Библиографическое описание:

Давидян Ю. И., Ожерельева Т. М. Статистика как информационная составляющая инновационного развития // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 96-98.

Реформирование отечественной статистики в последние годы способствовало не только качественному совершенствованию традиционных ее разделов, но и появлению новых направлений исследования актуальных аспектов социально – экономического развития страны. Среди этих новых направлений особое место занимает статистика инноваций.

В современной теории экономического развития описывается как переход экономической системы из одного равновесного состояния в другое, а источником такого перехода и являются инновации. Инновации представляют собой новые либо усовершенствованные продукты и услуги, внедренные на рынке, а также новые либо усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, и новые подходы к социальным услугам.

Обеспечивая внедрившемуся их предпринимателю избыточную прибыль, инновации нарушают экономическое равновесие, которое впоследствии восстанавливается на новом, более высоком уровне развития под влиянием конкуренции. Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) могут служить микропроцессоры и видеомагнитофоны.

Инновации, с одной стороны, выступают источником технологического развития, а с другой – являются конечным результатом цикла, охватывающего процесс создания, распространения и применения научно – технических знаний.

Различают пять основных типов инноваций:

-     введение нового продукта;

-     введение нового метода производства;

-     создание нового рынка;

-     освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;

-     реорганизация структуры управления.

Исходя из выше изложенного, основные задачи статистики инноваций охватывают изучение целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена; оценку текущих и капитальных затрат на инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования; оценку объема инновационной продукции; исследование факторов, благоприятствующих или тормозящих инновации; анализ влияния инноваций на результаты функционирования предприятий.

Современное общество все больше ориентируется на инновационный путь развития, однако инновационность предполагает не только создание ультрасовременных научно – технологических комплексов и наукоградов, призванных стать «точками прорыва», но и переход на качественно новый уровень менеджмент – технологий, которые в свою очередь требуют наличия адекватной информационной базы.

Специфика статистики как науки и сферы деятельности состоит в том, что она, являясь инструментом и составной частью экономической системы, одновременно с этим находится «в центре» этой системы, в значительной мере определяя ее функционирование.

Безусловно, российская статистика развивается, и развивается весьма интенсивно и успешно. Однако часто отрасли статистики развиваются несколько обособленно, не учитывая в полной мере общеэкономические задачи, стоящие перед системой статистического учета. Балансы продовольственных ресурсов (годовые, и особенно квартальные) – типичный тому пример. Аналитики сталкиваются с целым рядом проблем. Все статьи балансов оцениваются в натуральных показателях, и если с производством и производственным потреблением все более или менее понятно, то ежеквартальная разработка сведений об объемах реализации в натуральном выражении не предусмотрена Федеральным планом статистических работ. Произвести оценку «натуры» расчетно, поделив стоимостной объем на цену, как уже отмечалось выше, тоже проблематично. Более того данные, о ввозе и вывозе, имеющие принципиально важное значение для оценки самообеспеченности, фактически являются балансирующими статьями и носят условно – расчетный характер, ставя под сомнение достоверность получаемых данных и о самообеспеченности, и о среднедушевом потреблении тех или иных продуктов.

В этой связи видится необходимым комплексный подход к проектированию бланков форм статистического наблюдения и определению состава входящих в них показателей, учитывая информационные потребности всех направлений статистики. Вполне обоснованным при разработке бланков конкретных форм статнаблюдения видится привлечение ученых в качестве экспертов.

Существует и ряд других организационно – методологических проблем, требующих решения. Однако задача статистики состоит не только в получении достоверных данных на основе применения научно обоснованной методологии, но и в том, чтобы процесс сбора, обработки и получения сводных итогов был максимально удобен и эффективен, а «обратная связь» с общественностью была понятна и доступна и в конечном итоге способствовала росту доверия к официальной статистической информации.

В этой связи стратегия инновационного развития статистики должна включать три основных направления:

-     совершения законодательных и организационно – методологических основ;

-     модернизация программно-технических средств и информационно-коммуникационных технологий;

-     внедрение в деятельность органов статистики PR – технологий, направленных на популяризацию работы и налаживание «обратной связи».

Нередки ситуации, когда органы статистики располагают всей необходимой информацией во всех необходимых разрезах, однако пользователю эти данные недоступны по причине конфиденциальности. Если на федеральном уровне актуальность этой проблемы не столь велика, то региональные и муниципальные власти испытывают острый информационный дефицит.

Высокая организационно – технологическая сложность задач, решаемых органами статистики, требует совершенствования технологического аспекта информатизации. Развитие IT-составляющей статистики должно быть нацелено на решение следующих задач:

-     создание единого информационного поля (межведомственное взаимодействие);

-     снижение информационной нагрузки на респондентов, прежде всего посредством электронного документооборота;

-     максимально возможная автоматизация процессов сбора, обработки и получения выходной информации в целях снижения трудоемкости работ;

-     непрерывная модернизация программно-технического комплекса и средств связи.

Предоставление конкретных данных за конкретный период должно быть единовременным и одноразовым в том смысле, что сведения, например, о среднесписочной численности на условную дату, должны быть представлены один раз и в один адрес, после чего они должны стать доступными всем заинтересованным структурам исполнительной власти, а не «кочевать» из одной формы в другую, из одного ведомства в другое.

Единая информационная система должна отвечать следующим основным требованиям:

-     комплексность информационного обеспечения;

-     единая телекоммуникационная среда с динамичной маршрутизацией информационных потоков и разграниченным санкционированным доступом;

-     совместимость информационных ресурсов и ПТС;

-     координация и взаимодействие заинтересованных структур;

-     согласованность нормативно – правовой и нормативно – технической базы, а также соответствие их действующему законодательству.

Все непонятное всегда называется сомнение. «Понятная» статистика для непрофессионала равнозначна «честной». Доверие – всегда состояние обоюдное. По мере роста доверия, возможно, со временем и юридические, и физические лица, участвующие в статистическом наблюдении, начнут с большей ответственностью относиться к представлению сведений о себе и своей деятельности в органы статистики, осознавая, что достоверная статистика складывается из правдивых отчетов предприятий и честных ответов на вопросы переписных листов.

 

Литература:

1.    Саломатина, Т.В. Статистический анализ – предпосылка разработки механизма управления инновационной деятельностью / Т.В. Саломатина // Вопросы статистики. – 2012. – №1. – С.27 – 28.

2.    Дмитриева, Н.Е. Статистика как информационная составляющая инновационного развития / Н.Е. Дмитриева // Вопросы статистики. – 2011. - №1. – С.31 – 34.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle