Библиографическое описание:

Логинова А. В. Смешанное обучение: причины нежелания преподавателей использовать современные технологии в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1399-1402.

Ключевые слова: смешанное обучение, электронное обучение, современные технологии, нежелание использовать технологии, педагогическое планирование

 

В октябре-декабре 2013 года Европейская университетская ассоциация проводила исследование использования электронных технологий в обучении. Интерес к подобным технологиям не утихает. Судя по выборке, наиболее склонными к запуску курсов электронного обучения всё-таки являются технические вузы.

Популярными мотивами запуска электронного курса были названы: привлечение студентов, разработка инновационных методов преподавания и предоставление более гибкого обучения для уже учащихся студентов. Также участники опроса выразили свое мнение по вопросу преимуществ электронного обучения (рис.1).

https://newtonew.com/uploads/ckeditor/elearning-4.jpg

Рис. 1. Преимущества электронного обучения

 

Страшно подумать, но классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 400 лет назад, уже не столь актуальна. Четыреста лет учитель входил в класс и начинался урок, который все эти годы проходил по одному и тому же сценарию: проверка домашнего задания, затем объяснение новой темы. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и — революция свершилась! Поток информации в современном мире оказался настолько стремителен, что (как сокрушалась Алиса в Зазеркалье) приходится «бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте». А уж чтобы двигаться вперед… [2]

Поэтому возник вопрос, возможно ли в этих условиях учить так же, как мы это делали несколько лет назад. Стремительное развитие технологий явилось одним из толчков к изменениям в методах и формах обучения. И в настоящее время мы уже говорим не только об электронном, но и о смешанном обучении.

Смешанное обучение — это личностно-ориентированный подход к созданию опыта обучения, в котором учащийся взаимодействует с другими студентами, с инструктором, а также с содержанием посредством вдумчивого сочетания Интернета и непосредственного общения. Хорошо разработанный смешанный курс обучения системно организует содержание, вспомогательные материалы и мероприятия через синхронные и асинхронные обучающие мероприятия. Общение и сотрудничество являются необходимыми функциями смешанного подхода.

По своей сути это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. В старой системе есть огромный плюс, от которого не имеет смысла отказываться, это эмоциональная составляющая. Учитель в классе — прежде всего личность, со своей жизненной позицией и профессиональной философией. Он живой и эмоциональный. Он может быть и грустным, и веселым, и сердитым, и ласковым. Он разный! Компьютер — мертвое железо. Преподаватель остаётся в образовательном процессе, но его роль, кардинально изменяется.

Однако и у электронного обучения есть своя сильная сторона, причем немалая. И это, прежде всего, индивидуализация. Студентов много и невозможно каждому уделить достаточно внимания и времени. При электронной форме обучения, учитель контактирует непосредственно только с конкретным студентом.

В отличие от подхода ориентированного на учителей, смешанные среды обучения предоставляют множество способов доступа к контенту и возможность продемонстрировать мастерство. В результате, они больше готовы к дифференциации содержания и процесса обучения. Смешанный подход также дает ученику возможность быть более ответственным за обучение, что создает ситуации обучения, которые могут быть более значимыми на индивидуальном уровне. Так как учащийся приобретает знания через личные усилия, он или она, скорее всего, продемонстрирует понимание выше уровня механического запоминания.

Современные определения смешанного обучения учитывают роль, которую технологии могут играть. Такая технология, как Интернет сделала возможным создание новых условий для обучения, новых возможностей для синхронного и асинхронного сотрудничества, и новых режимов доставки учебных материалов, самоуправляемых руководств и учебных пособий.

Последние исследования подчеркивают важность смешанного обучения из-за его воздействия на учащихся. Смешанные учебные курсы показали статистически лучшие результаты, чем их традиционные эквиваленты. Студенты также признают ценность смешанной доставки курса.

Однако, несмотря на явные преимущества использования технологий в образовании, по-прежнему существует заметное нежелание преподавателей работать с онлайн-обучением. Преподаватели гораздо менее позитивны, чем их студенты по отношению к обучающим преимуществам онлайн составляющей обучения. Преподаватели во всем мире говорят о низком энтузиазме использования технологии в обучении. Крупномасштабные исследования (более 4500 учителей) показали, что 65 % преподавателей больше боятся преподавания с использованием технологии, чем поражены его потенциальными перспективами.

Учителя боятся компьютеров. Они отстали в этом плане от своих учеников. В старших классах школьники спокойно работают за компьютером: ставят программы, пользуются различными операционными системами, способны сами починить системный блок, если что-то выйдет из строя, сделать апгрейд, подсоединить периферию… Учителя же (большинство из них) в компьютерном смысле беспомощны [3]. Наблюдения демонстрируют, что около 40–50 процентов преподавателей избегают использования компьютеров, потому что им не хватает уверенности, они чувствуют себя некомфортно, неуверенно и запуганы компьютерами. Иногда мнение преподавателей о технологии и образование могут определить их поведение по отношению к использованию технологии. Они думают, что компьютеры являются сложными в эксплуатации и требуют мастерства.

За последние 15 лет были определены еще несколько факторов обескураживающих преподавателей и отталкивающих от преподавания в онлайн-среде, в том числе недостаточная поддержка и обучение, время на разработку онлайн материалов, страх неудачи и представления о ценности технологии в образовании. В 2009 году были представлены результаты онлайн-опроса 408 учителей и 40 интервью, демонстрирующих убеждения и опыт персонала в отношении профессионального развития электронного обучения. Они обнаружили, что управленческая поддержка, индивидуальные убеждения, и распределение времени повлияли на отношение преподавателей к посещению обучающих курсов для улучшения использования технологии в обучении. Некоторые педагоги также утверждали, что помощь онлайн-обучения для профессионального развития не эффективна, принимая во внимание два фактора: дополнительное время необходимое для участия в сетевом обучении, и время необходимое, чтобы приспособиться к этому типу обучения. Они также утверждали, что «в Интернете, статус преподавателя может быть легко подорван, так как студенты могут сравнить курсы разработанные преподавателями по всему миру по подобной тематике и непосредственно общаться со специалистами через блоги». Перспектива таких сравнений вызвала у преподавателей нежелание подвергать себя насмешкам или нелестным сравнениям.

Ряд исследований показали, что на представления о полезности и эффективности технологии повлияло то, интегрировали ли преподаватели технологии в процесс обучения. Преподаватели, в свою очередь, утверждают, что их нежелание использовать технологии является проявлением заботы об образовательном благополучии своих студентов. Например, они утверждают, что технология не оказывает благотворное влияние на процесс обучения и более того, играет важную роль в поддержании студентов в состоянии полу-разъединения. Тоже исследование показало, озабоченность учителей тем фактом, что технология может снизить взаимодействие студентов и приведет к большей социальной изоляции. Прежде чем преподаватели будут в полной мере использовать смешанное обучение, они должны быть убеждены в эффективности данной технологии.

Кроме того, некоторые полагают, что это временные изменения в системе обучения, нежели полезная тенденция. Традиционные представления и отсутствие или недостаток опыта использования технологий удерживает педагогов от риска и внедрения технологических инноваций в обучение.

Учителя, которые не признают преимущества онлайн-обучения, менее вероятно, создадут эффективные смешанные курсы. А отрицательный или безразличный ответ студентов на плохо разработанные компоненты смешанного курса, без всяких сомнений может усилить веру преподавателя в то, что такие дополнения к традиционному классу малозначительны. Преподаватели должны понять и прочувствовать свои преимущества от использования модели смешанного обучения. Вот три способа, как смешанное обучение может сделать день преподавателя более эффективным:

-                   Смешанное обучение позволяет выявить студентов, испытывающих трудности. Большинство сервисов смешанного обучения включают в себя онлайн-инструменты, которые дают немедленную обратную связь учителям. Студенты могут выполнить тест после прочтения текста и это позволит учителям сразу узнать, у кого сложности, без проведения дополнительного оценивания.

Смешанное обучение помогает вмешаться и направить студентов в нужное русло, прежде чем придет время для важных тестов. Оно помогает удовлетворить стандарты, которые администраторы хотят для нас как педагогов. Кроме того, когда студент отсутствует, поскольку он имеет доступ к Интернету, он может оставаться в курсе происходящего.

-                   Смешанное обучение предлагает более широкий выбор материалов и заданий, подходящих для конкретного класса. Преподаватели знают, что каждый класс индивидуален. Преподаватели любят смешанное обучение именно, потому что они в состоянии выбрать курсы, которые лучше всего соответствуют конкретной аудитории.

-                   Смешанное обучение помогает более эффективно использовать время занятия. Для преподавателей неэффективно тратить все время занятия сосредоточившись исключительно на одном стиле обучения, особенно учитывая, какое количество студентов могут извлечь пользу из самообучения. Но не всегда хорошие решения этой проблемы легко доступны. С моделью смешанного обучения, у вас есть инструменты, чтобы использовать несколько стилей обучения одновременно.

В смешанном обучении студенты получают аудио, визуальное и кинестетическое обучение в одном месте.

Времена изменились с момента появления образования в нашей стране. Классные комнаты выглядят иначе и стили обучения студентов стали другими — достаточно вспомнить инструменты, доступные для учителя в 19 веке по сравнению с сегодняшним днем. Подход к обучению в стиле «один-размер-подходит-всем» просто не может существовать в сегодняшних классах.

К счастью для педагогов, новые подходы к обучению, такие как смешанное обучение, могут иметь положительный эффект не только на обучение студентов, но могут помочь сделать день преподавателя более эффективным.

Но, готовы ли наши учителя работать по-новому? На подготовку урока с использованием новых моделей уходит значительно больше времени, чем к традиционному. Однако, как показала практика, результаты новых уроков при грамотном педагогическом планировании выше. Если ребенок сам добывает знания, он и запоминает лучше, и заинтересован больше. Новое всегда интереснее открывать самому. Однако, работать по-новому сегодня готовы лишь очень немногие педагоги. И это не вопрос техники, это вопрос педагогики. А раз так, то тут вывод может быть только один: надо растить учителей нового поколения, нового типа мышления и новых методов работы.

 

Литература:

 

1.      Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Текст] / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 809–811.

2.      Царегородцева С. В России начали использовать технологию смешанного обучения. URL: http://www.ug.ru/article/626. (дата обращения: 04.05.2015)

3.      Шахиджанян В. В. Учителя боятся компьютеров. URL: http://1001.ru/articles/post/1296. (дата обращения: 24.04.2012)

4.      Шудегов В. Электронное обучение — как совместить потребности и возможности. URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/55FCACDB2A9AA548C3257524003A23C5/doc.html. (дата обращения: 05.05.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle