Библиографическое описание:

Чуркина Л. Ю. Непрерывное образование как условие профессиональной мобильности // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 19-22.

 Развитие постиндустриального общества связано с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого общества [1].

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

-     с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

-     с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев [2].

Основной фактор социальной мобильности - профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня [3]. Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на «…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» указывал во-первых, образ жизни, во-вторых, «формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни», и в-третьих, престиж рождения или профессии. С другой стороны, П. А. Сорокин отмечал, что «роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами» [4].

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж. Но профессиональный статус в условиях высокой конкуренции необходимо постоянно подтверждать, укреплять, повышать. Возможности курсового обучения (переаттестация, курсы повышения квалификация и т.д.) не создают прочного фундамента профессиональной мобильности, т.к. не формируют многоуровневость знания, а лишь определяют направленное линейное развитие на достигнутом уровне. Фактором, определяющим как профессионализм, так и профессиональную гибкость является непрерывность образования.

 В 21 веке непрерывность и так называемая поликультурность образования становятся основными принципами образовательной политики. Непрерывное образование - стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира [5]. Концепция непрерывного образования получила признание во всем мире как руководящая основа образовательной политики. В современном обществе непрерывное образование приобретает характер парадигмы научно-практического мышления. Обращение современной философско-педагогической мысли, а затем и поворота специальных педагогических исследований к проблематике непрерывное образование связано с образовательными последствиями научно-технического прогресса. По мнению исследователей, непрерывное образование выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Каналы реализации непрерывное образование охватывают всю сферу формального и неформального образования и включают государственную образовательную систему, частные учебные заведения, очное, вечернее, очно-заочное и заочное обучение.

К понятию непрерывное образование тесно примыкает дефиниция «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительности образования в образовательном учреждении, оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой. В задачу непрерывное образование входит создание условий для всестороннего развития любого человека, независимо от его возраста, места жительства, первоначально приобретенной профессии, но с учетом индивидуальных способностей, мотивов и интересов. Непрерывное образование ориентировано не только внешне на запросы общества, но и внутренне - на запросы личности, на её активность. Основой практики непрерывное образование стала установка на изучение и удовлетворение образовательных потребностей, создание широкого набора образовательных услуг.

Содержание непрерывного образование включает следующие блоки:

-     совершенствование традиционных звеньев в системе образования: дошкольного, общего среднего, профессионального, повышение квалификации переподготовки кадров;

-     развитие общественных форм образования и самообразования в учебно¬-информационных центрах, на разнообразных курсах. Семинарах, в клубах по месту жительства, работы, учебы и т. п. особое место отводится средствам массовой информации, библиотекам, различным обществам и др. педагогически сориентированным формам общественного образования и самообразования;

-     создание и совершенствование единой государственной и общественной системы профессиональной ориентации и профотбора;

-     развитие непрерывного образования по отраслям науки и самообразования, ориентированных на опережающее кадровое обеспечение.

Модель непрерывного образования включает следующие элементы:

-     Временная характеристика: процесс всей жизни.

-     Пространственная характеристика: место неограниченно.

-     Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».

-     Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные типы обучения взаимно дополняют друг друга.

-     Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.

-     Функциональная характеристика: обучающийся – субъект самообразования

-     Характеристика развития: ведущая тенденция – непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация педагогического процесса.

Развитие системы непрерывного образования происходит с учетом следующих принципов:

-     принцип гуманизации – ориентирование на личность;

-     принцип индивидуализации - учет различий в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах различий личности, принятие во внимание физических особенностей её психического развития и возможностей включения в коллективные формы деятельности;

-     принцип дифференциации – ориентирование процесса образование на создание условий для полного проявления возможностей присущих человеку и его выбор;

-     принцип гуманитаризации – усиление внимания к дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу идей, человеческой судьбы, зависимость социально-экономических и научно-технического прогресса, от личностных способностей, профессиональной компетентности специалистов;

-     принцип демократизации – развитие активности, инициативы, творчества личности, соучастие в управлении образованием, равенство доступа;

-     принцип интеграции – объединение всех воспитательных сил общества: школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций, направленных на развитие целостных знаний и достижения поставленных целей. «Горизонтальная интеграция» непрерывное образование – соотнесённость образования, получаемого вне формальной образовательной системы, с образованием в рамках образовательного учреждения и специально организованных образовательных программ»;

-     всеобщий характер непрерывное образование (включенность всего населения в различные структуры и уровни образования);

-     преемственность между различными ступенями образования и разными направлениями формирования личности;

-     взаимосвязь общего и профессионального образования;

-     политехническое образование, дополняемое подготовкой на производстве, обеспечение возможности переквалификации;

-     открытость и гибкость системы образования: свобода выбора профиля обучения и возможность воспользоваться услугами системы образования в любом возрасте;

-     релевантность (связь с жизнью индивида профессиональной и социальной деятельностью).

Важной чертой практики непрерывное образование становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения.

Идея непрерывное образование связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме непрерывное образование, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, саморазвитие обучающихся.

Определяя непрерывное образование как непрерывное обучение, В.А. Трайнев и И.В. Трайнев подчеркивают, что оно являет собой «комплекс государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, удовлетворяющих стремление человека к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни» [6, с. 72]. В понятие «непрерывное образование» вкладывается идея пожизненной незавершенности незавершимости образования человека, а значит существует необходимость оставаться на позиции ученичества.

Можно выделить две основные причины, по которым непрерывное образование занимает важнейшее место в жизни личности и развитии государства:

-     современное общество основано на знании, а это означает, что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития, конкурентоспособности специалиста и эффективности рынка труда. В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования;

-     сложная социально-политическая среда, где полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах, адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию. И лишь образование в самом широком понимании этого процесса может помочь справиться с данной задачей.

Эти причины определяют цели непрерывного образования: повышение качества образования, формирование активной гражданской позиции и конкурентоспособность на рынке труда. Требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства абсолютно понятны гражданам и являются мощным мотивом для их образования [7]. Участие в гражданском обществе практически невозможно без успешной профессиональной карьеры, поскольку она составляет фундамент личной независимости, самоуважения и благополучия, а значит, определяет качество жизни. В то же время успех на рынке труда и участие в общественных процессах требуют определенных умений и навыков, доступа к современным знаниям. Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования. Государство должно проводить широкое информационное сопровождение образовательных процессов в обществе с использованием современных информационных и телекоммуникативных технологий [7].

Если рассматривать непрерывное образование как систему, то необходимо учитывать, что оно должно быть:

-     доступным для любого человека не зависимо от его возраста, социального положения, места жительства, имеющейся профессии;

-     свободным по выбору параметров обучения (времени, места, продолжительности, стоимости, организации, форм и методов обучения, выбора преподавателей, учебных заведений и т.п.);

-     индивидуальным, учитывающим различия в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах;

-     дифференцированным, ориентированным на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого обучающегося;

-     ступенчатым: от сложного к простому;

-     непрерывным и дискретным, т.е. сочетание периодов самообразовательной деятельности человека с периодами обучения в образовательных институтах; соединение производственного труда с обучением и постоянной профессиональной подготовкой и переподготовкой;

-     системным, а не эпизодическим.

Непрерывность образования гарантирует человеку и всему обществу возможность постоянного самосовершенствования, придает уверенность и ощущение полноты и бесконечности жизни.

В свою очередь прагматизация образования приводит к ориентации вузов исключительно на профессиональную подготовку и отказ от таких важных аспектов содержания образования, как воспитание и социализация. Это выносит за рамки образования такие актуальные для трансформирующегося общества процессы, как выработка приемлемой для большинства россиян новой системы ценностей, формирование социальных норм, направленных на утверждение этих ценностей, и в первую очередь социального партнерства разных статусных групп.

Таким образом, доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции индивида могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах каждый может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя. Сюда относится и образование, с учетом непрерывности которого происходит перемещение индивида по профессиональной лестнице.

 

Литература:

1.      Вишневский, Ю. Р. Студент 90-х – социокультурная динамика/ Ю.Р. Вишневский, В.О. Шапко // Социологические исследования. – 2000. – №12. – С. 57.

2.      Социология образования перед новыми вызовами («круглый стол») // Социологические исследования. – 2000. – №6. – С. 65-66.

3.      Бейсенова, Г. А. Феномен образовательного знания / Г. А. Бейсенова // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 1. - С. 301-311.

4.      Алексеев, П. В. Социальная философия: учеб.пособие для вузов / П. В. Алексеев. - М.: Проспект, 2004. - 256 с. - ISBN 5-98032-325-2.

5.      Гридина, Е. Г. Система федеральных образовательных порталов: 3 года в INTERNET / Е. Г. Гридина [и др.] // Открытое образование. – 2005. - № 1. – С. 35-53.

6.      Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учеб.пособие /В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 2-е изд. – М., 2006. – ISBN 5-94798-534-9.

7.      Шленов, Ю. Непрерывное образование в России / Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. – 2005. - №3.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, Непрерывное образование, непрерывного образования, социальной мобильности, обществе непрерывное образование, непрерывное образование связано, понятию непрерывное образование, непрерывное образование связана, задачу непрерывное образование, реализации непрерывное образование, практики непрерывное образование, парадигме непрерывное образование, профессиональной мобильности, российского общества образование, фактором генезиса образования, совершенствование отечественного образования, развитие непрерывного образования, Содержание непрерывного образование, определенного уровня образования, Концепция непрерывного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle