Библиографическое описание:

Кириченко П. Н. Формирование экологической культуры при подготовке обучающихся по специальности 20.02.03 «Природоохранное обустройство территорий» // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 81-83.

Экология и как наука, и как учебная дисциплина вне сомнения относится к культуре, представляющей собой совокупность всех сфер деятельности человеческого общества. Экологическая культура (cultura — возделывание, воспитание, развитие и т. д.) является широким межпредметным понятием, характеризующим гармоническое отношение человека с природой. К такому заключению можно прийти, основываясь на значительной литературе (А. Швейцер, Н. Моисеев, С. Глазачев, А. Мамзин, Макнотен, Э. Гирусов, Максаковский и др.). Иногда говорят о культуре в образовании как источнике знаний о природе, обществе, способах деятельности и т. д. [1]. Как формируется культура человека (или, как мы говорим в обыденной жизни, его культурный уровень)? Многие исследователи задавали себе этот вопрос, и существует масса разнообразных ответов на него. Представляется, что важнейшим условием формирования экологической культуры является развитие экологического сознания. Почему? История человека есть прежде всего история его взаимоотношений с природой. Будучи частью природы, человечество на всех этапах своего развития должно было гармонизировать с природой. Однако ход эволюционного процесса с неизбежностью приводил к отчуждению человека от природы, а иллюзия независимости от окружающей среды формировала антропоцентрическое мировоззрение. Именно последнее никогда не ограничивало возрастание масштабов использования ресурсов природы. Это приводило и приводит к разрушению природных экосистем, а значит, к качественному изменению отношений в системе природа-общество. Лишь в середине ХХ века пришло понимание того, что нормализация системы возможна лишь на основе соблюдения экологических законов и включения духовного фактора. «Биосфера неизбежно превратится в ноосферу, т. е. в среду, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы человек — природа» (Вернадский). Это и определяет необходимость формирования экологического сознания. Что же следует понимать под экологическим сознанием? Экологическое сознание — это устойчивая система взглядов, сформированная на основе экологических знаний и нравственных убеждений, обеспечивающих экологические приоритеты личностного и социального поведения. В стандартах третьего поколения (ФГОС 3) отражены проблемы экологического сознании, что именно последнее сделало эту науку общественно значимой. Возрождается фундаментальность экологии, без чего невозможно кардинальное решение. Экологическое воспитание должно выстраиваться на определенной методологической основе. Таковой, бесспорно, является современная экологическая парадигма, утверждающая ведущую роль живого в вещественном и энергетическом процессах на всех уровнях организации живых и биокосных систем. Заметим, что экологическая парадигма — это не гипотеза или идея какого-то конкретного автора, что нередко появляется в педагогической литературе. Это более сложное и персонально не создаваемое утверждение. Автор понятия американский историк науки Томас Кун понимал парадигму как всеми признаваемую совокупность знаний, оценок и теоретических положений, существующих в течение некоторого времени и определяющих развитие соответствующей науки. Становление новой парадигмы, как правило, растягивается на годы. «…Хотя мир не изменяется с изменением парадигмы, ученый после этого изменения работает в ином мире» [2]. Методология экологического воспитания должна основываться на системном подходе [1], принципах тектологии [4] и синергетики [3]. К сожалению, эти идеи редко используются в разработке теории экологического воспитания и нередко уводят от сути в сторону околоэкологических проблем. Социализация личности. Говоря об экологическом воспитании, нельзя не сказать о таком важном его результате, как социализация личности. Эта проблема по сути дела всегда присутствовала в образовании, была социально детерминирована и часто идеологизирована. Нам представляется важным обратить внимание на то, что уже более 100 лет назад на значимость социализации указывал немецкий педагог Вильгельм Лай [2]. В созданной им «школе действия» в качестве вспомогательной для педагогики дисциплины он указывал биологию, а в ней на первое место ставил экологию (!). Естественно, что в течение века социализация была предметом косвенного внимания многих философов (например, А. Швейцер, Тейяр-де-Шарден, Л. Гумилев и др.) или прямого исследования [3]. Тем не менее, до сих пор нет согласия в отношении понимания социализации. Мы уже указывали на это [2], склоняясь к идее У. Бронфенбреннера [4], понимающего социализацию как совокупность всех социальных процессов. Это позволяет нам утверждать, что «экология» является весьма благоприятным основанием для успеха социализации личности, поскольку отношения внутри общества всегда включали и отношения по поводу природы, прежде всего как источника материальной основы его существования. История человека как вида демонстрирует нам решительную роль экологических отношений в системе «человек — окружающая его среда». Эти отношения шли по пути социализации человека и превращения его в существо биосоциальное. Именно возрастание социализации усилило устойчивость человеческих популяций в окружающей среде, обеспечило человеку некоторую независимость от нее и привело к невиданным до тех пор возможностям расселения по планете. Ныне в прошлом остались дискуссии о превалировании социального над биотическим, или наоборот, в жизни человека. Человек как объект педагогики, существо биосоциальное [8]. Экология в этом ключе весьма благоприятна для выполнения своей воспитывающей функции. Социализация личности тем более актуальна, что наше государство заинтересовано в формировании и развитии Гражданского общества. Экологическое воспитание позволяет формировать патриотизм с раннего возраста, организовать этот процесс как непрерывный. Искусственное сужение патриотического воспитания с точки зрения педагогической ошибочно. «Патриотизм предполагает осознание человеком ценности культуры, традиций и жизненного уклада своей родины…» [7]. Гражданином можно стать только на основании знания и любви к родной словесности, родной истории и родной природе. Необходимо подчеркнуть, что в основу этого воспитания следует положить краеведческий принцип (сегодня его нередко называют региональным). Заметим, что в период расцвета краеведческого движения в двадцатые — начале тридцатых годов прошлого века патриотическое воспитание понималось в широком значении.

Психолого-педагогические аспекты развития в экологическом воспитании в Оренбургской области накоплен большой позитивный опыт. Наиболее успешен он в широком использовании при подготовке специалистов среднего звена в Бузулукском гидромелиоративном техникуме — филиале ФГБОУ ВПО «ОГАУ» по специальности Природоохранное обустройство территорий. Целью изучения программы является формирование экологической культуры специалиста, которая рассматривается как целостная система, вовлечение студентов в активную практическую деятельность по изучению профессиональных модулей, создавать объективную основу ответственности к выбранной профессии, любви к родной местности в неразрывной связи с интернациональным и широким взглядом на мир.

Экологическая культура личности — это целая система, включающая ряд элементов:

-     экологические знания о путях извлечения и переработки природных ресурсов, их возобновлении или воспроизводстве, об использовании и охране природных условий — среды жизни человека, об использовании и охране живой природы.

-     экологическое мышление, которое характеризуется следующими чертами: комплексностью, территориальностью, глобальностью, проблемностью, конкретностью.

-     культура чувств: сочувствие, сопереживание, гражданственности и др.

-     культура экологически оправданного поведения.

Все элементы одинаково равнозначны, но среди них мало изучено экологическое мышление.

Он включает средства, создающие представления об окружающем мире. Здесь представления об окружающей среде, понятия, методы науки, принципы, образующие аппарат мышления. К нему относится система основных понятий: виды природопользования, природные условия, природные ресурсы, антропогенный фактор, экологический кризис, качество окружающей среды, охрана ресурсов, охрана живой природы.

Основными научными принципами проблем природопользования при подготовке специалистов СПО являются единство природы и общества, приоритет общечеловеческих ценностей включает: познавательные средства развития мышления (анализ, сравнение, систематизация, классификация, общение). Для формирования экологического стиля мышления необходимо овладеть способами мышления. Основными способами являются: системность, комплексность, глобальность, проблемность, социальность.

Систематичность и комплексность объединяются спецификой содержания природопользования в области экологических знаний. Она связана с познанием, характеризующим восхождением от абстрактного общего к конкретному всеобщему. Поэтому главные методы здесь, методы синтеза, дедукции, обобщения.

Глобальность — отражает специфику географического подхода. Развитие этих способов способствует рассмотрение проблем природопользования на различных территориальных уровнях.

Проблемность становится специфической чертой экологического мышления. С ней связаны следующие особенности, как причинность, способность к прогнозированию и моделированию природных процессов.

Социальность — определяет разносторонние потребности человека и человечества по отношению к природной среде. Окружающая среда — это фактор, влияющий на здоровье человека, возможности функционирования его хозяйства, духовное развитие.

Компоненты экологического стиля мышления реализуются в познавательном цикле, представляющем совокупность стадий процесса познания, начиная от постановки познавательной задачи и кончая сделанными выводами. Все этапы познавательного цикла подчинены решению познавательной задачи. Экологический цикл мышления представляется таким образом: накопление фактов, наблюдение — постановка проблемы — выдвижение и решение гипотезы — оценка.

В познавательном цикле осуществляется связь между эмпирическим и теоретическим познанием. Поставленные цели обуславливают специфику содержания курса «Экология и рациональное природопользование своей области».

 

Литература:

 

1.    Кузнецов, Л.А., Зайцев, Н.Н., Калинина, Т. Н. Точилова,Е. М. Модель экологической школы//География и экология в школе XXI века. — 2008 — № 8. — С. 9–21.

2.    Лай, В. А. Школа действия: Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры / авториз. пер. с нем. Е. Пашуканиса. — Пг.:Школа и жизнь, 1920. — 158 с.

3.    Лихачев, Д. С. Избранное: воспоминания / Д. С. Лихачев. — СПб.: Logos, 1997. — 608 с.

4.    Макарский, А. М. Формирование экологической культуры учащихся в условиях неформального экологического образования. — СПб.: ЛГУ. 2007. — 143с.

5.    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

6.    Пономарева, И.В., Соломин,В. П. Экологическое образование в российской школе. История. Теория. Методика. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. — 143с.

7.    Хакен, Г. Тайны природы = Erfolgsgeimnisse der Natur: синергетика: учение о взаимодействии: пер. с нем. / Г. Хакен. — М.; Ижевск: Ин-т компьютер.исслед., 2003. — 320 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle