Библиографическое описание:

Павлова Ю. Н. Инновационная экономика и профессиональное образование // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 102-104.

Современная экономика все чаще приобретает черты инновационной экономики. Использование всевозможных инноваций является стратегической линией развития фирм. Экономика знаний всегда неразрывно связана с постоянным циклом инновационного развития, способность создавать новые знания, технологии, возможность доступа к этим знаниям и возможность их эффективного использования - это основополагающие элементы конкурентоспособности.

Можно сказать, что инновационная экономика является результатом объективных тенденций. В России существуют объективные предпосылки формирования инновационной экономики – это и высокий уровень фундаментальной науки, а также достаточный научно-технический потенциал, высокообразованные и квалифицированные кадры, а также  талантливость российских специалистов.

Инновация состоит из творческой деятельности, получившей воплощение в виде новой продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, который используется в практической деятельности. Другими словами, инновация - это результат воплощения новых идей и знаний для удовлетворения определенных запросов потребителей. Основными свойствами инновации являются научно-техническая новизна, практическая деятельность, коммерческая реализуемость.

В сфере образования инновация представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Результатами реализации инновационной экономики должны стать достижение высокого уровня социальной направленности научно-технического прогресса, повышение уровня жизни населения в результате роста эффективности общественного производства, а также качественно иной уровень ресурсосбережения экономики. Инновационная экономика – это экономика знаний, основанная на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, а не материальное производство. Инновационная экономика способна эффективно использовать любые полезные для общества инновации (патенты, лицензии, ноу-хау).

В настоящее время в экономике РФ наметился острый дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Необходимость внедрения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что на сегодняшний день от будущих руководителей и работников требуются глубокие знания, умение в быстроменяющейся ситуации, приобретать новые знания, а также использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных.

Все это диктует нам необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения. В настоящее время существует различные противоречие между требованиями рыночной экономики к качеству подготовки квалифицированных кадров и слабым уровнем развития инновационной образовательной среды регионов. Разрешение этого противоречия заставляет создавать в регионах инновационную образовательную среду, которая будет способствовать реализации стратегических программ и развивать экономику с помощью государственного механизма и партнерства.

В данное время потребность в хороших педагогах резко возросла и творческая деятельность специалиста один из важных моментов. Решение данной проблемы зависит от технологии обучения будущего педагога.

Инновационная экономика включает в себя шесть основных составляющих:

образование; науку; человеческий капитал; инновационную систему (инновационные центры, территории освоения высоких технологий); инновационную промышленность; благоприятную среду функционирования инновационной системы.

Это говорит о совокупности взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности. Инновационные технологии в профессиональном образовании, ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны. Технологией обучения является определенный способ обучения, в котором основную функцию выполняет средство обучения. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профессиональном образовании.

Инфраструктура инноваций предопределяет скорость развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира говорит о том, что в различных условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет очень хорошую и развитую инфраструктуру, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного использования инновационной экономики страны, инновационная инфраструктура должна быть функционально полной, то есть она должна обладать набором таких свойств, которые должны в полной мере реализовать различные технологии в масштабах регионов и страны в целом.

В профессиональном образовании используются различные методы обучения, в том числе инновационные.

 Сейчас выделяют 5 методов обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический; исследовательский.

 Инновационные технологии в профессиональном образовании наиболее эффективны в исследовательской деятельности. При этом исследовательский метод от непосредственно учебной работы плавно переходит в научно-исследовательскую деятельность. Какие бы методы мы не применяли при обучении, важно создавать такие условия, в которых студент занимал бы активную позицию и мог бы проявить себя как субъект учебной деятельности. Активная позиция в профессиональном образовании способствует повышению качества обучения. Инновации в системе профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования. К инновационным технологиям в образовании можно отнести следующее: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно-модульное обучение; метод проектов; дистанционные технологии обучения.

Главной целью инновационной деятельности в образовании является подготовка человека к жизни. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать различные механизмы инновационной деятельности, находить разнообразные творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму существования человека.

Инновационные технологии в профессиональном образовании очень хорошо повышают эффективность обучения и воспитания личности, а также направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.

В ходе осуществления инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система, открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом.

 

Литература:

1.    Асаул, А. Н. Введение в инноватику: учебное пособие / А. Н.Асаул, В. В. Асаул, Н.А. Асаул, Р. А. Фалтинский; под ред. засл. Деятеля науки РФ А. Н. Асаула. – СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. – 280 с.

2.    Гамидов, Г. С. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения/ Г. С. Гамидов, Т. А. Исмаилов, И. Л. Туккель. – СПб.: Политехника, 2007. – 356 с.

3.    Голиченко, О. Г. Возможности и альтернативы инновационногоразвития России / О. Г. Голиченко // Инновации. – 2013. – № 5. – С. 20-24.

4.    Зоидов, К. Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования / К. Х. Зоидов. – М.: ИПР РАН, ИМ АН РТ, 2006. – 168 с.

5.    Иванов, В. В. Модернизация и политика инновационного развития / В.В. Иванов // Инновации. – 2012. – № 9. – С. 13-20.

6.    Трошин, А. В. Человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики России / А. В. Трошин // Вестник Волгоградского государственного технического университета [Электронный ресурс] : Электронный научный журнал. – 2010. – Режим доступа: http://econ.vsu.ru/downloads/pub/seconomic/9/Troshin.pdf

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle