Библиографическое описание:

Черногорцева Г. В. Справедливость права в античной философии // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1865-1868.

Автор рассмотрел правовые идеи античной философии. Выявлено значение справедливости права для развития общества и государства. Проанализировано значение справедливости права для успешного развития жизни общества.

Ключевые слова: справедливость права, человек, общество, государство, философия, полис, право, закон, справедливость, гражданин.

 

В современных условиях, характеризующихся усложнением всех общественных, межличностных, этнических, семейных, конфессиональных и иных отношений, особое значение приобретает справедливость права, которое выступает фундирующим основанием позитивного развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

На протяжении многих веков справедливость права интерпретировалась различными философскими школами и направлениями в качестве непреходящей ценности, сплачивающей людей различных социальных, профессиональных и других групп, равно как и социума в целом, обеспечивая тем самым высокую меру сплоченности людей, характеризующихся разнообразными, иногда трудносовместимыми, а случается, и диаметрально противоположными взглядами, представлениями, вкусами, пристрастиями, интересами. Справедливость права, осознанная и принятая множеством людей в качестве ценности, объединяет усилия множества разнородных коллективов, направляя их к достижению единой цели, желанной для всех членов общества. В современном обществе справедливость права является неотъемлемой составной частью духовной культуры общества, некоей всепроникающей субстанцией, пронизывающей как намерения, так и действия всех социальных структур и институтов, а также отдельных людей независимо от социального и финансового положения, уровня доходов, профессиональных предпочтений, политических ориентаций, культурных традиций.

Вся история развития философии и всей совокупности гуманитарного знания свидетельствует о том, что в различных социальных условиях наиболее интеллектуальные люди своего времени стремились найти такие способы правового обеспечения развития общества и повседневной жизни людей, которые отвечали бы самым высоким критериям справедливости, способной как нельзя лучше сплотить людей, укрепить узы социального доверия и эффективного взаимодействия, взаимовыручки и взаимопомощи. Справедливость права выступает цементирующим материалом, обеспечивая решение самых сложных проблем, способствуя успешному развитию всех сторон общественной жизни, что, в свою очередь, улучшает повседневную жизнь каждого человека.

Индивидуальный и коллективный разум всегда стремился отыскать различные варианты и возможности укрепления и совершенствования правовых основ стабильности и перспективного развития общественных отношений. Справедливость права достигается наличием в обществе правовых законов, распространяющихся на всех граждан. Правовые законы в любом обществе являются справедливыми по своей сути. Правовые законы, воплощающие в себе справедливость права, регулируют состояние и развитие всех общественных отношений, всю совокупность социальных взаимодействий в бесчленной вариативности, разнообразных проявлениях и последствиях.

Справедливость права направлена на достижение гармоничного взаимодействия и развития, оптимального сочетания общественных и личных интересов, дает возможность избежать социальных конфликтов и внутригрупповых раздоров. Именно в силу общественной и личной значимости справедливости права философия с самого своего возникновения до наших дней озабочена постижением истины о праве.

В античной философии возникла мысль о равной для всех справедливости, соблюдение которой требует наличия единой законодательной власти. Утвердилось мнение о том, что ценность справедливости заключается в воздаянии другому равным. В древнегреческой мысли впервые появилась сформулированная Фалесом в ее непреходящем значении мысль: «Не делай сам того, что ты порицаешь в других». Социальная практика выдвинула проблему оптимального, разумного и эффективного сочетания права и силы. Для соблюдения прав и свобод каждого гражданина, его законных интересов, соответствующих или хотя бы не противоречащих общественным интересам и общественному благу. Поскольку все граждане равны перед законом, справедливость права выражается в том, что закон как общезначимый способ регулирования всей совокупности общественных и личных взаимодействий защищает права и законные интересы любого члена общества.

Согласно Пифагору, справедливость права способствует упорядоченному течению государственной жизни, наилучшей организации повседневной жизни в ее размеренности и спокойствии.

Со времен Демокрита принято различать право естественное и право волеустановленное, которое позже стали называть позитивным правом. Естественное право всегда справедливо по самой своей природе. Право волеустановленное, позитивное, разрабатывается и принимается к исполнению людьми, поэтому оно может быть справедливым, в той или иной степени. Критерий справедливости полисных законов древнегреческая философия усматривала в их соответствии естественному праву. Справедливость как нельзя лучше соответствует общему благу людей, не соответствующее природе или противоречащее ей, не может считаться справедливым.

Согласно Протагору законы создаются наиболее интеллектуальными членами общества, умудренными жизненным опытом. Поскольку жизнь общества непрерывно изменяется во всех ее аспектах — экономическом, политическом, духовном и т. д., люди корректируют свои представления о справедливости права, однако люди всегда привержены справедливости и стремятся достичь ее всеми возможными и доступными им способами. Неизменная жажда справедливости отличает всю историю развития человечества. Сама природа человека, видимо, имманентно включает в себя неудержимую тягу людей к справедливости. Стремление к справедливости побуждает людей к изменению представлений о ней в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Представления людей о том, что есть справедливость, воплощаются в принимаемых ими законах. В силу этого обстоятельства Горгий именовал писанные законы «стражами справедливости». Люди уверены в том, что волеустановленные законы как нельзя лучше выражают присущее природе человека чувство равенства.

Господство позитивного права свидетельствует о том, что в масштабе социума граждане поддерживают существующий порядок такой организации общественной жизни, которая обеспечивает каждому уверенность в защите и соблюдении личных прав и интересов государством, которое выступает в качестве гаранта справедливости права. Однако, античная мысль понимала при этом, что само наличие позитивного права, направленного на соблюдение справедливости в многообразных отношениях между гражданами, а также во взаимодействиях между гражданами и различными общественными структурами, включая само государство, не в состоянии сделать граждан добрыми и справедливыми. Одним из первых на это обстоятельство указал софист Лекофрон.

При этом очевидно, что справедливость права выступает необходимым условием поддержания и укрепления социальной сплоченности общества, формированием отношения взаимопомощи, взаимовыручки и социальной поддержке всеми гражданами позитивных начинаний власти, а также друг друга в самых разнообразных жизненных ситуациях. Именно поэтому, вся история философской мысли отмечена неустанным поиском оптимального соотношения справедливого по своей природе права и закона, истока и смысла общественных требований, предписываемых гражданам, их обоснованности и справедливости. Античная мысль, начиная с Сократа, увязывала такого рода поиски прежде всего с развитием знания, божественного по своей природе, однако, вполне доступного людям, желающих приобщиться к нему. Степень справедливости полисных законов и само состояние законности в обществе Сократ прямо связывал с достигнутым уровнем глубины, обстоятельности и обширности знания, выступающего необходимым условием оптимального соотношения справедливости права и волеустановленных законов. «Господство справедливых законов создает возможность свободы» [3, c.57] как «прекрасного и величественного достояния как для человека, так и целого государства» [2, c. 139] Все добродетели античная мысль связывала с наличием знания, и поскольку справедливость уже тогда считалась важнейшей добродетелью, то соблюдение справедливости также возможно только посредством знания. Естественное право, т. е. по сути своей неписанные божественные законы и волеустановленные законы имеют общую основу, в качестве которой выступает справедливость права, поэтому справедливо то, что законно, а законно то, что справедливо. Неукоснительное соблюдение справедливых законов порождает и укрепляет состояние свободы как общества в целом, так и всех проживающих в нем. Платон называл законы определениями разума, достоянием человека и общества, поскольку именно они способны удовлетворить стремление людей к справедливости пронизывающее всю совокупность общественных отношений и личных взаимодействий. Справедливость права и писанных законов предполагает наличие иерархии, необходимой для разумного соподчинения частей ради достижения общего блага. Справедливость права и писанных законов направлена на то, чтобы каждый имел то, что ему принадлежит и исполнял свои обязанности. Важно, чтобы общество никому не позволяло захватывать чужого и не допускало, чтобы человек лишался своего. Справедливость вообще и справедливость права в частности предполагает надлежащую меру, определенное равенство. Получившая широкое признание мысль Сократа о тождестве законности и справедливости послужило источником многих идей. В частности, Платон обосновал мысль о том, что разумное устройство общества является результатом справедливости права и философской мудрости. «Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в целое, запечатлённое единством и гармонией» [1, c. 176].

Справедливость права распространяется на само государство посредством правовых законов. Правовые законы как результат разумной и духовной деятельности людей способствует совершенствованию общественных отношений, а также процветанию всех граждан, укрепляют чувства безопасности и благополучия. Проблема взаимосвязи этики, политики и права Аристотель решал, исходя из признания тождества законного и справедливого.

Аристотель считал справедливость величайшим благом. Оно доступно каждому человеку, к ней стремящемуся. Стремление человека к справедливости приводит к тому, что она становится неотъемлемым качеством души и характера. Справедливость есть не только величайшее благо, но величайшая добродетель. Она проявляется во всех поведенческих актах общественного и личного взаимодействия людей, в их отношениях к обществу, государству, друг другу. Справедливость всегда выражает законное и равное в социальных и личных отношениях. Тождественная законности справедливость распространяется только на свободных, и, следовательно, равных друг другу людей. Только для свободных людей существует определяющие их отношения закон.

В отличие от позитивного права естественное право имеет место повсюду, где живут люди. Оно не зависит от отношения к нему людей, общественных структур или каких-либо табу. Волеустановленное право, как результат договорных отношений между людьми неодинаков для различных стан и народов. Главное состоит в том, чтобы нормы позитивного права соответствовали и не противоречили праву естественному. Позитивное право античная мысль часто именует правом условным, подчеркивая тем самым законы и всеобщие соглашения выступают надежной гарантией социальной сплочённости всех проживающих в обществе людей, дружелюбные отношения являются величайшим благом и величайшей ценностью для любого государства, поэтому политическое искусство законодателя выражается в его способности утвердить и обеспечить справедливость права.

Согласно Эпикуру, договорные соглашения людей стремятся к достижению справедливости и права во всех сферах и проявлениях человеческой деятельности. Для гарантированной защиты своих прав и интересов, для достижения общественной и личной пользы люди создают законность и правопорядок. При этом люди руководствуются достигнутым в обществе пониманием справедливости для того, чтобы гарантировать максимально возможную безопасность, уважение, защиту и соблюдение своих законных прав и интересов. Само наличие справедливых законов не освобождает человека от ответственности за свободно избранный им образ жизни, стиль поведения, манеру общения, отношения ко всему происходящему с ним самим и с тем, что его окружает. В жизни каждого человека есть не только требования необходимости, но и возможность разумного и полезного пользования присущей человеку свободой. По мысли Эпикура, человек свободен, если довольствуется тем, что он имеет, и в каждый момент жизненной ситуации понимает, что именно зависит от него самого, а что превосходит пределы его возможности и от него совершенно не зависит. Достижение взаимной безопасности людей является важнейшей задачей любого государства. Справедливость права является необходимым условие этой задачи. Именно справедливость права позволяет договориться о достижении полезного, позволяет не терпеть вреда и не причинять вреда другим. Знания как добродетель и мудрость жизненного опыта, способствуют успешному поиску оптимальных вариантов решения общественных и личных проблем на основе взаимопонимания и социальной сплоченности. Историческая изменчивость представления о справедливости оставляет неизменным само стремление людей к справедливости как наилучшему способу осуществления пользы всех и каждого на основе взаимного согласия людей. Противоречащий пользе людей закон не является справедливым. Справедливость полностью соответствует естественному праву. Представления о справедливости изменяются в связи с изменением пре5дставлений людей о том, что именно составляет пользу взаимного общения. Изменения представлений о том, что есть справедливость влечет изменение законов.

Исполнение закона тесно связано со сформулированным Зеноном понятием долга. Долг есть то, что подобает. Согласно античной мысли общественное устройство подчинено естественным законам мироздания. Гармоничность мироздания является основой справедливости в обществе и частной жизни людей. Универсальность и всеобщность справедливости воплощается в естественном праве. Волеустановленное право должно соответствовать естественному праву, наиболее полно воплощающем в себе справедливость. Естественное право олицетворяет собой незыблемый порядок мироздания. И государство и право подчинены справедливости, согласованной с существующим порядком вещей, с разумными началами общественного и личного жизнеустройства. Позитивное право должно соответствовать естественному праву, что дает возможность каждому человеку быть активным и добропорядочным гражданином государства.

Древнеримская мысль в унисон с мыслью древнегреческой отстаивала справедливость прав, которое понималось как искусство оптимального сочетания добра и эквивалента. В понимании древних римлян эквивалент есть равная справедливость или справедливое равенство. Справедливость права включает неизменную и постоянную волю обеспечивать каждому его право, воздавая то, что ему принадлежит. Справедливость права включает в себя императив честной жизни, предостерегает от причинения вреда другим. Закон есть общий правопорядок государства и в этом смысле обязателен и неукоснителен для самого государства. Справедливость права, распространяемая на всех членов общества, защищает их интересы и обеспечивает исполнение долга, «определяет важнейшую социальную ценность свободы» [3, c. 62], предостерегает от нарушения закона. Важнейшим достижением римского права стало признание неприкосновенности государственной и частной собственности, понимание того, что общей собственностью пользуются все, а частной только те, кому она принадлежит. Таким образом сегодня можно с уверенностью сказать, что многие правовые идеи, сформулированные философской мыслью античности, сохраняют свое значение в современном мире, важнейшим достижением которого является правовое государство.

 

Литература:

 

1.      Асмус В. Ф. История античной философии. М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.

2.      Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993–384 с.

3.      Черногорцева Г. В. Справедливость как основа социального партнерства // Вестник РУДН, серия Философия. 2013 — C. 55–62.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle