Библиографическое описание:

Конопля В. В., Конопля Т. Г. Система управления обучением Moodle — инструмент новых образовательных технологий // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 62-63.

XXI век — век глобальной компьютеризации населения и новых информационных технологий. Новые информационные технологии стали неотъемлемой частью бытия. Они используются во всех сферах жизнедеятельности: науке, техники, в быту. И вполне естественно, что новые информационные технологии должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса. В информационном обществе и образовательное учреждение должно быть информационным.

Количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Современному студенту необходимо переработать и усвоить огромный объём информации. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования. Современные технологии обучения на основе мультимедийных систем обладают исключительными свойствами наглядности, которые позволяют объединять огромное количество графических, звуковых, видео и анимационных материалов. Это позволит показать процессы и явления в их динамике, сделать наглядный материал более ярким и запоминающимся, что улучшит усвоение материала.

Информационные технологии открыли новые возможности в применении принципа наглядности. Например, мультимедийные презентации уже прочно вошли в учебный процесс, причем они разрабатываются как преподавателем для объяснения нового материала, так и студентами, как дополнение к докладам или рефератам, как способ сдачи самостоятельных работ, для закрепления учебного материала.

Одна из особенностей информационного общества — возрастание удельного веса индивидуального труда. Современные образовательные стандарты ориентированы на увеличение доли самостоятельной работы студентов и сокращение количества аудиторных занятий. В этих условиях основной задачей преподавателя становится не разъяснение теоретического материала на аудиторных занятиях, а оказание помощи студентам добывать информацию самостоятельно. Преподаватель должен помочь студенту ориентироваться в направлениях подготовки, выборе источников информации.

В условиях дефицита аудиторного времени реальной доступной и удобной сферой общения преподавателя со студентами становятся сети Интернет.

Рынок информационных ресурсов предлагает достаточно широкий спектр систем управления обучением, но многие из них либо недостаточно технологичны, либо имеют высокую стоимость. Перед преподавателями и ВУЗами встаёт проблема найти инструмент, который мог бы обеспечить технологичность, а вслед за этим и эффективность создания среды взаимодействия «учитель-ученик».

В настоящее время на рынок информационных технологий активно продвигаются свободно распространяемые продукты, одним из которых является система управления обучением Moodle (ModularObject-OrientedDynamicLearningEnvironment). Система выделяется простотой и удобством использования в сочетании с широкими возможностями. Важным достоинством Moodle является то, что данная среда изначально проектировалась для организации деятельностного обучения, в основе которого лежит взаимодействие всех участников учебного процесса.

Обучение намного эффективнее, если обучающийся передает свои знания и опыт, создает что-то для других. Можно прочитать материал несколько раз и уже завтра практически ничего не помнить. Но если выступить в роли учителя и попытаться объяснить изложенное другому человеку, то в памяти выстроится четкая логическая цепочка, акцентируется главное, и вы лучше поймете и запомните материал. Для реализации этого принципа в Moodle существует большое количество инструментов (таких как форумы, wiki, глоссарии, базы данных, семинары, блоги, личные сообщения), которые дают широкие возможности ученикам участвовать в создании контента. Помимо этого очень гибкая система ролей позволяет расширить систему прав учеников вплоть до полного слияния по возможностям с ролью учителя.

Система Moodle предоставляет возможность использования студентами таких функций, как самоконтроль и тренинги. Это даёт учащимся большое количество материала для анализа своих ошибок, проверки знаний, отработки простых навыков. Учитель же, в свою очередь, получает много информации о типичных ошибках учеников, пробелах в их знаниях, что потом может легко и эффективно использовать на очных занятиях

Современные образовательные стандарты предусматривают ведения портфолио ученика. Для этого необходимо, чтобы история и результаты обучения были представлены достаточно полно. Чем больше форм работы будет реализовано с использованием электронных технологий, тем более полно будет представлена история и результаты обучения ученика в электронной форме. Moodle даёт возможность сохранения результатов обучения, а за счет гибкой системы ролей можно легко предоставить доступ к результатам обучения любым заинтересованным лицам.

Внедрение в образовательный процесс систем, подобных Moodle, открывает широкие возможности реализации новых образовательных технологий, вовлечения в процесс всех заинтересованных сторон. Анализ основных этапов внедрения электронных технологий в образовательный процесс показывает, что эти технологии являются достаточно эффективным средством повышения качества образования, но только при условии системного подхода к их внедрению и постоянного их совершенствования с учетом оценки результатов.

 

Литература:

 

1.                  Андреев, А.В., Андреева, С.В, Доценко, И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. — Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. — 146 с.

2.                  Акимов, А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. — Харьков, ХНАГХ, 2009. — 292с.

3.                  Белозубов, А.В., Николаев, Д. Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. СПб., 2007. — 108с.

4.                  Колин, К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры // Школьная библиотека. — 2007.– № 8

5.                  Попов, К. А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании / Вопросы Интернет-образования. — 2004. — № 18.

6.                  Солдаткин, В. И. Создание информационно-образовательной среды открытого образования РФ // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: Материалы междунар. интернет-конф (15.01–29.03.2002) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:www.auditorium.ru. — М.: Логос, 2003. — С.161–179.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle