Библиографическое описание:

Сунагатова Л. В., Иванюк Е. П. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной и ритмической гимнастик // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 608-610.

Воспитание здорового поколения, способного обеспечить политический, экономический и духовный прогресс государства, приоритетное направление государственной политики. Физическая культура и спорт является важнейшим средством всестороннего совершенствования личности.

В настоящее время значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки. Уровень заболеваний опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы в целом неуклонно растет, причина кроется в гиподинамии ребенка, недостатке двигательной активности.

Гимнастика появилась у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в 7 веке до н. э. И до наших дней живет и процветает этот красивый и удивительный вид спорта [2].

Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры. Художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются, начиная с дошкольного образования [1]. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы элементы художественной гимнастики стали доступны детям, а их движения гармоничными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, различные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Именно художественная гимнастика создает условия, которые направлены на укрепление здоровья детей, развивает их двигательные способности, формирует чувства прекрасного, содействует гармоничному пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях [3].

Одним из факторов всестороннего гармоничного развития личности является эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание — процесс формирования и развития эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Является одним из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.

Эстетическое воспитание реализуется в системах образования различного уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности. Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство, так как в нем концентрируется и материализуется эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание — воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству — составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания. При этом эстетическое воспитание с помощью искусства не сводится только к художественному воспитанию. Оно также предполагает воздействие на эстетические аспекты труда, быта людей, их поведения, а также формирование эстетического отношения к самой действительности. Эстетически развитой личностью является личность, достигшая высокого уровня эстетической культуры. Именно формирование эстетически развитой личности является специфической целью эстетического воспитания в нашем обществе [4].

Художественная гимнастика сегодня — это не просто вид спорта. Это тандем гармонирующих друг с другом искусства и спорта.

Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у детей любовь к искусству. С ранних лет ребенок не только учится чувствовать ритм и характер музыкальных композиций, под которые исполняются номера, но также развивает свое ощущение прекрасного, формирует вкус, обучается искусству подбора костюмов. Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, а также предъявляет высокие требования к физическим качествам спортсменок. В связи с этим дошкольный возраст является оптимальным для начала занятий художественной гимнастикой, а также стоит отметить, что этот возраст признан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей.

На начальном этапе подготовки спортсменок на занятиях по художественной гимнастике удается не только расширять их двигательные возможности, но и гармонично развивать и воспитывать эстетически [4].

Начиная с самых первых занятий, гимнастика предъявляет высокие требования к внешнему виду гимнасток. Это определенная форма одежды, аккуратная прическа, отсутствие лишнего веса и определенные требования к выполняемым движениям, которые определены правилами. В связи с этим в учебно-тренировочном процессе большое значение придаётся хореографической подготовке. Хореография — важное средство эстетического воспитания, развития творческих способностей. В процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса, помогающее сделать композиции более яркими, оригинальными, выразительными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства.

Искусство вообще — это отражение действительности в образах; искусство танца — это передача образа посредством движений тела и мимики. Поэтому у занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и запоминающийся образ.

Кроме того, на занятиях хореографией развиваются гибкость, координация, устойчивость. Вырабатывается правильная осанка, укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется культура движений и умение творчески мыслить.

С художественной и ритмической гимнастикой неразрывно связано музыкальное сопровождение. Ему отведена специальная роль при исполнении упражнений и обучении им. Любое упражнение состоит из движений, которые можно показать, описать и объяснить, изобразить графически. Однако такие существенные стороны движения, как скорость и сила (степень мышечных усилий), плавность и резкость, а также эмоциональная окраска выполнения, объяснить очень трудно, а иногда и невозможно. Поэтому тренеру-преподавателю важно научить гимнасток не только слушать, но и «слышать» музыку. Развивать их восприимчивость к музыке и умение разбираться в ней. Понимать содержание музыки гимнасток учат с самого начального этапа подготовки. Разновидности ходьбы и бега, а также часто и общеразвивающие выполняются под определенную музыку. Как правило, для строевых упражнений больше всего подходят марши. Подбирать их следует в зависимости от задания и конкретных условий проведения занятий (подготовленность коллектива, его состав). Для упражнений на внимание, коротких танцевальных комбинаций и музыкальных игр используется бодрая, живая, легко запоминающаяся музыка (народные пляски, польки, галопы). Музыка для общеразвивающих упражнений подбирается в соответствии с их характером. Например, для взмахов подходит энергичная музыка, для упражнений на гибкость — плавная и спокойная. Для основной части учебно-тренировочного занятия музыкальное сопровождение следует подбирать исходя из их эмоциональной окраски, темпа, ритма, оттенков выполнения. Для специальных упражнений на согласование движений с музыкой подходят произведения (или законченные отрывки) с яркими средствами музыкальной выразительности. Вопрос о взаимодействии музыки и движения неоднократно раскрывался педагогической и психологической литературе. Говоря о большом значении музыки в развитии движений, известный педагог Н. А. Ветлугина отмечает”…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движения, сопутствующие музыке, выражают именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремиться выразить ее содержание…”.

В процессе занятий музыка участвует в формировании определенного стереотипа нервных процессов. При исполнении упражнения она упорядочивает действия гимнастки, приводит их в систему и одновременно воздействует на ее эмоциональное состояние. Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам запомнить движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво. Овладевая новыми, все более сложными музыкальными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку, требованиям пластики и внешней выразительности. Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит человеку удовлетворение, радость [5].

Для того чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение, следует руководствоваться требованиями: небольшое и простое произведение должно обладать художественными достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и художественно-музыкальный вкус. Следует обратить внимание на содержание музыкального произведения — ту идею, мысль или чувство, которое композитор передает звуками музыки.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

-        одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые;

-        педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок;

-        данная работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Уровень эстетической культуры личности — сложное структурное образование, включающее ряд взаимосвязанных между собой элементов.

В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, главным образом, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, то есть весь запас знаний, воспринятый личностью в течение жизни, а также закрепленной в памяти художественной информации.

 

Литература:

 

1.      Гимнастика [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. 2–4 курсов, обуч. по спец. «Физ. культура» / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; [авт.-сост. Н. В. Авсеенко, А. В. Кириллова]. — Мурманск: МГГУ, 2011. — 58 с.

2.      Гимнастика с методикой преподавания [Текст]: учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. 03.03 «Физ. Культура» / Н. К. Меньшиков, М. Л. Журавин, Н. Д. Скрябин; [под. ред. Н. К. Меньшикова]. — М.: Просвещение, 1990. — 222 с.

3.      Залетаев, И. П. Общеразвивающие упражнения [Текст] / И. П. Залетаев, С. А. Полиевский. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 120 с.

4.      Киевская, О. Г. Строевые и общеразвивающие упражнения на практических занятиях по спортивным дисциплинам [Текст]: Учебное пособие / О. Г. Киевская. — Мурманск, 2001. — 96 с.

5.      Смолевский, В. М. Нетрадиционные виды гимнастики [Текст] / В. М. Смолевский, Б. К. Ивлиев. — М.: Просвещение, 1992. — 77 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle