Библиографическое описание:

Пузикова В. С., Омельяненко Л. А. Развитие компетентностей обучающихся в контексте сотрудничества вуза и школы // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 14-19.

Высокая динамичность современного общества, глубина и характер происходящих изменений во всех сферах жизни предъявляет к человеку в новом веке качественно иные требования. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия жизни и деятельности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но быть способен творчески изменить ее, изменяясь при этом сам. Поэтому особенно актуальной является проблема компетентностного подхода в обучении и воспитании, направленного на становление и развитие активной, самоопределяющейся личности, субъекта как основе личности [1].

В условиях модернизации системы общего образования в современном постиндустриальном и информационном обществе процессы создания, распространения и творческого использования знаний становятся ключевыми. В связи с этим необходимо решить приоритетные задачи обеспечения в старших классах школы возможности выбора образовательных программ (профильность старшей школы), увеличения времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность), усиления дифференциации и индивидуализации обучения. Согласно концепции профильного обучения, на старшей ступени общего образования наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся позволяет профильное обучение, которое вводится в режиме компетентностного подхода в образовательном пространстве школы, вуза [2, 3, 4].

К наиболее эффективным формам развития компетентности обучающихся можно отнести взаимодействие вуза и школы: осуществление совместных долговременных и краткосрочных проектов, проведение совместных мероприятий вуза и школы (конференций, семинаров, совещаний), совместный выпуск печатных работ и другие. Почти 36 % опрошенных учителей понимают взаимодействие вуза со школой как основу профильного обучения, целью которого является непосредственная подготовка учащихся к обучению в вузе по выбранной специальности или профилю. В частности, Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ получает реальное представление об уровне подготовки современных школьников и расширяет возможности заинтересованного участия в его повышении. В свою очередь, школа заинтересована в росте своего престижа и статуса на рынке образования. Учителя повышают профессионально-квалификационное мастерство, дополняя его новыми формами деятельности и новыми видами знаний. Учащиеся получают образование, отвечающее современным требованиям и стандартам, а также навыки научно-исследовательской деятельности. Анализ результатов опроса родителей показал, что они считают взаимодействие современной школы с вузом достаточно актуальным. От сотрудничества вуза со школой они ждут повышения уровня образования своих детей, углубленных знаний по профильным предметам, психологической адаптации школьников к вузовской системе образования, помощи учащимся в профессиональной ориентации, развитии навыков работы с информацией, опыта публичных выступлений, подготовку к проектно-исследовательской деятельности. Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ успешно сотрудничает с Управлением образования администрации города Бузлука. МОАУ «СОШ №1,5,6,8,10,13», школой-лабораторией развивающего обучения №114 г. Самара, Самарским институтом повышения квалификации работников образования (рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема взаимодействия БГТИ (филиала) ОГУ с другими учреждениями и структурами в аспекте развития компетенций обучающихся


.

 

В целях развития творческих, коммуникативных и других способностей учащихся школ города и района, в рамках сотрудничества с БГТИ, охотно посещают различные научные кружки, такие как «Сократ», «Вдохновение», «Сертома», «Ботаника», «Физический кружок», «Экономика» и другие.

Деятельность поэтического клуба «Вдохновение» направлена на развитие таких ключевых компетенций, как политическая и социальная; компетенций, относящихся к владению устной и письменной коммуникаций, творческих способностей студентов и школьников.

Поэтический клуб «Вдохновение» был организован в 2003 году в БГТИ (филиале) ОГУ. Руководитель клуба – заместитель директора по воспитательной работе В.Г. Кудинова. Поэтический клуб объединяет творческих педагогов, студентов вуза, школьников, поэтов города Бузулука Оренбургской области. В клубе складывались свои традиции: встречи с читателями, выездные заседания, презентации новых книг, встречи с известными писателями и поэтами в библиотеках города, краеведческом музее, Домах культуры, площадях города, ежегодные выпуски новых сборников с привлечением городской общественности, сотрудничество с редакциями местных газет «Наш Бузулук», «Российская провинция», вузовской газетой «Импульс», с редакцией газеты ОГУ «Университет» и др., добровольным общественным объединением литераторов городаБузулука. В данном аспекте можно рассмотреть участие студентов вуза в издании альманаха «Незабвенный, прославленный город», посвященный 270-летию юбилея города Бузулука по инициативе главы города В.А. Рогожкина (2009 г.). Одним из авторов альманаха являлся студент Ермек Кикилёв (стихотворения «Старая затертая тетрадь»). В 2010 году прошла презентация книги «Тихая моя Родина» И.Г. Коннова, помощника губернатора области, лауреата областной литературной премии имени С.Т. Аксакова. В 2011 году, по предложению члена союза литераторов Оренбургской области Валерия Жилина, студентка БГТИ Бойкова Кристина приняла участие в областном форуме литераторов и была представлена как победитель конкурса поэтов «О Бузулуке с любовью», дипломант литературного фестиваля ОГУ «Как прекрасна Земля и на ней человек». В 2012 году вышел студенческий сборник стихов «Вдохновение», в котором активно развивалась тема ценности гражданской культуры, патриотического воспитания. Это тема отражена в стихотворениях Бойковой Кристины «О, человек!», «Достоин ли ты звания человека?!», «Как приятно жить на этом свете», Дурнева Павла «Вновь прибывшим», Болотиной Татьяны «В Чечню отправляют ребят воевать», «БГТИ – родной институт», Спиридонова Сергея «И есть преграды в жизни смертной нашей», «Игры времени», «Все то, что в людях видишь ты…», Коноваловой Евгении «Бесчестие», «Повзрослевшие от молодых законов улиц дети» и др. В 2013 году успешно прошла презентация сборника стихов студентов, школьников и преподавателей БГТИ «Зеркало души», отражающего патриотические и гражданские чувства молодого поколения. Выпускник вуза Павел Дурнев, продолжая лучшие традиции гражданского и патриотического воспитания вуза, создал поэтическое объединение в армии, где проходил срочную службу, и в гидромелиоративном техникуме города Бузулука, став педагогом этого учреждения. Интересным событием в 2014 году, направленным на воспитание гражданственности и патриотизма, стало мероприятие «Музейная ночь», организованное на базе городского краеведческого музея, где состоялась встреча студентов, школьников и преподавателей вуза с гостем из Москвы Ольгой Завражной, выпускницей педагогического колледжа города Бузулука, журналистом, писателем.

Деятельность философского общества «Сократ» направлена на развитие таких ключевых компетенций, как политическая и социальная, компетенций, связанных с жизнью в многокультурном обществе, возрастанием информатизации общества.

Философское общество «Сократ» было основано 20 января 2005 г. С момента основания охватывает три направления научно-исследовательской, просветительской и издательской деятельности: философское общество «Сократ», студенческий научный кружок практической философии «Сократ», издание журнала практической философии «Сократ». Председатель общества – кандидат философских наук, доцент Пузикова В.С. Основная инициативная группа – преподаватели и студенты БГТИ, представители культурных, общественно-просветительских формирований и учреждений города Бузулука, студенты образовательных учреждений г. Бузулука и Бузулукского района, учащиеся школ города.

Деятельность философского общества «Сократ» осуществляется в различных направлениях. Основной целью деятельности является самообразование, нацеленное на формирование личности с глобальным мышлением во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития. Одним из направлений деятельности философского общества «Сократ» является научно-исследовательская работа. Многие студенты и учащиеся школ, входящие в состав общества, являются активными участниками работы научных кружков.

В качестве таковых они заявлены фигурантами научно-исследовательских конференций различных масштабов и направленностей. В частности, на VI Сретенских чтениях (Духовная семинария, г. Оренбург) был представлен проект «Жемчужина Оренбуржья – храм Знамение» (студенты М. Гаврилова, Ю. Платонова); на XV Научной межвузовской студенческой конференции «От творческого поиска к профессиональному становлению» было представлено социологическое исследование студентки А. Ждановой «Философия и культура современного планирования семьи», доклад А. Сексяева «Современные тенденции развития генетической науки»; доклад В. Агишева «Прикладные направленности современных биологических наук».

По итогам участия в международном конкурсе «Православная инициатива 2011», проводимого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ с проектом «Центр духовного воспитания и просвещения «Свеча» (автор проекта – Пузикова В.С.) стал победителем номинации «Образование и духовное воспитание». Основной целью проекта являлось использование возможностей сокровищницы духовного и православного наследия культуры России, гражданско-патриотического наследия города Бузулука и Оренбургской области для духовно-нравственного воспитания молодежи. В рамках проекта получили свою реализацию такие формирования и направления, как: религиозно - философский лекторий «Православная культура»; подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов учащихся, студентов, специалистов по исследованию и популяризации духовано-просветительских возможностей православной культуры; православные чтения и театральные инсценирования; проведение духовно-православных форумов городского, областного и российского масштаба по итогам проектной деятельности членов Центра православного сообщества «Свеча». Участие в данных формированиях позволило значительно повысить эффективность в формировании соответствующих ключевых компетенций, в частности, таких как гармоничное существование в социуме многокультурного общества: принятие различий религиозных и традиционных устоев; соблюдение норм межличностных отношений; способность жить с людьми других культур, языков и религий; эффективное использование навыков информационной культуры в контексте современных требований к информатизации общества.

Компетентностные подходы к формированию качества образования студентов получают значительное развитие посредством подготовки научно-просветительских публикаций студентов, школьников – членов научного кружка практической философии «Сократ». Публикации осуществлены на страницах городских и вузовских изданиях: «Жемчужина Отечества – храм Знаменование» (Гаврилова М., газета «Наш Бузулук» №12 2012 г.), «Использование интерактивных методов обучения на уроках информатики как средсто познавательной активности учащихся» (Гринькина И., журнал практической философии «Сократ» №13), «Духовность как фактор успешной социализации личности» (Боросина К., журнал практической философии «Сократ» №14).

В журнале публикуются результаты открытых научных исследований в области академической и практической философии, философской антропологии, социальной философии, философии образования, выполняемых учеными преподавательского состава Бузулукского гуманитарно-технологический института, Оренбургского государственный университета, его филиалов в г. Орске, в г. Кумертау, а также студентами, школьниками и специалистами вышеуказанных учебных заведений, граждан, ведущих научные исследования в порядке личной инициативы (из Положения об издании журнала «Сократ»).

Направления плановых заседаний философского общества «Сократ»: актуальные проблемы интеллектуальной эволюции человечества, соотношение социального прогресса и социального развития, детерминанты общественного развития и реалии современного информационного общества, когнитивная информация и особенности духовных проблем современного общества, особенности реализации человека в условиях современного информационного общества, философия деятельностной системы в контексте модернизации современного образования и другие, – позволяют расширить диапазон представлений обучающихся о мире и эффективного существования в нем.

Одним из заявленных формирующих механизмов реализации компетентностного подхода в образовательном пространстве школы, вуза является деятельность Центра психологического компьютеризированного тестирования «Профориентатор», который создан совместно с Центром тестирования и развития в МГУ имени М.В. Ломоносова «Гуманитарные технологии». Компьютеризированная программа «Профориентатор», созданная группой ученых МГУ под руководством профессора А.Г. Шмелева, позволяет диагностировать мотивацию выбора той или иной профессии, структуру интеллекта, личностные психологические особенности школьников, будущих абитуриентов и предложить ряд профессий по сходным профилям, а также провести последующую индивидуальную консультацию по выбору профессии. За четыре года работы Центра психологического тестирования под руководством кандидата психологических наук, доцента, заведующего кафедрой педагогического образования Омельяненко Л.А. диагностику и последующие консультирование прошли более 400 учащихся 7-11 классов школ города и района, из которых 2/3 выпускников 11 классов в настоящее время являются студентами БГТИ (филиала) ОГУ [5].

Основным содержанием работы Центра психологического компьютеризированного тестирования в системе непрерывного профильного образования в школах г. Бузулука и района на этапе предпрофильной подготовки учащихся стал качественный системный анализ полученных результатов по проведенному с учениками 9-х классов диагностическому блоку методик. При этом необходимым условием данного анализа являлся учет результатов каждого ученика, полученных по личностной и профориентационной методике «Профориентатор». Проводимая диагностика представила целостную картину готовности ученика к выбору профиля. Таким образом, первым этапом качественного системного анализа результатов являлось аналитическое соотнесение всех полученных данных каждого отдельно взятого ученика, отображенного в форме индивидуального психологического отчета.

Второй этап заключался в составлении психологического заключения на основе соотнесения всех полученных данных каждого отдельно взятого ученика. Этот этап синтезировал весь предыдущий анализ данных. На этом этапе открывалась общая картина результатов диагностики, в результате которой начинали обнаруживаться те или иные несоответствия между желаниями ученика и его личностными возможностями. Под личностными возможностями ученика мы понимаем такие, которые отражают личностный потенциал ребенка и локализуют область выбора профиля сообразно его личностным качествам.

На третьем этапе ученику предоставлялся как индивидуальный отчет по всем методикам, в котором выделены все основные итоги анкетирования и диагностики, так и психологическое заключение, в котором синтезированы все персонифицированные результаты в общую единую картину. Предоставление результатов качественного анализа проходило исключительно в форме индивидуальной беседы с учеником, где детально разъяснялось содержание его личного отчета и в доступной форме освещалось психологическое заключение. Это давало возможность учащемуся увидеть собственные результаты не как разрозненные гистограммы, диаграммы, таблицы, а как системную профориентационную работу с ним. Необходимо отметить, что, при данном подходе у учеников менялось отношение к психологическому тестированию, ученики начинали видеть смысл в проводимой с ними психологической работе.

В процессе реализации качественного анализа – составлением персонифицированного отчета на учащегося 9-го класса, а также его внедрением в практику школы (проведение индивидуальной беседы с каждым отдельно взятым учеником по его отчету) психологическим Центром БГТИ (филиала) ОГУ были выявлены три группы учащихся 9-х классов.

В состав первой группы вошли ученики 9-х классов, которые справились с задачей самостоятельного выбора профиля - обнаружилось соответствие между результатами профориентационного блока методик и выбором профиля ученика. Учащиеся этой группы составили 40% от всех девятиклассников.

Ученики, у которых возникли некоторые противоречия между их профессиональными предпочтениями, личностными особенностями и выбираемым профилем, вошли в состав второй группы. Таких учащихся 48% от всей группы. Ученики, у которых выявилось полное несоответствие результатов диагностических методик и выбором их дальнейшего профиля, составили третью группу. Также к данной группе были отнесены учащиеся, которые не смогли четко оформить и выразить свои профильные предпочтения. К этой группе относятся 12% учащихся.

Качественный анализ, проведенный в режиме индивидуальной психологической беседы, предоставляет возможность первой группе учащихся подтвердить адекватность их выбора профиля обучения, что положительным образом сказывается на их учебной деятельности, воодушевляя на более успешное обучение в контексте выбранного профиля. Для второй группы реализация качественного анализа дает возможность осознать ученику проблемные области, связанные с выбором профиля, которые выражены в некоторой противоречивости результатов диагностики. Актуализация некоторых противоречий в результатах диагностики способствует включенности учащегося в процесс самоопределения, в результате чего ученик начинает задумываться и осознавать для себя важность проблемы выбора профиля обучения, а также поиск разрешения выявленных в ходе исследования противоречий. Что касается третьей группы, то здесь необходимо более углубленное психологическое исследование и поддержка данных учеников на этапе их дальнейшего обучения в профильных классах.

Данный аналитический срез показывает степень осознанности и уровень личностной зрелости учеников, находящихся на этапе предпрофильной подготовки, относительно выполнения задачи выбора профиля обучения, которую ставит им образовательное учреждение в узком смысле и новые экономические, социальные условия жизни общества - в широком. Психологическая монолитность результатов диагностики и отсутствие в них противоречий свидетельствует о ценностно-смысловом и надситуативном отношении ученика к своему будущему. Иными словами, такой ученик достиг соответствующего современным запросам социума уровня зрелости личности, что будет положительно отражаться как на его дальнейшем обучении, так и на его дальнейшей жизни. И наоборот, разрозненность результатов, несформированность четкой позиции относительно дальнейшего профиля обучения свидетельствует о незрелости личности, что ведет к бессистемности дальнейшего обучения, отсутствию внутренней мотивации к обучению и т.п. [6, 7]

На основе качественного анализа полученных результатов, разъясненных в индивидуальной беседе с учеником, у него может появиться более осмысленный подход к выбору того или иного элективного курса. Ученик начинает посещать курсы по выбору в соответствии с психологической картиной, воспринятой из беседы с психологом. В зависимости от результатов качественного анализа ученик, возможно, сможет использовать элективные курсы либо для развития личностных качеств, либо для того, чтобы повысить уровень собственной компетенции относительно выбранного профиля.

Таким образом, понятие «профессиональная компетенция» содержится в диапазоне от стандартных навыков добывания информации, её переработки и оформления до умения осмысливать значимость всех этапов работы структурирования информационных массивов, что позволяет принимать своевременное решение не только в однозначно представленных ситуациях, но и в затруднительных или неопределенных. Кроме того, специалист, имеющий достаточную степень профессиональной компетентности в связи требованиями современности обязан владеть навыками и этическими нормами обращения с информационными образованиями и структурами. Совокупность компонентов: обращения с информацией и владения информационной культурой как в специальной сфере, так и в сфере межличностных отношений производственного коллектива позволяет эффективно проектировать и технологизировать собственную профессиональную деятельность.

 

Литература:

1.    Белоновская, И. Д.Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 - теория и метод.проф. образования / И. Д. Белоновская. - Электрон.текстовые дан. (1 файл: 4,98 МБ). - Оренбург: ОГУ, 2006.

2.    Основное общее образование: Федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160с. – ISBN 972-5-360-013165-9

3.    Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. – 2002. – №31.

4.    Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 // Российская газета. – № 303. – 31.12.2012.

5.    Шмелёв, А.Г. Основы профориентационной диагностики. Применение компьютеризированных технологий. / А.Г.Шмелёв. - М.: Центр тестирования и развития в МГУ «Гуманитарные технологии», 2006.

6.    Пузикова, В.С. Философские и психолого-педагогические аспекты формирования компетентностей учащихся в профильном обучении: монография / В.С. Пузикова, Л.А. Омельяненко. – БГТИ (филиал) ОГУ, Самара: СИПКРО, 2013. – 263 с. – ISBN 978-5-7174-0555-3.

7.    Омельяненко, Л.А. Формирование компетентностей учащихся в профильном обучении: монография / Л.А. Омельяненко, В.С. Пузикова. – LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2013. – 296 с. – ISBN 978-3-659-33436-8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle