Библиографическое описание:

Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1717-1719.

Актуальность развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в системе образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. В общеобразовательной школе востребованы творческие ученики, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности младших школьников, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования креативных навыков.

В системе современного образования такие противоречия, которые выступают в качестве факторов, сдерживающих развитие и формирование творческого мышления школьников.

Первое — это противоречие между необходимостью творческого подхода в обучении и его опорой преимущественно на репродуктивную деятельность учащихся. Учебный процесс широко опирается на познавательные возможности детей: — усвоение знаний, формирование умений и навыков строится на основе перцепции, памяти, мышления, воображения. Однако познавательные способности ребенка недостаточно используются как средство развития его творческого мышления.

Второе противоречие — это противоречие между ориентацией школы на индивидуально-личностное развитие учащихся и коллективной природой процесса обучения. С одной стороны, центральной фигурой обучения является личность ребенка, и целью образования является создание условий для проявления и развития внутреннего потенциала каждой личности. С другой стороны, обучение детей носит по своей природе массовый, коллективный характер, при котором возможности развития личностных механизмов регуляции и саморегуляции творческого мышления ограничены.

Сложившиеся и традиционно существующие у нас системы школьного обучения фактически не содержат в себе (или содержат в крайне недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое выявление и развитие у детей креативности. Проблемность в использовании в педагогической практике многочисленных исследований по творческому мышлению заключается в существующем многообразии подходов как к самой трактовке понятия «креативность», так и к исследованию ее структуры, а также влияющих на ее развитие условий. Можно выделить основные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, которыми данная тема на протяжении многих лет достаточно активно разрабатывалась. Определенный вклад в раскрытие самого понятия «креативность» внесен Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружининым, А. Маслоу. Проблемы, связанные с изучением возрастной динамики креативности, раскрываются в исследованиях Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтеса, В. Н. Дружинина, П. Торренса. Проблему соотношения креативности и интеллекта поднимают в своих работах Дж. Гилфорд, К. Ямомото, П. Торренс, Н. Коган, Д. Б. Богоявленская и др. Несмотря на достаточно большое количество теоретических и практических исследований креативности, на сегодняшний день интерес к ней, как психологическому феномену не угасает, о чем свидетельствуют новые публикации в научной литературе.

Следует отметить, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития творческого мышления. Многие ученые (Дж. Гилфорд, Б. Олмо, 3. И. Калмыкова) утверждают, что творческое мышление следует развивать у ребенка уже в начальной школе с помощью методов, побуждающих учащихся к активному творческому мышлению, к гибкости суждений, быстроте и оригинальности ответов. Творческое мышление развивается только в том случае, когда учащиеся сталкиваются с учебными трудностями, для решения которых нет готовых образцов, а также продуктивность мышления зависит от создания оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата.

По мнению Е. К. Лютовой и др., в младшем школьном возрасте впервые можно говорить о полноценном творческом мышлении, но тем не менее оно отличается ситуативностью и спонтанностью проявлений [4].

Младший школьный возраст отличается от других периодов вступлением в учебную деятельность. Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения знаний разного содержания и разной степени сложности. Процесс усвоения знаний учащимися связан со слиянием общественного опыта с личным, нахождением в каждом новом факте частички субъективного и практического [7]. Сам факт вступления в процесс обучения стимулирует мотивационно- потребностную сферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы.

С обучением дети начинают видеть по-новому свой настоящий, прошлый и будущий мир, который окрашивается влиянием новой значимой для них деятельности — деятельности познавательного обучения, которая становится ведущей. Следуя классическому тезису Д. Б. Эльконина о том, что ведущая деятельность определяет все остальные возрастные виды деятельности, которые формируются и дифференцируются в ней, правомерно говорить о том, что творческое мышление попадает под эгиду учебного процесса [6]. Ребенок постепенно научается оперировать по-новому с привычными предметами, поэтому творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков. Также творческое мышление обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил.

Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в другом свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они решают творческие задачи и оригинально подходят к своей повседневной жизни, перенося в нее новые знания, занимаются образным и предметным моделированием. Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т. е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все внимание и усилия вокруг письма, чтения, предметного счета. Эти операции становятся повседневными и «погружаются» внутрь психики, что дает им возможность оперировать абстрактными понятиями. В конце первого класса образуется внутренний план действий, являющийся мощным двигателем творческого мышления. Внимание и восприятие подчиняются мышлению, память за счет расширения кругозора и развития мышления структурируется. Учеба подвигает психические процессы к произвольности, а развитие волевой сферы еще более способствует этому.

Исходя из вышесказанного, в младшем школьном возрасте творческое мышление приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью и этому способствует и возрастающая самостоятельность детей.

Мышление, как известно из трудов Л. С. Выготского, Л. Ф. Обуховой является ведущим психическим процессом в период школьного детства [2, 5]. В младшем школьном возрасте у детей движение от простого к сложному типу строится по принципу наложения, т. е. чувственное и действенное познание довольно долго остается актуальным наряду с отвлеченным и этим обогащает опыт, необходимый для решения творческих задач. Специфика этого возраста состоит в том, что разложение материала на элементы (анализ) дается детям легче, чем синтез, поэтому творческие аналитические задачи решаются учащимися младшего школьного возраста, гораздо успешнее, чем синтетические. Важно отметить в этой связи, что творческое мышление детей часто развивается по типу дивергентного, т. е. направленного на поиск нескольких вариантов. Поэтому у младших школьников наблюдается склонность к аналитическому подходу, и более выраженная способность при операции сравнения находить различия, а не сходства.

Операция обобщения у них также довольно успешно развивается. Она влечет быстрое развитие способности решать творческие задачи на обобщение сначала чувственного и практически действенного плана, затем на образно- понятийном уровне и на понятийно-образном уровне. Как видно из экспериментов в работах П. П. Блонского и др., дети способны решать довольно сложные творческие задачи отвлеченного плана, оперировать широкими понятиями, осознавать комплексные значения. Творческое мышление основывается на зарождающемся теоретическом мышлении, которое включает в себя рефлексию, внутренний план умственных действий и анализ.

Л. Б. Ермолаева — Томина в своей статье подчеркивает, что творческое мышление младших школьников отличает специфическая черта — наличие в творческом процессе механизмов эмоционального и интеллектуального предвосхищения [3]. Эмоциональное предвосхищение свойственно уже дошкольникам и с развитием ребенка оно дополняется интеллектуальным предвосхищением, что делает творческий процесс полнее. Как указывают многие авторы, роль предвосхищения в мыслительном процессе велика, а в творческом мыслительном процессе — это определяющая роль.

Таким образом, творческое мышление в младшем школьном возрасте развивается как в качественно- содержательном, так и в процессуальном направлениях. Это развитие обусловлено, прежде всего, новой для ребенка учебной деятельностью и вызываемыми ею изменениями в психических связях. Межфункциональные связи, возрастающий контроль сознания и личности, созревание более продуктивных форм мышления — служат фундаментом для образования еще несовершенной, но достаточно полноценной и гибкой творческой деятельности, которая является в свою очередь двигателем дальнейшего развития перечисленных областей психики.

Однако творческое мышление находится в сильной зависимости от несовершенства психических процессов и личности младшего школьника, и перспективы ее развития напрямую вытекают из особенностей дальнейшего обучения и дальнейшего развития всех психических структур.

 

Литература:

 

1.       Блонский П. П. Психология младшего школьника. — М., Воронеж: НПО «Модэк», 1997. — 435 с.

2.       Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

3.       Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. — М.: Наука, 1990. — С. 117–130.

4.       Лютова Е. К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта: авт. дис. … канд. психол. наук. — СПб.: 2000. — 18 с.

5.       Обухова Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С. 30–38.

6.       Чернецкая Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Концепт. — 2012. — № 8 (август). — ART 12108. — 0,6 п. л. — URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12108.htm. — Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. — ISSN 2304–120X.

7.       Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. — М.: Издательство МГУ, 1970. — 180 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle