Библиографическое описание:

Касимова Н. И., Горяйнова Т. А. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Металлические конструкции, включая сварку» // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 145-147.

Традиционными при изучении дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки 270800.62 Строительство являются лекции, практические занятия, лабораторные работы и различные виды самостоятельной работы. Практические занятия выделяются как основная форма обучения, так как на них отводится 23, 2 % от общего времени. Основное назначение практического занятия развить интерес к учебной деятельности и конкретно к учебной дисциплине, сформировать у обучающегося ориентиры для самостоятельной работы над определенной проблемой. Практические занятия решают одну из главных задач — формирование и совершенствование умений и навыка в применении новых знаний, полученных на лекционных занятиях. Для решения данной задачи требуется активизация познавательной деятельности у студентов. При проведении практических занятий преподаватель должен продумать, как можно достичь наибольшей активности у студентов. Применение интерактивных форм обучения, как одно из направлений решения этой проблемы.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных форм обучения, способствует тому, что студент занимает доминирующую позицию. Роль преподавателя сводится к направлению деятельности студентов на достижение основных целей определенного занятия.

На практических занятиях по теме «Конструирование легких ферм» дисциплины «Металлические конструкции, включая сварку», для лучшего усвоения конструирования стропильных ферм из парных уголков применяются интерактивные формы обучения. При проведении практического занятия по конструированию ферм предоставляется возможность сочетать несколько интерактивных методов обучения: практическое занятие с элементами деловой игры и метод проектов.

Проведение практического занятия с элементами деловой игры способствует включению в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная работа позволяет в процесс познания активизировать познавательную деятельность студентов, создает среду образовательного процесса, которая характеризуется накоплением совместных знаний, возможностью взаимной оценки и контроля, способствует развитию навыка поиска, сбора, анализа информации и умения применять полученные знания при решении конкретной практической задачи.

Метод проектов ориентирует студентов на выполнение группового проектного решения и нацеливает на получение конкретного индивидуального продукта в виде курсового или дипломного проектов.

Алгоритм проведения практического занятия:

1. Подготовка занятия

Тема практического занятия: Конструирование узлов фермы из парных уголков. Группа делится на несколько команд.

Цели занятия:

-     формирование знаний нормативной базы в области проектирования конструкций;

-     изучение основных требований конструирования узлов фермы и алгоритма конструирования узлов ферм из парных уголков;

-     овладение технологией проектирования конструкций, с использованием стандартных прикладных графических программных пакетов;

-     формирование умения применять полученные теоретические знания и практические навыки в области проектирования строительных конструкций;

-     изучение основных требований конструирования узлов фермы и алгоритма конструирования узлов ферм из парных уголков;

-     развитие проектировочных, исследовательских умений и навыков бакалавров в области строительства.

-     формирование активности и самостоятельности в учебной деятельности.

При подготовке занятия педагог уточняет проблему, которую необходимо решать, обозначает перспективы реализации полученных знаний. Выдает домашнее задание по подбору сечений элементов стропильной фермы. Преподаватель рекомендует литературу студентам для подготовки к занятию.

2. Вступление

Сообщение темы и цели занятия.

-     студенты знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целями, которую им нужно достичь;

-     преподаватель информирует о правилах работы в группе, определяет четкую структуру практического занятия;

3. Основная часть

Проведение фронтального опроса студентов группы. Вопросы составляются по расчету фермы: определение расчетной схемы и нагрузки, определение расчетной длины и предельной гибкости, подбор сечений элементов фермы.

Затем студенты обсуждают в каждой группе правильность решения домашних задач и принимают правильное решение за основу. Конструирование узлов стропильной фермы осуществляется при помощи программного комплекса «AutoСAD», производят расчеты сварных швов и соответствующие построения.

Эффективность выполнения данной проблемы будет зависеть от умения самостоятельно собирать материал, анализировать, принимать решения. При обсуждении отстаивать свое решение, оперируя полученными знаниями. Преподаватель после каждого задания обобщает результаты работы студентов.

В дальнейшем вниманию студентов предлагается презентация в виде слайда, на котором будет оформлен чертеж отправочного элемента стропильной фермы на стадии проектирования КМ, то есть конкретно обозначается ситуация, при которой приобретенные навыки и знания реализуются при выполнении курсового проекта, дипломного проекта.

4. Выводы и результаты.

Преподаватель проводит анализ выполненной работы студентами.

Интерактивная форма проведения практического занятия способствует наибольшей активизации познавательной деятельности у студентов, так как они должны отстаивать свое мнение; участвовать в дискуссиях и обсуждениях; задавать вопросы; рецензировать ответы товарищей; самостоятельно принимать инженерное решение по данной проблеме.

При выборе тех или иных методов обучения, прежде всего, следует стремиться к продуктивному результату. При этом, студент должен не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать и т.д.. Ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности студента

 

Литература:

1.    Сорокина, Е. И. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий / Е. И. Сорокина, Л. Н. Маковкина, М. О. Колобова // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 ?.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 167–169.

2.    Касимова, Н. И.Интерактивные формы обучения в курсе «Металлические конструкции, включая сварку» [Электронный ресурс] / Н. И. Касимова// Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.- метод.конф. (с международным участием), 4 -5 февраля 2015 г.. / Оренбург. гос. ун-т. — Электрон.дан. — Оренбург: Участок оперативной полиграфии ОГУ,2015.- 1 электрон.опт. диск (CD- ROM): — Загл. с этикетки диска. — ISBN 978–5-7410–1180–5

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle