Библиографическое описание:

Подкуйко А. А. Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 104-106.

В условиях современного мирового экономического пространства развитие каждой страны тесно связано с эффективностью функционирования национальной экономики. В свою очередь, национальная экономическая система, как сложный механизм, состоит из множества взаимосвязанных элементов в виде хозяйствующих регионов. Регионы, области – некое территориальное пространство, в границах которого функционируют предприятия различных форм собственности, направлений деятельности и масштабов. Многочисленные исследования экономистов свидетельствуют о том, что невозможно определить универсальную концепцию успешного развития предприятий и отдельных территориальных образований – регионов, поскольку каждое из них выделяется своими характерными особенностями и социально – экономическим потенциалом. Этим обусловлена переориентация экономических исследований на региональный уровень и поиск путей формирования конкурентоспособных регионов.

В процессе исторического развития человек прошел огромный путь от создания простейших орудий труда до освоения космического пространства и изобретения нано-технологий. И сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без современных технологий, когда лидерами мировой экономики становятся страны, выбравшие инновационный путь развития, и обладающие передовыми инновационным технологиями, для нашей страны становиться важно выйти в лидеры среди стран с инновационной экономикой. Инновационная экономика – это не только высокорентабельные предприятия, прежде всего такая экономика характеризуется высоким качеством медицинских услуг, высоким уровнем образования, развитой системой ЖКХ. Поэтому переход к инновационному пути развития важен для каждого региона, отдельно взятого человека, поскольку способствует росту уровня жизни населения.

Развитие региональной социально-экономической системы обусловлено множеством факторов, для которых характерны такие черты:

-     комплексность, которая означает, что на развитие системы влияет совокупность всех факторов;

-     самостоятельность, обусловленную природными факторами, выражающими условия самого существования любой жизнедеятельности

-     приоритетность действия факторов, определяющая доминирующую роль одного или нескольких факторов развития [1].

Существует множество различных классификаций факторов инновационного развития регионов. Согласно А.В. Бузгалину, В.В. Радаеву факторы подразделяются на три группы: природно-климатические, производственно-экономические и социокультурные [1].

К.Л. Астапов концентрирует внимание на всевозрастающей значимости нематериальных факторов: развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих решений. При этом он отдает предпочтение интенсивным факторам развития, связанным прежде всего с достижениями НТП, гибким производством, направленностью бизнеса на интересы клиентов, бережным отношением к сотрудникам как носителям знаний и компетенций бизнеса [2].

Из представленных факторов особого внимания заслуживают инновационные факторы, необходимость рассмотрения которых определяется объективными изменениями, происходящими во всех сферах общественной жизни, а именно:

-     процессы глобализации и ужесточение конкуренции в сфере рыночных отношений;

-     динамичные перемены во внешней среде организаций (ускорение инноваций и сокращение жизненного цикла товаров и услуг, появления новых технологий);

-     информационный прорыв (развитие информационных и коммуникационных технологий, упрощение доступа к информационным сетям);

-     возрастание роли нематериальных активов производства - развитие человеческого капитала, социализация экономических и управленческих отношений.

Для построения инновационной экономики необходимы три условия:

-     креативно мыслящие люди;

-     социокультурная среда, способствующая созиданию, творению нового;

-     содействие государства в формировании среды, благоприятной для инноваций.

Эти условия тесно связаны между собой и определяют друг друга, поскольку только креативно мыслящие специалисты смогут преобразовать экономику и общество, развивая партнерские отношения с государством. Формирование достаточного числа креативно мыслящих специалистов – управленцев, учёных, испытателей и даже потребителей требует от государств решения стратегических задач, а также выбора средства их достижения. Безусловно, одним из этих средств является образование. Формирование инновационного общества и развитие системы образования определяют друг друга настолько, что фактически являются двумя сторонами одного социально- экономического процесса.

Уже сейчас для обеспечения дальнейшего инновационного развития ряд ведущих экономик мира (Канада, Япония, Южная Корея, Англия и др.) на государственном уровне планируют в ближайшей перспективе добиться того, чтобы не менее половины сотрудников, занятых в национальном производстве, имели высшее образование. Это, безусловно, ставит ряд серьезных задач перед сферой образования, в их числе – прежде всего переподготовка руководителей разных уровней, поскольку в современной экономике приемы и формы управления быстро устаревают, переставая отвечать требованиям рынка: динамичности рыночных процессов, конкуренции, а также изменениям в экономике и законодательстве и т. п.

В отечественном производстве по-прежнему применяются преимущественно административные приемы управления с элементами материального (морального) стимулирования. Сегодня же речь идет уже о массовом создании и развитии инновационных предприятий, для которых внедрение различного рода инноваций будет являться постоянным «состоянием», поэтому проблема готовности управленческих кадров к руководству инновационными процессами в скором времени станет носить общенациональный характер.

Сегодня для большинства «успешных» менеджеров единственным реальным инструментом и ресурсом создания инновационных предприятий остаются методы управления, основанные на деловых качествах и способностях лидеров. В этой связи деятельность руководителей разных уровней управления становится одним из важнейших ресурсов в условиях перехода к инновационной экономике. Вопрос осложняется тем, что обучить большое количество менеджеров управлению инновационными процессами можно только через практику планирования внедрения инновационных проектов, формирования готовности к их реализации на предприятии и последующему осуществлению. Это требует, во-первых, сближения учебно-образовательной деятельности и производства. Во-вторых, подготовка менеджеров должна носить комплексный характер, не сводиться только к формированию профессионально важных качеств и компетенций. Именно обучение с ориентацией на решение задач инновационного развития становится приоритетным при отборе и подготовке менеджеров в сфере управления.

Таким образом, в условиях современной экономики специалистам необходимо постоянно обновлять приобретенные знания и навыки вследствие их устаревания. Решение проблемы видится, во-первых, в том, чтобы привить обучающимся культуру саморазвития, стремления к повышению индивидуального потенциала через приобретение новых знаний и умений, только тогда, когда личность будет владеть методами и подходами наращивания актуальных знаний и умений, т. е. инструментов непрерывного обучения, появится качественно новый продукт образования – успешно обучающийся профессионал. Во-вторых, следует обеспечить опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей цивилизации. Это, в свою очередь, потребует мобильной переориентации системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях при интенсивном развитии социальных и экономических процессов и новом качестве жизни. Человека, готового оперативно продолжить свое обучение, отвечая на запросы общества и рынка труда. В-третьих, речь должна идти об образовании в течение всей жизни. Непрерывное образование человека в течение всей его жизни будет являться фактором его мобильности, готовности к прогнозируемым изменениям в обществе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России соответствующей институциональной среды. Одна из причин низкого уровня инновационной активности на современном этапе – то, что проводимые ранее преобразования, радикально изменившие в нашей стране экономические условия хозяйствования, почти не затронули основ старой институциональной модели. При этом институциональная среда инновационной экономики характеризуется развитой конкурентной средой; благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики; эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития.

Более того, в условиях постиндустриального общества человеческий потенциал, человеческий капитал являются доминирующими факторами инновационного развития. Первоочередной задачей является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих решение задач повышения качества человеческого капитала и социально-экономического развития.

Одним из важнейших направлений формирования инновационно-ориентированной институциональной среды, как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе, несомненно, является образование. Необходимым условием формирования инновационной экономики региона является модернизация системы профессионального образования. В этом залог дальнейшего динамичного экономического роста и развития страны, благополучия  и безопасности её граждан.

В настоящее время одной из приоритетных стратегических целей российской государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, актуальным потребностям общества и его граждан. Современные, грамотные, креативно мыслящие специалисты с качественным образованием в области экономики, менеджмента, управления качеством, бухгалтерского учёта и налогообложения и других экономических направлений способны поднять экономику регионов на существенно более высокий уровень развития и конкурентоспособности.

 

Литература:

1.    Экономика переходного периода: учеб.пособие / под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1995. – 410 с.

2.    Астапов, К. Л. Особенности развития экономических систем в современных условиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Экономика. – 2005. – № 4. – С. 68–85.

3.    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] : Министерство экономического развития. – Режим доступа: http://www. eTOnomy.gov.ru/wps/wcm.

4.    Базылева, М. П.Предпринимательство и трудовые отношения в «новой экономике» / М. П. Базылева, В. И. Довнар. – Минск: Мисанта, 2007. – 253 с.

5.    Геворкян, E. Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. 2-е изд., испр. / Е.Н. Геворкян. – М.: Изд-во Моск. психол. соц. ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2006. – 358 с.

6.    Матвекин, В.Г. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития / В. Г. Матвейкин, С. И. Двороцкий, Л. В. Минько, В. П. Таров, Л. Н. Чайникова, О. И. Летунова. – М.: Машиностроение-1, 2007. – 284 с.

7.    Тихомиров, С. А. Инновационное направление регионального развития / С. А. Тихо­миров // Инновации. – 2005. – № 7.

8.    Инновационные факторы развития региональных социально-экономических систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iupr.ru/.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle