Библиографическое описание:

Солдатова Л. А. Профессиональная мобильность будущего экономиста и ее роль в инновационном развитии региона // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 110-112.

Актуальность исследования профессиональной мобильности подтверждается тем, что, начиная с 30-х гг. XX в. профессиональная мобильность исследовалась в общем контексте социальной мобильности. Так, в работе П.A. Сорокина «Социальная стратификация и мобильность» дается определение социальной мобильности с учетом указания на область исследования этого явления. При этом понятия «профессиональный статус» и «производственная деятельность» способствуют более точному определению данного феномена. Следовательно, именно деятельность выступает фактором проявления мобильности личности.

Самостоятельное использование термина «профессиональная мобильность» в научной литературе отмечено серединой прошлого века в истолковании «смена различных занятий или профессий» (С. Липсет, Р. Бенедикс). С восьмидесятых годов прошлого века исследования данного феномена проводятся регулярно как за рубежом, так и в отечественной науке. Основные подходы к определению профессиональной мобильности и ее составляющих проанализированы И.Д. Мацкуляк, В.Е. Томашкевичем, И.В. Удаловым и др. Условия формирования профессиональной мобильности раскрыты в трудах И.У. Забиров (руководителей промышленных предприятий), Е.А. Иванченко (будущих экономистов) [1].

Как отмечает Б.С. Гершунский, «ускорение научно-технического прогресса означает неизбежность многократной перестройки производства, повышения профессиональной мобильности рабочих и специалистов. Первоначальная общеобразовательная и профессиональная подготовка создает базу для последующего наращивания и обновления знаний, умений и навыков человека, развития его творческих способностей, но не может оставаться неизменной и достаточной на протяжении всего его трудового пути» [2].

Влияние профессиональной мобильности на профессиональное развитие и становление профессионально успешного человека исследованы С.А. Кугель, Р.Т. Насыбулиным, К. Поппером, И. Пригожиным, И.Л. Смирновой, И.Т. Фроловым и др. Однако, несмотря на большое количество исследований по указанной проблеме, в науке нет целостной концепции профессиональной мобильности личности [1]. При этом существует подход к профессиональной мобильности как форме трудовой мобильности, которая, по утверждению Заславской Т. И., является не столько экономическим или социальным, сколько междисциплинарным понятием, выражается в профессиональном, квалификационном, социальном, отраслевом, территориальном и других перемещениях индивидов, является своеобразной формой их адаптации к новым технологическим и экономическим условиям функционирования [3].

Анализ публикаций по данной проблематике свидетельствует, что мобильность в тех или иных формах исследуют преимущественно представители общественных наук, однако, по мнению Ковалиско Н., существенным недостатком их исследований является одностороннее рассмотрение проблемы — в экономическом или в социальном плане, отсутствие междисциплинарного системного подхода к этому комплексному явлению [4].

По мнению В.М. Розина, деятельность - это лишь один из возможных способов описания и объяснения действительности. В.И. Слободчиков признает «методологически центральную» роль понятия деятельности в современном человекознании (антропологии) и настаивает на различении статусов данной категории на гносеологический и онтологический. В гносеологическом плане ученый предлагает различать по меньшей мере пять основных функций категории деятельности в научном познании; объяснительного принципа; предмета научного изучения; предмета управления; предмета проектирования; ценности. В онтологическом плане он выделяет четыре ее «наиболее общих, но разных смысла»: совокупность результатов и последствий массовой либо индивидуальной продуктивной деятельности; процесс преодоления трудностей; процесс самоизменения человека (т.е. самодеятельности); всеобщий способ отношения людей к условиям своей жизни (т.е. практики во всей ее культурно-исторической развертке) [5,6].

Важным является взгляд исследователей на профессиональную мобильность личности в контексте ее профессиональной карьеры (Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Могильовкин Е. А.). Поскольку в современных исследованиях карьеры фиксируют смещение от парадигмы планирования карьеры к парадигме управления карьерой, поскольку ранее в личности была долгосрочная и гарантированная занятость, установка на одну профессию и одно место работы на протяжении всей трудовой жизни, ведущая роль в организации в управлении карьерным ростом и профессиональным развитием сотрудников. Новый взгляд на специфику должностного и профессионального продвижения работников состоит в отношении к карьере как к совокупности многих карьерных циклов динамического происхождения. И в самом определении карьеры используются термины: «перемещение», «мобильность», «продвижение». Также созвучным в психологии карьеры является понятие «карьерная мобильность» (Кричевский Р. Л.), под которым понимается скорость прохождения работником карьерных ступеней (в современных европейских компаниях карьерная мобильность считается высокой, если продолжительность пребывания работника на одной должности не превышает 2,5–3 лет).

Следовательно, учитывая точки зрения, приведённые выше, профессиональную мобильность целесообразно рассматривать с двух аспектов:

-     во-первых, это изменение позиций, вызванное внешними условиями, а именно: отсутствием рабочих мест, низкой заработной платой, бытовой неустроенностью работников и т. д., что вызывает необходимость их адаптации;

-     во-вторых, профессиональную мобильность можно рассматривать как внутреннюю свободу личности, подкреплённую ценностями и потребностью в саморазвитии, способности оперативно реагировать на изменения в социуме благодаря образованности и профессионализму.

Психологов (В. Ковалева, В. Тихонович, Л. Левченко и др.) прежде всего, интересует психологическая готовность к смене профессии и причины, позволяющие или не позволяющие сломать традиционные стереотипы профессионального поведения. При этом профессиональная мобильность рассматривается ими как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать новые знания и умения, обеспечивающие эффективность новой деятельности [1]. По определению Л. П. Шевченко, профессиональная мобильность — это психологическая готовность рабочего, специалиста к решению широкого круга производственных задач, способность оперативно, быстро перестраиваться в зависимости от ситуации, поскольку наиболее эффективным ответом человека на неопределенность и проблемность трудовой ситуации является гибкость поведения, умение принимать грамотные решения, выполнять профессиональные задачи.

Учеными (М. Дьяченко, Е. Зеера и Л. Кандибович) профессиональная мобильность определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно осваивать новую технику и технологии, выполнять новые производственные задачи, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности. В условиях динамичного использования нововведений во всех отраслях экономики, инновационного развития региона остро встает вопрос о профессионально подготовленных и профессионально мобильных экономистах.

Таким образом, исследуя профессиональную мобильность будущего экономиста как одну из составляющих инновационного развития региона, мы выяснили следующее:

-     профессиональная мобильность будущего экономиста характеризует качество личности и обеспечивает внутренний механизм развития человека через формирование профессиональных компетенций;

-     деятельность профессионала, способного к принятию нововведений и инновационных технологий, выполнению новых производственных задач и принятию инновационных решений, безусловно, способствует инновационному развитию региона.

Следовательно, трансформационные изменения современного инновационного общества предполагают формирование личности, которой присущи профессиональная мобильность, динамичность, постоянный поиск.

 

Литература:

1.    Ковалиско, Н.В. Захарова, Т.Б. профильная дифференциация обучения информатике настаршей ступени школы. Текст.: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / Т.Б. Захарова. – М., 2007. – 212 с.

2.    Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика / Б. С. Гершунский. – М. : Флинта; Наука, 2003. – 768 с.

3.    Заславская, Т.И.Трудовая мобильность как предмет экономико-социологического исследования /Т.И. Заславская // Методологические проблемы социологического исследования мобильности трудовых ресурсов / АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т экон. и организации промышл. производства. – Новосибирск : Наука, 1974. – 318 с.

4.    Дворецкая, Ю. Ю. Психология профессиональной мобильности личности: дис. … кандидата псих. наук: 19.00.01 / Ю.Ю. Дворецкая. – Краснодар, 2007. – 143 с.

5.    Дементьева, О. М. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. … дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / О. М. Дементьева. – М., 2009. – 22 с.

6.    Солдатова, Л.А. Инновационные технологии как фактор повышения профессиональных качеств будущих специалистов /Л.А. Солдатова // Социально-гуманитарные знания. – 2010. –№1. – С.158-163.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle