Библиографическое описание:

Полухин А. Т., Киселев А. И. Формирование и развитие производства лекарственных средств в России // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 944-948.

В статье анализируется современный фармацевтический рынок Российской Федерации, его состояние и перспективы; анализируется процесс формирования и развития производства лекарственных средств, а также процесс формирования оптовых и розничных сетей.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтический рынок Российской Федерации, розничные и оптовые фармацевтические сети, анализ фармацевтического рынка, производство лекарственных средств, фармацевтический кластер.

 

Современная экономика имеет социально ориентированную направленность. Деятельность государства и организаций направлена на обеспечение жизнедеятельности и трудоспособности граждан, сохранение и приумножение работоспособного населения. Одним из наиболее важных инструментов для достижения данных задач является система здравоохранения — наиболее социально значимая отрасль народного хозяйства, обеспечивающая сохранение и улучшение здоровья населения. Развитие данной отрасли является стратегически важной задачей для государства, поэтому ей уделяется большое внимание. Для формирования стратегий развития фармацевтического рынка и усиления позиций отечественных препаратов, необходимо понимание основных принципов формирования и развития производства лекарственных средств. В этом состоит актуальность данного исследования.

На данный момент разрабатывается новая система ценообразования на лекарственные препараты — стоимость дженерика (воспроизведенного препарата) не должна превышать 80 % стоимость оригинального препарата. Данная методика вступит в силу с 1 июля 2015 года и сократит количество продукции с завышенными ценами [3].

Фармацевтический рынок включает в себя три сегмента: производство, дистрибьюция и розничные продажи. Для российского рынка характерна высокая численность оптовых компаний, представленных мелкими и средними предприятиями. В настоящее время на долю крупнейших из российских оптовых компаний — «Протек» и «SIA International» — приходится более 30 % продаж [1].

В розничном сегменте рынка до 40 % составляют государственные и муниципальные аптеки. По прогнозам, в будущем ситуация изменится, доля госсобственности сократится и значительно вырастет значимость аптечных сетей, таких как «Аптеки 36,6», «Чудо-Доктор» и т. п. В Таблице 1 приведена динамика объемов продаж продукции медицинского назначения через розничные сети. В апреле 2015 года объемы продаж лекарственных средств снизились по отношению к марту на 3,9 % [1].

Таблица 1

Динамика объемов продукции медицинского предназначения, реализуемой через розничные сети на май 2015 г. [17]

 

Продано в апреле 2015г. в % к марту 2015г.

Запасы на 1 мая 2015г. в % к запасам на 1 апреля 2015г.

Обеспеченность запасами, в днях торговли

на 1.05.15

на 1.04.15

Фармацевтические, медицинские и ортопедические товары

96,2

99,7

43

41

из них лекарственные средства

96,1

99,5

39

38

 

На сегодняшний день, розничный фармацевтический рынок России имеет ряд проблем:

-                   темп роста федеральных сетей ниже рыночного как в отношении лекарственного, так и нелекарственного ассортимента;

-                   высокая смертность населения от самолечения;

-                   реализация лекарственных средств в продовольственных и продуктовых сетях;

-                   сокращение натурального объема лекарственных препаратов более чем на 3 %.

Решением данных проблем может быть:

-                   государственная поддержка отечественных производителей с целью расширения ассортимента, проведения исследований и разработки инновационных лекарственных средств;

-                   информирование население о высоком риске самолечения и проведение социальных осведомительных программ;

-                   строгий контроль за реализуемой продукцией, рецептурными средствами и количеством покупаемых лекарств, обязательное наличие работников с фармацевтическим образованием;

-                   сокращение натурального объема потребляемых лекарственных препаратов произошло за счет выбора покупателями более дорогих средств, которые необходимы в меньших количествах. Решением данной проблемы может послужить выпуск препаратов в упаковках с меньшим количеством лекарства и, за счет этого, более низкой ценой.

Производство новой фармацевтической продукции специфично и имеет ряд особенностей. Жизненный цикл лекарственных средств состоит из нескольких стадий, на этапах которых идея трансформируется в новый продукт:

1.                  Начальная стадия — научно-исследовательские работы, которые проводятся по единому техническому заданию. В свою очередь, данная стадия делится на несколько этапов: разработка технического задания, выбор направлений исследования, теоретические и экспериментальные исследования, оценка результатов.

2.                  Вторая стадия жизненного цикла лекарственного средства — опытно-конструкторские работы, в процессе которых разрабатывается конструкторская документация. Стадия заканчивается после приемки опытного образца.

3.                  Следующие стадии жизненного цикла лекарственного препарата — постановка продукции на производство, производство продукции.

4.                  Завершающая стадия — использование товара конечным потребителем.

Таблица 2

Объемы производства фармацевтической продукции [17]

 

Апрель 2015г., тыс. тонн

В % к

Январь-апрель 2015г. в % к январю-апрелю 2014г.

Апрелю 2014г.

Марту 2015г.


Производство фармацевтической продукции

 

103,4

97,0

109,4

Средства лекарственные, содержащие пенициллин или прочие антибиотики

млн. упаковок

9,2

125,2

93,9

106,5

млн. флаконов

26,0

73,7

84,8

81,2

Препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний

млн. упаковок

31,4

83,8

101,7

92,6

млн. ампул

14,3

78,5

94,2

74,8

Препараты для лечения онкологических заболеваний, млн.упаковок

1,1

86,4

135,7

106,1

Препараты для лечения психоневрологических заболеваний

млн. упаковок

10,5

128,5

96,5

116,6

млн. ампул

2,2

62,6

75,8

106,8

Болеутоляющие, жаропонижающие и противовоспалительные средства

млн. упаковок

57,3

82,7

78,3

92,2

млн. ампул

38,4

111,0

100,6

128,0

Кровезаменители и другие плазмозамещающие средства, млн. упаковок

5,5

151,9

101,4

158,5

Противотуберкулезные препараты, тыс. ампул

365

103,1

88,8

160,0

Препараты для лечения глазных заболеваний, млн. упаковок

5,9

107,6

113,6

121,8

Препараты для лечения сахарного диабета, млн. упаковок

1,4

144,3

в 2,0 раза

90,6

Препараты для лечения дисбактериоза, млн.доз

46,7

142,1

133,9

105,6

Противоастматические и антигистаминные препараты, млн. упаковок

3,7

в 2,2 раза

144,8

152,8

Препараты для наркоза и местной анестезии

тыс.упаковок

686

89,3

68,5

106,4

млн.ампул

6,3

160,0

119,1

98,2

Препараты для лечения глазных заболеваний, млн. упаковок

5,9

107,6

113,6

121,8

Препараты, применяемые в акушерско-гинекологической практике, тыс.упаковок

795

86,5

100,3

74,6

Препараты для лечения болезней эндокринной системы, органов пищеварения и других заболеваний

 

 

 

 

млн.упаковок

42,0

144,5

94,7

131,7

млн.ампул

9,8

140,7

89,4

92,7

Витаминные препараты

млн. упаковок

13,0

93,0

88,1

88,9

млн. ампул

14,0

65,6

105,8

111,1

 

В таблице 2 приведены объемы производства отечественных лекарственных препаратов на май 2015 года. Согласно данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, в мае объемы производства препаратов для лечения глазных заболеваний, органов пищеварения и эндокринной системы, сахарного диабета, а так же антигистаминных препаратов возросли по сравнению с мартом и апрелем 2015 года.

Одной из проблем фармацевтического рынка России является недостаточная доля отечественных средств в стоимостном объеме рынка. Низкая цена отечественных препаратов и отсутствие разработанных брендов не дает возможности совершенствовать производство, разрабатывать инновационные лекарственные средства и проводить исследования. Стратегия развития фармацевтической промышленности России предполагает увеличение к 2020 году до 50 процентов доли фармацевтической продукции в общем объеме внутреннего потребления. Решению данной проблемы может поспособствовать создание фармацевтических кластеров на территории Российской Федерации. К основным задачам создания кластера относятся:

-                   обеспечение страны жизненно необходимыми лекарственными препаратами;

-                   укрепление внутреннего фармацевтического рынка России путем поступательного замещения импортных лекарственных препаратов отечественными;

-                   формирование на территории регионов высокотехнологичного фармацевтического производства, соответствующего международному стандарту.

Одним из регионов, входящих в программу кластерного развития, входит Волгоградская область. Формирование волгоградского химико-фармацевтического кластера происходит согласно концепции национальной безопасности в области лекарственного обеспечения стратегически важными отечественными препаратами, кластер будет специализироваться на разработку инновационных лекарственных средств. О намерении создания подобных структур заявили многие российские регионы: калужская, московская, ленинградская, ульяновская, самарская, новосибирская области и другие, в том числе и волгоградская область. Волгоградская область располагает всеми необходимыми природными и экономическими ресурсами и находится в удачной климатической зоне. Формирование волгоградского фармацевтического кластера планируется завершить к 2010 году, его структура будет представлена совокупностью четырех функциональных зон: образовательной, производственной, социальной и научной [2].

Таким образом, в результате изучения процессов формирования и развития производства лекарственных средств в России, авторами были сделаны следующие выводы:

-                   розничный сегмент рынка представлен государственными, муниципальными и частными аптеками. Доля частных аптечных сетей составляет 60 % рынка;

-                   оптовый сегмент представлен большим количеством крупных и мелких предприятий;

-                   реализуются государственные программы по развитию фармацевтического рынка России, в частности, формирование фармацевтических кластеров в регионах;

-                   низкая доля отечественных товаров в стоимостном объеме реализованной фармацевтической продукции;

-                   устаревающие производственные мощности;

-                   высокая смертность населения в результате самолечения.

Кроме того по мнению авторов, государственное регулирование и поддержка производителей, реализация государственных программ, переход на международную систему качества, информирование населения и проведение социальных программ — эти и другие мероприятия по усилению фармацевтического рынка выведет рынок России на принципиально новый уровень развития фармацевтической промышленности.

 

Литература:

 

1.      Аналитический обзор рынка от DSM Group. Март 2015г [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/spravka_03_2015_2.pdf.

2.      Волгоградский химико-фармацевтический кластер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/volgogradskii_himiko_farmacevticheskii_klaster. html

3.      Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.minpromtorg.gov.ru/reposit/minprom/ministry/fcp/pharma_and_medical_industry/GP_FARMAMED.pdf.

4.      Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.

5.      Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.

6.      Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.

7.      Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.

8.      Евстратов, А. В. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте противоаллергических препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, А. И. Бережнова // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2012. — Т.14. № 16 (103). — С. 35–39.

9.      Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. — № 7. — С. 38.

10.  Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.

11.  Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.

12.  Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.

13.  Евстратов, А. В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — 2006. — № 5. — С. 24–28.

14.  Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

15.  Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

16.  Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.

17.  Информация о социально-экономическом положении России, 2015г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B15_00/Main.htm

18.  Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

19.  Москвичева, М. А. Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах / М. А. Москвичева // Молодой ученый. 2014. — № 20. — С. 359–364.

20.  Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.

21.  Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.

22.  Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.

23.  Шаховская, Л. С. Формирование региональных фармацевтических кластеров в современной России / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов, О. С. Пескова // Вестник РУДН. — Серия: Экономика, 2011. — № 2. — С. 49–56.

24.  Шаховская, Л. С. Фармацевтический рынок в Волгоградской области: проблемы формирования и перспективы развития / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов // Региональная экономика. Юг России. 2006. Т. 1. С. 414.

25.  Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle