Библиографическое описание:

Воробьева В. В., Колесник Е. А. Судьбоносный кризис в развитии национальной культуры обских угров во времена царской России // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1801-1803.

В статье рассматривается период, когда коренное население Сибири было обложено ясачной податью, которая послужила основной причиной деградации уникальной культуры обских угров.

Ключевые слова: обские угры, ясак, инородцы.

 

Обские угры — это общее название двух этнических народов: ханты и манси, которые живут в бассейне реки Оби и по её притокам — в Томской, Тюменской и Свердловской областях Западной Сибири. Ханты и манси имеют официальный статус коренных малочисленных народов Севера. В историко-культурном отношении обских угров объединяет единство мировоззрения, сходство обрядовой практики и традиционных способов природопользования.

Ханты и манси — коренные жители Югорской земли, именно такое название носила ранее территория Западно-Сибирской низменности. Первопроходцами Сибири стали новгородцы-ушкуйники, которые принесли весть о существовании на востоке за Уральскими горами неизвестного северного народа “югра” — остяках (ханты) и вогулах (манси). Об экспедиции новгородцев в Югорскую землю имеются сведения в “Повести временных лет” под 1096 г. XII-XIII вв. отмечены в летописях довольно частыми походами новгородцев в Югру для сборов дани — пушнины, которая пользовалась неиссякаемым спросом в России и в Европе. В XVI в. русские открыли морской путь в обход Ямала через Югорский Шар на Обскую губу и далее вверх по Оби, что привело к существенному увеличению торговли между русскими и коренным населением Сибири [4].

На протяжении 300-летней истории досоветской России официальное название народов Сибирского края неоднократно менялось. В XVI в. они носили название “ясачные иноземцы”, поскольку Сибирь официально ещё не являлась “подданством России”. Позднее за малочисленными народами, заселявшими Сибирь, закрепилось название “ясачные иноверцы”, т. е. народы другой не христианской веры. В известном “Уставе об управлении инородцев” М. М. Сперанский вводит термин “инородцы”, т. е. люди других этнических групп, который официально существовал до 1917 г.

В 1598 г. Сибирь была окончательно присоединена к России [3, c. 53]. Освоение Сибири происходило в виде “мирного” продвижения крестьян, промышленников, священников, торговцев. Большинству этнических групп приходилось вынужденно принимать российское подданство, дабы не погибнуть и снискать доброжелательство могущественной соседки-России. Российское освоение Сибири неизбежно внесло изменения в национальную культуру обских угров. В большей мере эти изменения носили негативный характер, так как малочисленные народы Сибири находились под гнётом русских завоевателей. Их действия были сопряжены жестокой колонизацией, ограблением местных жителей, лишением их нажитого непосильным трудом имущества, что приводило к “обнищанию” как материальной, так и духовной жизни коренного населения.

Российское государство не принимало никаких мер по защите коренного населения и не вмешивалось в их внутреннюю жизнь и самоорганизацию. Но местное население Сибирской земли представляло интерес для государства, как “поставщики” пушнины. С момента присоединения Сибири к России иноземцы были обложены ясаком, который стал приносить значительный доход в Российскую казну. Уплачивался ясак, главным образом, пушниной, мягкой рухлядью (соболями, лисицами, бобрами, куницами, росомахами, лисами). На первых порах ясак представлял собой дань покоренного народа победителю. Ясачная подать на обских угров ложилась непосильным бременем, превращая их в рабов, так как уплачиваемый ясак на деле всегда была выше указанных норм. В каждом уезде назначался воевода, обязанностью которого было взыскивать дань с ясачных людей. Правительство установило взимать по 7 соболиных шкур с женатого и по 5 шкур с холостого. Но ясачные люди выплачивали налог не только соболями, но и другими пушными зверями. Да и ценность соболя варьировалась от 15 коп. до 8 руб. Все недочёты формулировки закона приходились “на руку” воеводам. Опираясь на это обстоятельство, правительство перевело ясачную подать на деньги. Положено было брать с “лучших людей” (зажиточных) по 3 руб. и 2 ½ руб., с “средних” по 2 руб., с “худых” по 1руб. 50 коп. и по 1 руб., а с новоприбывших по 30 коп. в первый год [3, c.314]. Облагаемым ясаком людям было не дозволено принимать участие в оценки меха, только воеводам, что давало им право принижать стоимость мягкой рухляди. Сама по себе ясачная подать не могла быть особенно тяжёлой. Шесть-восемь соболей промысловые люди могли легко добыть в течение целого года, а если ценность некоторых шкур доходила до 5 руб. и выше, то, стало быть, годовой ясак можно было заплатить одним соболем. Но, ясачные книги говорят, что за инородцами числились постоянные недоимки, и, которые ежегодно накапливались, зачастую доходя до очень крупных сумм [3, с. 318]. Причины недоимок крылись в нечестности, в злоупотреблении своим положением воеводами, служивыми и другими пришлыми людьми. Безнаказанный грабёж и принижение покорённых народов Сибири позволяло служивым людям не считаться с указами правительства и совершать против них алчные и аморальные действия. П. Н. Буцинский в книге “Заселение Сибири и быт первых её насельников” описывал жалобы ясачных людей на воевод. Вогулы в 1624г. жаловались, что их воевода вместо 5 берёт по 10 соболиных шкур, а когда они уходят на промыслы, он берёт к себе их жён и детей. Остяки составили жалобу на своего воеводу, который вынуждал платить ясак по 11 соболей, взял в плен сына нарымского князя, которого он вынужден был выкупать соболями и лисицами по 100 рублей, до смерти избивал остяков, а с их женщинами и дочерьми жил как с женами [3, с. 321]. Издевательское отношение, варварское наседание на хозяйственно-бытовую деятельность, жестокое вмешательство в духовную жизнь служило прямым каналам к упадку уникальных культурных традиций обских угров. Традиционные формы землепользования были нарушены введением ясачной дани. Основа устройства жизни ханты и манси — слияние человека и природы. Их вера основана на одухотворении всего живого и неживого. Камень имеет душу, без необходимости не трогай его. Озеро живое, бери рыбы ровно столько, сколько сможешь съесть. Царизм обложил северные народы ясаком. Они были вынуждены брать от природы все больше, и уже это положило начало деградации духовной жизни коренных жителей Сибири. Ханты и манси оскорбляло варварское, потребительское отношение к природе, они переставали себя чувствовать хозяевами на их родной земле, отсюда духовная апатия и социальная деградация. В XVIII в. в силу развития товаро-денежных отношений выплачивать ясак стало возможно денежным эквивалентом. Это произошло, главным образом, после первой ясачной комиссии, организованной Екатериной II в 1763г. С этого времени, собираемая в качестве ясака пушнина, стала поступать непосредственно в Кабинет. В 1782 г. последовал именной указ императрицы «Об оставлении собираемой в Сибири мягкой рухляди и всего ясачного сбора с 1763г. в ведомстве кабинета по-прежнему». По мере усиления интеграции народов Сибири в состав России, их адаптации к общерусским хозяйственным, культурно-бытовым, религиозным и иным традициям, на них стали распространяться и иные податные обязанности. Тем не менее, на протяжении XVII и почти всего XIX вв. ясак продолжал оставаться наиболее характерной формой податной зависимости ханты и манси от собственника земли. Правительственные указы требовали не допускать нарушений в традиционных форах землепользования коренных народов [3]. Но местная аристократия не соблюдала правительственные указы и всеми возможными и невозможными средствами доводила жизнь обских угров до жалкой нищеты и убогого существования. Нередко случались побеги ханты и манси в глубь тайги в поисках спокойной и безмятежной жизни. На защиту коренного населения Сибири встал великий реформатор своего времени М. М. Сперанский. Целью его ревизии в Сибирь было выявление недостатков и злоупотреблений. М. М. Сперанский, как разработчик Сибирской реформы, видел необходимость в установлении законности в управлении. Все его основные положения были представлены в “Уставе об управлении инородцев” 1822г. в области хозяйственной, административной, судебной и культурно-бытовой. Устав был первым сводным кодексом законов, направленный на сохранение самоидентичности малочисленных народов, их культурных ценностей, закрепление за ними право пользования землей их предков, защитой от произвола и насильственных действий со стороны местной власти. Реформы не принесли должного результата, на местах сохранялась традиционная система, местная власть пренебрегала законом и продолжала злоупотреблять своим положением. Как правило, законы не доносились до инородцев, и они даже не знали о своих правах. Так, за право пользования землёй своих предков обские угры и другие жители Сибирской земли несли на своих плечах непосильную ношу.

Обложение обских угров ясачной податью подорвало их базисную основу, привело к кризису в развитии их традиционной культуры. Коренные народы Сибири обладают природосообразностью и экологичностью сознания, бережным отношением к природе, земле, которая связывает их с далёким прошлым, с их этническими корнями. Нарушение связи человека и природы дало трещину в развитии исконной культуры обских угров.

 

Литература:

 

1.                  Административные преобразования в Сибири в начале XIX века. Ревизия и административная реформа М. М. Сперанского в Сибири (1819–1822гг.) http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/speransky/4_2.html

2.                  Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт первых её насельников. Рипол Классик, 2013. — 360 с.

3.                  Дамешек Л. М. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти. Современное Сибириведение XVII — начала XX вв. http://new.hist.asu.ru/biblio/skubnevski/Domeshek.htm

4.                  Олех Л. Г. История Сибири. ИНФРА-М — Сибирское соглашение. М. — Новосибирск, 2001. — 312 с.

5.                  Русская колонизация (XII-XVI вв.) http://www.hantymansiiskao.ru/ugra-history/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle