Библиографическое описание:

Костуганов А. Б. Содержание выпускной квалификационной работы магистра по направлению подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и инженерного образования // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 147-149.

Перестройка российской системы образования неоднозначно воспринимается образовательным сообществом. В данной работе не даются какие-либо оценки проводимым реформам, а лишь приведена точка зрения автора по вопросу позиционирования ступени магистратуры в системе высшего образования и в соответствии с этим приведена предполагаемая структура выпускной квалификационной работы магистра направления подготовки «Строительство».

Как известно любой процесс начинается с анализа положения дел в области деятельности и постановки целей, что наиболее отчетливо отражено в работах [1], [2]. Какие же цели следует поставить перед обучением в магистратуре? По мнению автора, основной целью магистратуры следует считать начальную ступень для формирования высококвалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава образовательных и научно-исследовательских учреждений, управленческих кадров предприятий и организаций. Исходя из отмеченной выше цели, можно ответить и на такой вопрос — что должна в себя включать магистерская диссертация? При ответе на этот вопрос, магистранту направления подготовки «Строительство» с учетом современных тенденций развития науки и инженерного образования, можно дать следующие рекомендации.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) магистров представляет собой самостоятельную, логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которым готовится магистр. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.

Диссертация закрепляет полученную научную информацию в виде текстового и иллюстративного материала. В работе магистрант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость положений, выносимых на защиту. Содержание работы могут составлять результаты научных исследований, разработка новых методов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Магистерская диссертация отличается от квалификационной работы бакалавра более глубокой теоретической и практической проработкой проблемы, а от дипломной работы специалиста более глубокой научной направленностью, но в отличие от кандидатской диссертации выпускная работа магистра может не содержать четко выраженной научной новизны исследования.

Магистерская диссертация выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты. В этой связи основная задача ее автора — продемонстрировать уровень своей квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи в соответствие с видами профессиональной деятельности — инновационной, изыскательской, проектно-расчетной, производственно-технологической, научно-исследовательской и педагогической. Содержание магистерской диссертации не обязательно должно быть новым, но новизна должна быть либо в установлении подходов к исследованию темы, либо в методах решения проблемы, либо в определении источников используемой информации.

Магистерская диссертация оценивается по следующим критериям:

-     актуальность темы исследований;

-     четкость постановки цели и задач исследований;

-     качество и достоверность полученных результатов, их научная новизна и практическая значимость;

-     соответствие темы направлению подготовки и магистерской программе;

-     качество представления материала и оформления диссертации;

-     качество доклада и ответов на вопросы при защите;

-     заключения и оценки научного руководителя и рецензента.

Магистерская диссертация состоит из пояснительной записки и графического материала. Рекомендуемый объём пояснительной записки — 80–100 страниц печатного текста (без учета приложений) на листах формата А4, и содержит следующие структурные элементы:

-     титульный лист;

-     задание на магистерскую диссертацию;

-     аннотация;

-     содержание;

-     введение;

-     основная часть;

-     выводы и основные результаты исследования (заключение);

-     список использованных источников;

-     приложения.

Графический материал работы включает в себя упорядоченный набор плакатов или чертежных листов, выполненных на стандартных форматах. Графические материалы могут содержать информацию, позволяющую оценить:

-     актуальность темы диссертации, постановку цели и задач исследования;

-     используемые математические методы;

-     общий принцип функционирования разрабатываемой системы, программного продукта и т.д.;

-     результаты эксперимента;

-     вопросы разработки и особенности эксплуатации проектируемых средств, систем, технологий;

-     основные результаты и выводы.

Также можно привести следующие методические рекомендации к содержанию магистерской диссертации, отраженные в [3], [4]:

а) Аннотация.

Качественные авторские аннотации на русском и английском языках необходимы в условиях информационно перенасыщенной среды. Они дают возможность получить представление о содержании работы и определить интерес к ней до ознакомления с ее полным текстом. Аннотации значительно повышают вероятность ссылок на содержание работы коллегами и тем самым влияют на индекс цитирования.

б) Введение.

Введение к диссертации должно содержать следующие разделы:

-     актуальность темы;

-     объект исследования;

-     предмет исследования;

-     цель исследования;

-     задачи исследования;

-     методы исследования,

-     достоверность и обоснованность результатов;

-     новизна положений, выносимых на защиту;

-     личный вклад автора;

-     практическая значимость результатов;

-     реализация результатов работы;

-     апробация работы;

-     публикации;

-     структура и объем работы.

в) Главы основной части.

В главах основной части диссертационной работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме диссертационной работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение магистранта излагать материал сжато, логично и аргументировано.

г) Выводы и основные результаты исследования.

Диссертационная работа заканчивается заключительной частью. Эта часть диссертации обусловлена логикой проведения исследования и носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации, содержит последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

д) Приложения.

Приложение к диссертации может содержать справочный и иллюстративный материал, использованный соискателем и необходимый для цельности восприятия основного содержания диссертации. В приложении включают материалы, связанные с выполненной магистерской диссертацией, которые нецелесообразно включать в основную часть.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть:

— копии подлинных документов;

— выдержки из отчетных материалов;

— производственные планы и протоколы;

— отдельные положения из инструкций и правил;

— отчет о патентном поиске;

— промежуточные математические преобразования, зависимости и расчеты;

— таблицы вспомогательных цифровых данных;

— протоколы испытаний и опытов;

— описание программных средств, аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

— инструкции, методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения магистерской диссертации;

— распечатки компьютерных программ;

— иллюстрации вспомогательного характера;

— акты опытно-промышленных испытаний и внедрения результатов магистерской диссертации в производство и другие материалы.

Все материалы, как графические, так и пояснительная записка должны быть выполнены в соответствии с действующими стандартами.

 

Литература:

1.    Ефимов, В.А. Камертон образования в России / В.А. Ефимов // Ректор ВУЗа. — 2008. — № 6.

2.    Ефимов, В.А. ЕГЭ как свидетельство трансформации целей и характера системы российского образования / В.А. Ефимов // Ректор ВУЗа. — 2010. — №1.

3.    Педагогическая практика [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины / Оренбургский государственный университет — Фонд рабочих программ — Оренбург: ОГУ, 2012. — Режим доступа: http://ito.osu.ru/

4.    Итоговая государственная аттестация [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины / Оренбургский государственный университет — Фонд рабочих программ — Оренбург: ОГУ, 2013. — Режим доступа: http://ito.osu.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Магистерская диссертация, выпускной квалификационной работы, квалификационной работы магистра, магистерской диссертации, учетом современных тенденций, основной части, подготовки «Строительство», направления подготовки «Строительство», тенденций развития науки, современных тенденций развития, диссертационной работы, Содержание магистерской диссертации, Содержание выпускной квалификационной, результатов магистерской диссертации, инженерного образования, диссертации выпускная работа, направлению подготовки, квалификационной работы бакалавра, работы магистра направления, структура выпускной квалификационной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle