Библиографическое описание:

Дубровец Л. В. Некоторые вопросы активизации работы студентов на занятиях по дисциплине «Детали машин» // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 139-140.

В современных условиях Узбекистана возрастают требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и творческим способностям, следовательно, возникает проблема сформировать у каждого члена общества потребность в постоянном повышении своего образовательного уровня (мотивацию учения). Наличие такой потребности — необходимый признак гармонично развитой личности. Решая важную задачу — научить молодых людей учиться самостоятельно — необходимо сделать акцент на развитие индивидуальных особенностей каждого, в том числе и индивидуальных особенностей мотивации

Преподаватель, занимающийся обучением должен стоять на высшей ступени, профессионализма, который имеет и знания своего предмета, и навыки преподавания. Его основной задачей является не передача знаний и навыков, а помочь студентам в поиске своего индивидуального пути и понимания этих знаний и навыков. Поэтому мудро и умело, используя педагогические технологии, преподаватель дает возможность студенту в начале, самому определиться в необходимости тех или иных тем предмета, того или иного материала.

Неоценима помощь в освоении студентами предмета Детали машин — принося умело подобранные примеры к каждой теме. Не случайно, еще Ньютон говорил о том, что при изучении наук примеры не менее поучительны, чем правила. Но необходимо всегда помнить о научности лекции, нельзя низводить читаемый курс к некоторому упрощению занимательному предмету типа «занимательной физики», т.е. подменять научное изложение научно-популярным.

Одна из функций вузовского педагога — воспитывать у студентов волю к обучению. Прием воспитания воли на занятиях — это создание определенной «напряженности» мыслительной деятельности. Разъяснение материала рассматривается как помощь в преодолении трудности самостоятельной деятельности, но оно не должно быть чрезмерным, лишающих их умственного труда. Это решается выдачей заданий для самостоятельного анализа факторов, например, на прочность зубьев, на жесткость валов и осей, на ресурс подшипников качения с последующим разбором в аудитории и оценкой лучших вариантов решения.

При изложении курса на лекциях уделяется внимание и со стороны студентов вызывает интерес освещение особых обстоятельств, которые допускают отказ от выработанных норм и оправдывают «профессиональный риск» (примеры с применением радиальных шарикоподшипников на тихоходных валах с повышенными углами перекоса колец-15º, устойчивая работа роторов в зарезонансном режиме и др.)

Благодатным материалом для активизации познавательной деятельности студентов при изучении предмета «Детали машин» является анализ ошибочных решений. Освещение ярких технических неудач в практике заводов, специфических затруднений и показательных ошибок при создании новых конструкций машин всегда повышает у студентов внимание, особенно если им поручается самостоятельно вскрывать причины ошибок.

Главное, что студенты должны быть подготовлены к самостоятельному решению проблем, т.е. уметь уже более или менее анализировать, синтезировать, абстрагировать, обобщать, рассуждать, правильно строить умозаключения и т.д. На занятиях можно применить раздаточный материал, где могут быть представлены виды повреждения машин, валов, шестерен звездочек цепей и т.д. Студентам предлагается проанализировать как повысить прочность, или пластичность, или уменьшить нагрузку, или увеличить износостойкость деталей –в зависимость от предлагаемого задания. Если студент не справляется с заданием, то задание предлагается другому студенту и потом анализируется. Слабому студенту выдается задание на уровень проще.

Методический прием на «ошибках учатся» приведет еще к более эффективному результату, если будет произведен анализ перед всей группой.

Для пробуждения интереса к конструированию по линии студенческое творчество всем желающим предлагается принять участие в разработке эскизов или схем конструкций периодически обновляемых идей.

 

Литература:

1.    Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе: из опыта работы: пособие для учителей / Р.И. Малафеев. — М.: Просвещение, 1980. — 127 ?.

2.    Ильин, В. А. Особенности современного физико-математического образования / В. А. Ильин, Г. Ф. Михайлишина, Т. А. Ширина // Высшее образование сегодня, 2011. — № 12. — С. 53–56.

3.    Платонова, А. С. Информационное обеспечение педагогической инновации при усвоении курса физики / А. С. Платонова // Инновации в образовании, 2011. — № 2. — С. 48–64.

 

Основные термины: освоении студентами предмета, индивидуальных особенностей, активизации работы студентов, познавательной деятельности студентов, потребности — необходимый признак, изучении наук примеры, изучении предмета, повышенными углами перекоса, применением радиальных шарикоподшипников, упрощению занимательному предмету, возможность студенту, индивидуальных особенностей мотивации, функций вузовского педагога —, современных условиях Узбекистана, Слабому студенту, шестерен звездочек цепей, члена общества потребность, развитие индивидуальных особенностей, определенной «напряженности» мыслительной, научное изложение научно-популярным

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle