Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 2155 раз

Библиографическое описание:

Ачилов, Н. К. Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность / Н. К. Ачилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1567-1569. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19424/ (дата обращения: 25.04.2024).

Значительную часть узбекского устного народного-художественного творчества составляют эпосы. Исполнение дастанов является одним из древнейших видов искусства. Это творчество передавалось из поколения в поколение, от наставника к ученику устно, что стало причиной эпического расширения репертуара. В результате исследований были определены многочисленные школы сказителей (бахши): Булунгур, Курган, Нарпай, Шерабад, Байсун, Чирокчи, Камай. Это значит, что бахши - эпический исполнитель играющий большую роль, как исполнитель народного эпоса. Благодаря силе эпической памяти и уровню знания поэтов-бахши, такие монументальные произведения, как “Алпомыш”, “Гуругли”, “Рустамхон” занимают значимое место в мировой культуре. Народный эпос, отражающий события и историю, можно разделить на три тематические группы. Это сказания героического, романтического и исторического характера. Хотя все народные эпосы изучаются как три больших раздела, в каждом разделе имеются свои внутренние различительные особенности. К примеру, дастаны романтического характера имеют героически-романтические, жизненно-романтические, батальные и книжные варианты. Среди романтических дастанов, важное место занимает эпос “Гуругли”. В данном цикле, Гуругли выступает в образе главного предводителя узбеков и туркменов, он - законный правитель, герой, защитник Родины от врагов, наставник многих богатырей, и потому в репертуаре сказителей “Гуругли” исполнялся с особой любовью. Несмотря на то, что имеются многочисленные дастаны под названием “Гуругли”, узбекская версия этого произведения имеет коренное отличие, как по форме, так и глубиной содержания, своей монументальностью, основанной на многовекторных уникальных принципах, героико-идеализированной формой. Вместе с тем, в нем отражается повседневная жизнь узбеков, обычаи и традиции, быт, морально-эстетические взгляды, которые показаны в реалистической форме, зеркально отражая жизнь целого народа [1].

Дастаны, связанные с образом Гуругли, которые имели всенародную известность, особенны тем, что представлены значительным многообразием вариантов и их интерпретаций, и потому занимали особое место в репертуарах народных сказителей. Со слов узбекских народных сказителей, таких как Пулкан шоир, Эргаш Жуманбулбул угли, Ислам шоир, Рахматулла Юсуф угли, Умир шоир Сафаров, Кадир бахши Рахимов и других, записаны более 40 вариантов и версий эпоса “Гуругли”. Записанные в разных версиях дастаны, как показывает их анализ, описывают появление на свет, возмужание, борьбу и героизм, мечты и идеи Гуругли. Описание жизни эпического героя Гуругли в  разные периоды его жизни, подразделяются на разные тематические группы. В дастане дается подробное и художественное описание всей жизни эпического героя Гуругли: рождение, детство, молодецкий задор, мужество и стойкость обладание эпическим конем Гирот и дружиной из сорока джигитов, правление краем Чамбыл, который он защищает от врагов, приезд его сыновей Хасанхана и Авазхана в Чамбыл. Есть также дастаны, посвященные его внукам Равшанхану и Нурали, правнуку Жахонгиру, которые выделяются особым идейно-художественным смыслом. Образ Гуругли представлен в дастанах тремя разновидностями. В первом варианте, эпический герой сюжетно и художественно совершенен и участвует во всех действиях, как главный герой, которому присущи все героические черты богатыря. В дастанах второй версии, Гуругли участвует в различных сюжетах и играет важную роль в эпических событиях и действиях. В третьем варианте, линейный образ Гуруглы не очень заметен, но его богатырский дух присутствует повсюду. Во всех дастанах этой темы, мы видим обязательное присутствие главных действующих лиц и атрибутов: Гуругли, Гирота, эпического края Чамбыл.

Эти образы, как показывают сюжеты дастана, взаимосвязаны и невозможно представить Гирота без Гуругли, Гуругли без Гирота, а также невозможно представить край Чамбыл без Гуругли и Гирота. Каждый образ отображает идейную особенность дастана, смысловое целое, которое прослеживается на всем протяжении исполнения [2]. Гуругли — неумирающий герой, идеал народа. В образе эпического героя народ олицетворяет такие качества, как самоотверженность, любовь к родине, трудолюбие, справедливость, ум и честь. Во всех дастанах, посвященных Гуругли, через его образ в художественной форме передаются такие понятия, как мечта, героизм, мировоззрение и духовность.

Гуругли, как главный герой эпоса, бесстрашен, решителен и воплощает все положительные черты, свойственные подлинному богатырю. С семи лет он объединяет народ, чтобы изгнать захватчиков и чтобы воплотить это в жизнь, объясняет необходимость сказочного коня Гирот и бесстрашных джигитов. Эта цель еще крепче привязывает его к коню. В достижении этой цели герою помогают покровители Хизр и Гирот, которые играют важную роль в его жизни. Эти два персонажа неоднократно помогают герою в разных трудных ситуациях и становятся близкими помощниками и советниками. Особенно убедительно эти качества показал поэт Пулкан в дастане “Рождение Гуругли”. Хизир - советник, оракул, образ, предсказывающий будущее эпического героя. Гирот быстр и подвижен, изображен как спаситель Гуругли. В какие бы ситуации он не попадал, Гирот всегда приходит на выручку. Так, с помощью Гирота, Гуругли спасает Райхон, которую бахши описывает следующим образом:

Открыв свой зев чудище Гиркук,

Как фантом необычно в небо взмыл.

И открыв свои очи видит Гуруглы

Как он вдруг очутился за рекой воды. [3].

Дастан Гуругли олицетворяет не только народные и общепризнанные ценности, но и является высокохудожественным произведением. Для изображения образа Гуругли и свойственных ему черт, народные сказители для выразительности эпического образа использовали такие художественные средства, как сравнение, классификация, метафора, параллелизм, портрет, сопоставление, жизненный конфликт, монолог, диалог, риторический вопрос, диминутивы.

Особенно выразительно в  достанах показан эпический герой на поле боя, когда бьется с врагами. Для его характеристики используются образы животных: лев, сокол, тигр, дракон, ворон.

К примеру, в исполнении Эргаша Жуманбулбула угли дастана “Далли”, Гуругли для освобождения из плена врагов сына Авазхона, едет в край Арзрум. Для выразительного показа образа Гуругли и его героических боевых качеств, бахши использовал сравнение: “А теперь Гуругли с сорока джигитами, огромный как туча, сильный как Рустам, громко пошумев, держал речь.

… Он как лев огромен и силен,

И шипит как огненный дракон.

Изворотлив как тигр смелый,

Как медведь шумлив и умелый.

В стойку льва встал Гуруглы

На поле брани себя покажи” [4].

В этих строках видно, что Гуругли - воплощение силы, богатырства и сравнивается с тигром, львом, драконов, медведем и другими могучими зверями. Внешний вид героя, его телосложение сравниваются с горой, скалой, холмом, а быстрота - с соколом или ястребом. Используя такие сравнения, сказители показывают эпического героя, как народного защитника, освободителя, который воспевается как выразитель народных мечтаний.

Можно сделать вывод, что образ Гуругли и его идейно-художественные особенности в репертуаре узбекских бахши (сказителей) занимает особое место, играет большую роль в формировании мировоззрения и мышления, культурного и эстетического уровня подрастающего поколения.

 

Литература:

 

1.                  Мирзаев Т. Особенность достонов // Рождение Гуругли. Сказитель достонов Рахматулла Юсуф угли. Подготовивали к изданю Т. Мирзаев, З Хусанова. — Т: Ёзувчи, 1996. -3 с.

2.                  Муродов М. Жанровые и идейно-художественные особенности дастанов “Гуроглы”. Автореф. доктор. диссер.-Т., 1975.

3.                  Рождение Гуругли. Дастан. Сказитель Пулкан шаир. Подготовитель к изданию М.Муродов. –Т., 1967. -62 с.

4.                  Даллы. Дастан. Сказитель Эргаша Жуманбулбул угли. Подготовитель к изданию М. Алавия. –Т., 1972. -180 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): эпический герой, образ, бахши, жизнь, народный эпос, особое место, сказитель.


Похожие статьи

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Искусство народных сказителей Узбекистана. Автор: Хамидова Мухайёхон Обидовна.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказителибахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

В эпосе «Алпомиш» ярко показан образ женщин.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Эпизод борьбы главного героя с девушкой имеет место и в дастане «Хирмандали» эпоса«Гороглы».

Жирмунский М. В., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. — Ташкент, 1947. Мирзаев Т. Эпос и сказитель.

Исследование эпоса «Шахрияр» в фольклористике

Поэтому эпос не мигрирует, как сказка, и редко заимствует сюжеты и образы у других народов» [3, с. 190].

Например, туркмен Суяв бахши, являвшийся учеником узбекского сказителя Эшвая бахши, воспитал

В каракалпакском дастанном творчестве особое место занимают сказители.

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы»...

Рахматулла Юсуф оглы, приводя сведения об именах известных ему бахши, места их происхождения, особо останавливается на творчестве сказителей-бахши, отмечая: «Однако

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

Художественным произведениям в этом плане принадлежит особая роль.

Песни из эпоса исполнялись бахши преимущественно на свадьбах и других торжествах (той) при большом скоплении людей.

Таким образом, эпос «Гёр-оглы» является подробным, этнографически...

О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике...

Одним из образов, занявшим видное место в творчестве многих народов, является образ Гороглы.

Репертуар Хорезмского сказителя Курбанназара Абдуллаева — Бала-бахши связан с йомудским

«Смерть Гороглы» — старость и трагическая гибель главного героя эпоса.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

С изменением мировосприятия сказителей эпоса следующих эпох наблюдается постепенная деградация мифических мотивов, происходит утеря начальных качеств мифических образов и превращение их в обычных персонажей из реальной жизни.

И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Музыка — волшебная сила, которая во все времена придавала жизни особый смысл.

В существовавшей системе обучения бахши значительное место отводилось поэтическим состязаниям.

Образ Шукура бахши освещается как реалистический.

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Искусство народных сказителей Узбекистана. Автор: Хамидова Мухайёхон Обидовна.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказителибахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

В эпосе «Алпомиш» ярко показан образ женщин.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Эпизод борьбы главного героя с девушкой имеет место и в дастане «Хирмандали» эпоса«Гороглы».

Жирмунский М. В., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. — Ташкент, 1947. Мирзаев Т. Эпос и сказитель.

Исследование эпоса «Шахрияр» в фольклористике

Поэтому эпос не мигрирует, как сказка, и редко заимствует сюжеты и образы у других народов» [3, с. 190].

Например, туркмен Суяв бахши, являвшийся учеником узбекского сказителя Эшвая бахши, воспитал

В каракалпакском дастанном творчестве особое место занимают сказители.

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы»...

Рахматулла Юсуф оглы, приводя сведения об именах известных ему бахши, места их происхождения, особо останавливается на творчестве сказителей-бахши, отмечая: «Однако

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

Художественным произведениям в этом плане принадлежит особая роль.

Песни из эпоса исполнялись бахши преимущественно на свадьбах и других торжествах (той) при большом скоплении людей.

Таким образом, эпос «Гёр-оглы» является подробным, этнографически...

О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике...

Одним из образов, занявшим видное место в творчестве многих народов, является образ Гороглы.

Репертуар Хорезмского сказителя Курбанназара Абдуллаева — Бала-бахши связан с йомудским

«Смерть Гороглы» — старость и трагическая гибель главного героя эпоса.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

С изменением мировосприятия сказителей эпоса следующих эпох наблюдается постепенная деградация мифических мотивов, происходит утеря начальных качеств мифических образов и превращение их в обычных персонажей из реальной жизни.

И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Музыка — волшебная сила, которая во все времена придавала жизни особый смысл.

В существовавшей системе обучения бахши значительное место отводилось поэтическим состязаниям.

Образ Шукура бахши освещается как реалистический.

Похожие статьи

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Искусство народных сказителей Узбекистана. Автор: Хамидова Мухайёхон Обидовна.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказителибахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

В эпосе «Алпомиш» ярко показан образ женщин.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Эпизод борьбы главного героя с девушкой имеет место и в дастане «Хирмандали» эпоса«Гороглы».

Жирмунский М. В., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. — Ташкент, 1947. Мирзаев Т. Эпос и сказитель.

Исследование эпоса «Шахрияр» в фольклористике

Поэтому эпос не мигрирует, как сказка, и редко заимствует сюжеты и образы у других народов» [3, с. 190].

Например, туркмен Суяв бахши, являвшийся учеником узбекского сказителя Эшвая бахши, воспитал

В каракалпакском дастанном творчестве особое место занимают сказители.

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы»...

Рахматулла Юсуф оглы, приводя сведения об именах известных ему бахши, места их происхождения, особо останавливается на творчестве сказителей-бахши, отмечая: «Однако

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

Художественным произведениям в этом плане принадлежит особая роль.

Песни из эпоса исполнялись бахши преимущественно на свадьбах и других торжествах (той) при большом скоплении людей.

Таким образом, эпос «Гёр-оглы» является подробным, этнографически...

О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике...

Одним из образов, занявшим видное место в творчестве многих народов, является образ Гороглы.

Репертуар Хорезмского сказителя Курбанназара Абдуллаева — Бала-бахши связан с йомудским

«Смерть Гороглы» — старость и трагическая гибель главного героя эпоса.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

С изменением мировосприятия сказителей эпоса следующих эпох наблюдается постепенная деградация мифических мотивов, происходит утеря начальных качеств мифических образов и превращение их в обычных персонажей из реальной жизни.

И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Музыка — волшебная сила, которая во все времена придавала жизни особый смысл.

В существовавшей системе обучения бахши значительное место отводилось поэтическим состязаниям.

Образ Шукура бахши освещается как реалистический.

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Искусство народных сказителей Узбекистана. Автор: Хамидова Мухайёхон Обидовна.

Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказителибахши» (в Хорезмской области-«халфа»).

В эпосе «Алпомиш» ярко показан образ женщин.

Вопросы этнопсихологии в эпосе народов мира (на основе...)

Эпизод борьбы главного героя с девушкой имеет место и в дастане «Хирмандали» эпоса«Гороглы».

Жирмунский М. В., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героический эпос. — Ташкент, 1947. Мирзаев Т. Эпос и сказитель.

Исследование эпоса «Шахрияр» в фольклористике

Поэтому эпос не мигрирует, как сказка, и редко заимствует сюжеты и образы у других народов» [3, с. 190].

Например, туркмен Суяв бахши, являвшийся учеником узбекского сказителя Эшвая бахши, воспитал

В каракалпакском дастанном творчестве особое место занимают сказители.

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы»...

Рахматулла Юсуф оглы, приводя сведения об именах известных ему бахши, места их происхождения, особо останавливается на творчестве сказителей-бахши, отмечая: «Однако

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его идейно-художественная особенность.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

Художественным произведениям в этом плане принадлежит особая роль.

Песни из эпоса исполнялись бахши преимущественно на свадьбах и других торжествах (той) при большом скоплении людей.

Таким образом, эпос «Гёр-оглы» является подробным, этнографически...

О хорезмской версии эпоса «Гороглы» | Статья в сборнике...

Одним из образов, занявшим видное место в творчестве многих народов, является образ Гороглы.

Репертуар Хорезмского сказителя Курбанназара Абдуллаева — Бала-бахши связан с йомудским

«Смерть Гороглы» — старость и трагическая гибель главного героя эпоса.

Архаическая поэтика мифических образов дивов в кыргызском...

С изменением мировосприятия сказителей эпоса следующих эпох наблюдается постепенная деградация мифических мотивов, происходит утеря начальных качеств мифических образов и превращение их в обычных персонажей из реальной жизни.

И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Музыка — волшебная сила, которая во все времена придавала жизни особый смысл.

В существовавшей системе обучения бахши значительное место отводилось поэтическим состязаниям.

Образ Шукура бахши освещается как реалистический.

Задать вопрос