Библиографическое описание:

Щербатова Д. Д. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 22-25.

В современном мире ситуация характеризуется ролью знаний как главного двигателя экономического роста, т.е. речь идет о формировании экономики, основанной на знаниях. Образование в этих условиях приобретает особое значение для формирования интеллектуального потенциала страны. Образование должно стать фактором создания инвестиционной системы России и готовить специалистов, способных создать эту систему. В связи с этим, со стороны общества, базирующегося на знаниях, предъявляются к современному специалисту следующие требования:

-     умение переводить получаемые знания в инновационные технологии, превращая новые знания в конкретные предложения;

-     обеспечение доступа к глобальным источникам знаний;

-     иметь мотивацию к обучению и владеть навыками самостоятельного получения знаний и проведения научных исследований;

-     владеть современными информационными технологиями, необходимыми для жизни в условиях современного демократического общества и обладать необходимыми социальными и профессиональными компетенциями.

 В связи с этим учебные планы должны быть: гибкими, экономически эффективными, востребованными на рынке образовательных услуг, сочетающими фундаментальную и инновационную подготовку специалистов по стратегическим направлениям и в соответствии с текущими потребностями. Это воплощает в жизнь система не только высшего, но и средне-специального образования. Последняя – является сочетает в себе теоретическую и практическую направленность обучения.

Современные концепции образования требуют перехода к новому стилю и формам обучения, которые должны быть направлены на развитие главных проявлений человеческого интеллекта: способность к обучению, размышлению, действию. Будущее за преподавателями, глубоко знающими свой предмет, владеющими разнообразными методическими приемами, имеющими психолого-педагогическую подготовку. Для совершенствования учебного процесса применяются мультимедийные, интерактивные методы.

В колледже, как элементе средне-профессионального образования, эти аспекты реализуются полностью. Особая роль отводится процессу воспитания. Колледж, как промежуточное звено между средним и высшим образованием, помогает направить деятельность студента таким образом, чтобы появилась мотивация к самообучению, а, значит, к исследовательской работе, которая в полной мере будет реализовываться на ступени высшего образования. Поэтому применяется система образования, основанная на походе: воспитание и образование-неразрывно связанные процессы.

На фоне усложнения условий жизни общества ускоряется рост поступающего в наше сознание объема накопленных знаний. Возникает необходимость быстрой и плотной укладки новой научной информации в длительной памяти человеческого мозга и развитие творческих способностей человека. Помочь студентам понять не только основы экономического образования, но и нравственные ценности, без которых не будет стремления к саморазвитию – это основное направление деятельности каждого педагогического работника колледжа.

Задачи, которые приходится решать педагогу, при организации учебной деятельности студентов:

-     вовлечение практически всех учащихся в активный процесс получения знаний;

-     дифференцированно походить к уровню подготовленности, способности, мотивации каждого студента;

-     осуществлять систематический текущий и итоговый контроль знаний по овладению соответствующими компетенциями;

-     по возможности наладить связь с родителями;

-     изложение материала сопровождать использованием различных интерактивных методов, помогающих сделать процесс усвоения нового материала более наглядным, интересным и запоминающимся.

Пути реализации поставленных задач:

-     реализация личностно-деятельного подхода на каждом занятии;

-     консультации для студентов обязательные и по выбору;

-     индивидуальный подход к каждому студенту;

-     вовлечение во внеаудиторную работу.

Важным фактором успешного педагогического процесса являются такой аспект личности, как обучаемость.Каждый обучающийся характеризуется собственным стилем деятельности, отношением к ней. Обучаемость – важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Она является одним из основных показателей готовности к учению и освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы.

Обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатами труда. Обучаемость по А.К. Марковой – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а так же готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Одной из проблем ССУЗов является низкое качество общеобразовательной подготовки первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков организации самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. В результате они испытывают затруднения с овладением на требуемом уровне стандартов СПО, с получением полноценного общего и профессионального образования.

С первых дней пребывания в колледже первокурсников наши педагоги обучают навыкам учебной работы, что позволяет им безболезненно адаптироваться в учебном процессе, повышает качество обучения.На уроках работа направлена на то, чтобы каждый ученик осознал необходимость и обязательность самостоятельной работы дома. Выполнение домашних заданий, как один из элементов самоподготовки, должен быть неотъемлемой частью процесса обучения, особенно в столь трудный переходный период от школьной жизни к взрослой поре студенчества. Таким образом, чтобы достичь высоких результатов успеваемости, необходимо применять воспитательные приемы, которые использует наука педагогика и психология. В противном случае процесс обучения будет скучен и неинтересен. Цель деятельности наших педагогов- выявить мотивационные процессы в развитии учащихся, чтобы воспитать целостную личность, которая осознает важность получения образования и дальнейшего интеллектуального развития.

Мотивационная система человека – это сложное и многогранное образование, включающее помимо мотивов различные компоненты, такие как побуждения, склонности, интересы. Чтобы у студента появилась мотивация, т.е. желание учится и совершенствоваться в этом направлении, педагог должен создать потребность. Причем эта потребность является, согласно классификации психологов, надорганической, т.е. присуща человеку, как социальному члену общества. Для формирования мотивационной и образовательной деятельности студента преподавателям приходится использовать различные воспитательные и психологические подходы в образовательном процессе. К ним относятся:

-     побуждающие – побуждают личность ставить перед собой цели для достижения по возможности высокого результата;

-     смыслообразующие – придают деятельности учащегося личностный смысл;

-     направляющие – направляют студента в ходе его деятельности.

Кроме того, педагоги для успешного образовательного процесса должные учитывать еще и психо-эмоциональное состояние учащихся. Вчерашние школьники практически не подготовлены в этом направлении, а некоторые уехали из родного дома, и без ежедневной опеки родителей просто не готовы к самостоятельной жизни и обучению. Поэтому всем преподавателям приходится, особенно на начальном этапе обучения, обращать пристальное внимание на настроение, эмоции, чувства и мироощущение своих подопечных. В связи с этим преподаватель ССУЗа – это в том числе педагог-психолог, который постоянно совершенствуется в этом направлении, т.к. залог успешного обучения- это его неразрывная связь с воспитанием. Воспитывая личность, не приходится навязывать нравственные ценности, они лишь предлагаются, а ученик сам осознает в них необходимость.

Проблемы обучения и воспитания всегда существовали и будут существовать. Цель деятельности любого педагога – их преодоление. Существуют различные научные подходы, для решения возникающих проблем. При этом учитель должен знать большое их количество – в определенных случаях сочетать или применять только один – выбор зависит от компетентности педагога. Научные труды исследователей в области психологии и педагогики выделяют различные походы в обучении и воспитании, которые можно объединить в следующие группы:

-     личностный (центральным элементом является критерий эффективности человека- его личности)

-     деятельностный (основа развития человека – его деятельность)

-     культорологический (культура воспринимается в качестве универсальной характеристики деятельности социальной среды)

-     этнопсихологический (этнические особенности социализации личности)

-     антропологический (используются данные всех наук о человеке, как предмете воспитания).

Важно, чтобы применяемые методы были адекватны поставленным задачам в процессе образования. Все урони методологии обучения и воспитания тесно связаны с прогрессом научной, технической, организационной и других форм деятельности. Поэтому важно в системе образования использовать научную методологию не только в преподавании различных дисциплин, но и в воспитании студента, как личности.

 

Литература:

1.                  Баранов, А.Е. Интернет-психология /А.Е. Баранов. – М.: ИЦ РИОР, 2012. – 264 с- ISBN 978-5-369-01000-6.

2.                  Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: КНОРУС, 2014. – 344 с. –ISBN 978-5-406-03254-1.

3.                  Макогон, И.К. Психология. Краткий курс /И.К. Макогон. – М.: Проспект, 2014. - 112 с. – ISBN 978-5-392-13471-7.

4.                  Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учеб.пособие. /О.В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 160 с. – ISBN 978-5-16-006300-3.

5.                  Лобб, М.С. Открытие в каждый момент // Наша психология. – 2014. – №7. – С.72-84.

Основные термины: получения знаний, Цель деятельности, учебной деятельности, нравственные ценности, Психолого-педагогические аспекты, Похожая статья, Психолого-педагогические аспекты обучения, деятельности студента преподавателям, учебной деятельности студентов, ступени высшего образования, элементе средне-профессионального образования, субъектов учебной деятельности, фактором успешного педагогического, самостоятельного получения знаний, процесс получения знаний, глобальным источникам знаний, собственным стилем деятельности, практическую направленность обучения, залог успешного обучения, самостоятельной работы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle