Библиографическое описание:

Спесивцева А. Л. Особенности аудита расчетов по оплате труда на предприятиях России // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 996-998.

Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.

При этом решается комплекс задач:

-        подтверждение бухгалтерского учета расчетов по оплате труда и системы внутреннего контроля;

-        достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

-        законность и полнота удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

-        проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

-        проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться Федеральным стандартом аудита № 3 «Планирование аудита».

План аудита включает в себя:

-        аудит оформления первичных документов;

-        аудит системы начислений заработной платы;

-        аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы;

-        аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;

-        аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды.

Источники аудиторских доказательств:

1)      Договоры с персоналом: гражданско-правовые (подряд, возмездное оказание услуг), трудовые, коллективные, отраслевые договоры; договоры о материальной ответственности; договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит; распоряжения; контракты. Положение о формах премирования.

2)      Первичная документация по учету кадров: № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»;№ Т-2 «Личная карточка работника»; № Т-3 «Штатное расписание»; № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»; № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»; № Т-7 «График отпусков»; № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»; № Т-10 «Командировочное удостоверение»; № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»; № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»; № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учета рабочего времени»; № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику»; № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»; № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».

3)      Регистры синтетического и аналитического учета, которые включают карточки и сводные ведомости по заработной плате (№ Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетная ведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»; № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей»; № Т-54 «Лицевой счет»), журналы-ордера, обороты по счетам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

4)      Бухгалтерская финансовая отчётность, декларации по страховым взносам в ФСС, ПФ РФ, ФФОМС.

5)      Пересчёт заработной платы за неотработанное время, больничных, резерва на оплату отпусков.

6)      Опрос сотрудников организации (бухгалтеров, сотрудников отдела кадров)

7)      Анализ среднего уровня заработной платы, норм выработки, производительности труда, содержания договоров.

Методы и приемы аудиторской проверки:

-        проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

-        проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

-        устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

-        проверка первичных документов.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, при этом необходимо обращать внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Проверку расчетов с персоналом необходимо разбить на несколько этапов.

Подготовительный этап

На данном этапе изучается численность категорий персонала, а также система оплаты труда.

Далее проводится оценка системы внутреннего контроля. Для этого необходимо составить лист тестирования системы внутреннего контроля.

Цель дальнейшего планирования — организовать эффективную и экономически оправданную проверку данного участка учета в организации. На этапе планирования необходимо определить цели аудита, сроки его проведения; разработать программу аудита.

Для этого необходимо также рассчитать аудиторский риск и уровень существенности.

Программа аудиторской проверки

1.      Анализ учредительных документов, учетной политики предприятия.

2.      Проверка тождественности данных бухгалтерского учета и отчетности.

Проводится проверка тождественности данных бухгалтерского учёта и отчётности на начало и конец рассматриваемого периода. Проверяются 70, 69 и 68.1 счета. Отдельно проводятся сверки 69 и 68.1 счетов с данными сверок с налоговыми органами.

Осуществляется инспектирование и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку.

3.      Проверка наличия оснований для начисления заработной платы и правильности документального оформления расчетов с персоналом.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при начислении повременной оплаты труда.

При повременной системе оплаты труда работникам оплачивается то время, которое они фактически отработали.

По документам, попавшим в выборку, проверяется полнота отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций.

4.      Проверка правильности начисления и расчета отпускных.

При проверке оплаты за время отпуска обращается внимание на дату начала отпуска по приказу и табелю, правильность определения расчетного периода и соответствие сумм заработной платы по месяцам расчетного периода в расчете отпускных и лицевом счете.

5.      Проверка правильности начисления и расчета заработной платы за период нахождения в командировке.

6.      Проверка правильности расчетов с работниками при увольнении.

7.      Проверка операций по гражданско-правовым и авторским договорам.

8.      Проверка правильности удержаний из заработной платы (кроме НДФЛ).

9.      Проверка правильности выплаты заработной платы и ее депонирования.

10.  Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Аудит НДФЛ проводился, чтобы проверить правильность начисления и своевременность уплаты налога.

11.  Страховые взносы во внебюджетные фонды

Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда неразрывно связана с проверкой правильности определения налоговой базы и полноты начисления и перечисления организациями страховых вносов. Проверка правильности формирования налогооблагаемой база по начислению страховых взносов производится в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ [1].

Ошибки и рекомендации по результатам аудита расчетов по оплате труда

Заключительный этап аудита расчётов с персоналом по оплате труда содержит анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, а также рекомендации по устранению данных ошибок.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции от 31.12.2014 г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle