на первом месте стоит незначительный стартовый капитал, который облегчает ведение бизнеса для владельца интернет-магазина, а также относительно недорогое содержание магазина, и вследствие чего невысокие цены и доступность товаров для покупателя. К тому же онлайн-магазины характеризуются круглосуточной доступностью, и совершение покупок происходит без суеты традиционных торговых точек. Помимо этого в электронном магазине представлен широкий ассортимент товаров, с техническими характеристиками которого можно ознакомиться в свободном доступе, а также провести анализ и сопоставить цены на желаемый товар или услугу. Иногда покупка в интернет-магазине — это единственный выход приобретения уникального товара. Ведь желаемый товар может находится в другом городе, а может и стране.

Несмотря на ряд преимуществ совершения онлайн покупок, существуют и недостатки. Если говорить о России, то имеются проблемы, связанные с законодательством, а именно, не существует единой правовой базы, слишком много несовершенств в самом законодательстве. Правовое регулирование электронной коммерции четко не прописано. «Несовершенство законодательства выражается в отсутствии законодательных норм, регулирующих распространение ворованных продуктов (программных, мультимедийных) и других видов нарушений» [5, с. 35]. В связи с данной ситуацией у владельцев интернет-магазинов и посетителей возникает ряд вопросов. Также остро стоит проблема, связанная с доставкой товаров. Кроме того, что нередко доставленный товар оказывается ненадлежащего качества, вернуть его назад в магазин оказывается весьма проблематично.

Еще одним немаловажным фактором является киберпреступность, а вследствие чего недоверие покупателей к онлайн-магазинам только падает.

Существует проблема, связанная со сложностью оплаты. Возникает множество вопросов по поводу выбора системы оплаты. Большая часть покупателей оплачивает банковским переводом, недостатком которого является добавление определенной суммы к цене товара. Проведение электронных платежей содержит в себе определенную степень риска — относительно высокую стоимость обслуживания и отсутствие приватности. Низкий уровень жизни населения и слабое развитие телекоммуникаций — взаимозависимые проблемы, т. к. во многих регионах заработная плата не позволяет подключить Интернет, а если и позволяет, то компании-монополисты в небольших районах делают высокие наценки на проведение и пользование Интернетом.

Кроме проблем, связанных с законодательством, необходимо обратить внимание на функционирование интернет-магазина. Это касается, прежде всего, правильно оформленного сайта. Создание сайта в одном цветовом решении с логичной навигацией и простотой в использовании являются значимыми компонентами в процессе привлечения потенциальных покупателей. Понятные заголовки и моментальная обратная связь с менеджерами для выяснения интересующего вопроса клиента — все это немаловажные условия для успешного развития интернет-магазина.

Для тех предпринимателей, которые стремятся увеличить свою прибыль и раскрутить свой магазин, одной из первых задач является проведение тестирования. На сайте нужно сделать так, чтобы было большое количество разделов, использующих А/В тестирование. Оно проводится для отображения четкой картины того, что наиболее востребовано на данный момент, будь то акции, дизайн сайта, различные броские заголовки, работающие на пополнение бюджета предпринимателя. А/В тестирование позволяет избежать ситуации неоднократного изменения страниц и рубрик в онлайн-магазине.

Немаловажным фактором является применение простых, понятных слов, которые используются не только при описании товаров, но и в наименованиях вкладок и т. д. Нужно писать не для представителей компаний, а для обычных людей, т. к. многих отталкивает профессиональный сленг. Как бы ни было странно, но данный способ работает даже при работе только в секторе B2B.

Понятный текст, который может понять даже человек без образования — вот главная задача для привлечения внимания потенциального покупателя.

Таким образом, электронная коммерция сегодня играет важную роль в развитии экономики. Интернет-магазины прочно вошли в нашу жизнь, а значит перспективы развития торговли посредством интернет-технологий довольно-таки высоки. Благодаря интернет-магазинам не приходится стоять в очереди и тратить время на покупку товара, а также возможен анализ характеристик и цен.

 

Литература:

 

1.                  Прохорова М. В., Коданина А. Л. Организация работы интернет-магазина. — 2-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2014.

2.                  Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. — М.: Горячая линия-Телеком, 2008.

3.                  Темпы роста оборотов электронной торговли в России. URL: http://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2013/03/18/FOM-Aktivnaya-auditoriya-internet-v-Rossii/#.VSp27fmsXgQ.

4.                  Еремин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации. — М.: Кнорус, 2014.

5.                  Комаров Н. М., Борзов М. А. Экономика сферы обслуживания. Интернет-бизнес в России. Особенности, проблемы перспективы // Маркетинг услуг. — 2010. — № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle