Библиографическое описание:

Игнатьева Э. И. Особенности и перспективы Фонда социального страхования // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 859-861.

Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность — человек, его права и свободы.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Так, одно из основных направлений социальной политики нашего государства — социальное страхование, признающее социальные права наивысшей ценностью и осуществляющие защиту этих прав.

Значение ФСС достаточно велико: он и его деятельность призваны компенсировать или минимизировать последствия от вероятных изменений социального или материального положения застрахованного лица. ФСС помогает и работникам, и работодателям гарантировать социальную защиту.

Фонд социального страхования работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.

Остаются нерешенными вопросы, касающиеся вектора развития социального страхования: стоит выбор между путем либерализации, полной модернизации и усиления роли государственного влияния и значения.

Кроме того, российская система обязательного социального страхования содержит много нерешенных проблем: дефицит средств Фондов, несоблюдение страховых принципов, что объясняется рядом внешних факторов: неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация доходов населения.

Эффективность работы экономики страны определяет виды и объем финансового обеспечения. На это указывает анализ, проведенный в отношении объемов социального страхования в европейских странах. В России можно отметить низкий уровень страховой защиты, не способный обеспечить достойную жизнь в отдельных случаях.

Таким образом, в наши дни совершенствование системы социального страхования отнюдь не просто благое намерение, а скорее осознанная необходимость.

Во-первых, главной проблемой фонда социального страхования является дефицит бюджета. Сам принцип соцстрахования не предусматривает дефицита — это противоречит логике социального страхования. Страхование должно полностью покрывать возмещение рисков. Дефицит возникает из-за того, что в России несколько неадекватная система тарифов на социальное страхование. Из-за господдержки малого бизнеса возросла доля предприятий с упрощенным налогообложением. И получается, что эти предприятия платят по сниженному тарифу, а люди в них болеют, как и во всех остальных. Такие предприятия платят в два раза меньше, чем получают.

Во-вторых, в системе социального страхования не нашел еще воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15–25 % от размеров предшествующей им величин заработной платы. Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи.

Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты, в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям. Все проблемы российского социального законодательства сводятся, в конце концов, к тому факту, что суммарной зарплаты, выплачиваемой в стране за рентабельный труд, не хватает на то, чтобы на базе этой зарплаты построить систему социального страхования и таким образом организовать выживание российского населения в рыночных условиях.

В целях повышения эффективности системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализацию целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление четкой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования. Ключевым направлением совершенствования системы социального страхования является ее переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т. е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели. Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации и повышению уровня заработной платы. Перспективными для этого могли бы служить следующие подходы:

1)        Минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5–7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;

2)        Средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140–150 % прожиточного минимума;

3)        Максимальные размеры выплат по страхованию должны быть соизмеримы с коэффициентом замещения не ниже 50–60 % предыдущего заработка.

Таким образом, будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения. В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.

Не так давно многие ученые были убеждены в том, что более современной систему социального страхования могут сделать разгосударствление и переход на рыночное регулирование. В рамках данного подхода подразумевается разграничение социального страхования и государственного социального обеспечения.

На данный момент о расформировании или замены ныне действующего Фонда социального страхования в правительстве речи не идет. Напротив, все возможные силы направлены на его укрепление, расширение и создание улучшенных нормативных актов, касающихся страхования. С учетом подведенных итогов правления Фонд социального страхования планирует обеспечить сбалансированность бюджета при повышении собираемости страховых взносов; своевременно организовывать финансовое обеспечение обязательств; предоставлять государственные услуги посредством единого портала; перейти на прямую выплату пособий.

Необходимо определить стратегии социальной политики государства на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования, ориентированного на результат, на достижение социальной и экономической эффективности деятельности.

1 июня 2014 года вступил в силу закон, изменяющий не только процесс оценки условий труда, но и некоторые статьи ТК РФ, УК РФ, КоАП РФ, законы, регламентирующие размер страховых взносов в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и др. Законом о специальной оценке условий труда напрямую предусмотрены права профсоюзов на участие в оценке и возможность влияния на ее результаты.

Помимо задач по участию и усилению контроля профсоюзных органов за объективностью специальной оценки условий труда, перед профсоюзными органами стоит задача по недопущению фактов необоснованного снижения уровня компенсаций людям, работающим в опасных и вредных условиях.

Новые изменения позволяют организациям с числом работающих менее 100 человек получить суммы на финансирование предупредительных мер, рассчитанные из сумм страховых взносов, уплаченных за три предшествующих года. Это значительные размеры денежных средств, которые могут быть направлены на оздоровление условий труда.

Реформирование системы социального страхования исключит возможность страхового мошенничества, а также позволит свести риск невыплат пособий застрахованным гражданам к нулю в случае, когда у предприятия арестованы счета, оно находится в стадии банкротства или ликвидации.

Нововведения пилотного проекта коснутся граждан, работающих по трудовым договорам, работодателей и учреждения здравоохранения. Поменяется система взаиморасчета между территориальным органом Фонда и страхователем (работодателем): страхователи будут уплачивать страховые взносы в бюджет Фонда в полном объеме без уменьшения их на суммы выплат, как в настоящее время. Выплата пособий производится непосредственно территориальными органами Фонда.

Для застрахованных граждан порядок получения и оформления самого листка нетрудоспособности остается прежним, и документ будет также предоставляться по месту работы. Меняется способ получения выплат по листку нетрудоспособности. Оплата осуществляется непосредственно территориальным органом Фонда напрямую.

Застрахованное лицо может выбрать способ получения пособий: либо путем перечисления пособия на банковский счет получателя, либо через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица.

Также регламентировано время перечисления пособий. Если нет аргументированных причин для отказа в выплате пособия застрахованному лицу, то средства должны быть перечислены территориальным органом Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов.

Фонд стремится максимально защитить застрахованное лицо от ситуации, когда страхователь (работодатель) отказывается выплачивать пособия работнику в случае прекращения деятельности, либо при невозможности установления фактического местонахождения страхователя на день обращения застрахованного лица в целях получения пособия. В обоих случаях гражданин вправе самостоятельно представить необходимые документы в территориальный орган Фонда для выплаты пособия и перечисление средств будет осуществлено в указанные сроки.

Формирование детальной картины по движению средств в масштабе всей страны, по прозрачной истории болезней каждого работающего — способ предупреждения нецелевого расходования средств бюджета Фонда и сокращения претензий со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации к медучреждениям.

Для Фонда социального страхования Российской Федерации пилотный проект связан с переходом на новый порядок выплаты пособий, а также отказом от зачетного механизма. Все документы, направленные в территориальный орган Фонда, после вынесения решений о назначении и выплате пособий возвращаются страхователю (работодателю), который осуществляет их хранение, либо застрахованному лицу в случае его непосредственного обращения в территориальный орган Фонда.

Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование системы социального страхования является сейчас насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов, реализацией различных проектов они вполне могут быть решены, пусть не в короткие сроки, но с действительной перспективой улучшенного функционирования и положительных результатов в дальнейшем.

На сегодняшний день в Якутии только три организации имеют аккредитацию для проведения СОУТ. Поэтому якутские предприятия заключают договоры на проведение СОУТ с организациями из Москвы, Новосибирска и Хабаровска; продолжается выделение Фондом социального страхования дополнительных средств на предупредительные меры, которые, к сожалению, на сегодня, не так активно осваиваются предприятиями.

 

Литература:

 

1.                  Анисимов, С. А. Социальное страхование в современной России: мифы и реальность / С. А. Анисимов, В. А. Максимов-Казань: Издательство КГУ, 2012.

2.                  Бессонов, В. В. Опыт организации фонда социального страхования / В. В. Бессонов — 5-е издание, стер. — М.: Кнорус, 2010

3.                  Воробьева, Е. В. Выплаты за счет средств фонда социального страхования/ Е. В. Воробьева — М.: 2010.

4.                  Верховцев, А. В. Государственное социальное страхование / А. В. Верховцев — М.: Инфра-М, 2012.

5.                  Ржаницына, Л. Социальная система РФ/ Л. Ржаницына — 2-е издание — М.: Инфра-М, 2011.

6.                  Страхование/ учебник под ред. проф. И. Л. Хоминич — М.: ИНФРА — М, 2012.

7.                  Страхование. Современный курс / А. Л. Архипов, В. Б. Гомелля, Д. С. Туленти, ИНФРА — М, 2014.

8.                  Страхование / под ред. Ю. Т. Ахвледиани, В. В. Шахова — М.: Юнити — Дана, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle