Библиографическое описание:

Гарькин И. Н., Еркин Д. В., Артюхина О. В. Обследование конструкций железнодорожных кранов, использующихся в строительстве // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 276-279.

Рассматривается, на реальном примере, метод проведения экспертизы промышленной безопасности железнодорожных кранов. Настоящая статья продолжает цикл статей, посвящённый проведению экспертизе промышленной безопасности (обследованию) различных грузоподъёмных механизмов.

Ключевые слова: обследование конструкций, экспертиза промышленной безопасности, техническое устройство, железнодорожно-строительный кран.

 

В соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.», утвержденной Правительством РФ в 2008 году предусматривается комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Отсутствие надёжного железнодорожного сообщения со многими регионами для столь протяженной страны, как России, является угрозой ее экономической безопасности. Важную роль в обеспечения безопасности при строительстве объектов железнодорожной и транспортной инфраструктуры является обеспечение безопасности грузоподъёмных механизмов (кранов). В ходе их эксплуатации, важно периодически (не реже чем раз в 5 лет) проводить экспертизу промышленной безопасности (ЭПБ) [1..3].

Железнодорожный кран — передвижной грузоподъёмный механизм на платформе (колея может быть как нормальная, так и «узколейка»). Железнодорожный кран используется для производства различных путевых работ при ремонте и эксплуатация железнодорожного пути, а также при строительстве продольных линий (автоблокировки, энергоснабжения и т. п.) и прокладке др. коммуникаций вдоль железнодорожного пути.

Приведём наиболее распространённые дефекты железнодорожных кранов на примере крана EDK-300 в табл.2: При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных дефектов эксплуатация крана запрещается, до устранения всех замечаний. Пренебрежение элементарными правилами безопасности при работе с использованием грузоподъёмной техники ведёт к трагическим последствиям, вплоть до гибели людей [4].

Таблица 1

Характеристика крана EDK 300

1.

Тип крана (модель)

EDK 300

2.

Грузоподъемность:

60

3.

Тип металлоконструкции стрелы крана (коробчатого сечения, сварная; ферменная сварная; коробчатого сечения, клепанная и т. д.)

Сварная коробчатая

 

4.

Длина стрелы, м

14

5.

Группа классификации (режим работы) крана паспортная по ГОСТ или ИСО

А5

6.

Скорости механизмов (м/м)

 

 

гл. подъема/вс. подъема

3

 

 передвижения крана

60

 

передвижения грузовой тележки

 

7.

Данные о материалах несущих элементов металлоконструкции, в том числе материалах, использованных при ремонтах

 

 

опорная рама

St 38b-2 TGL 7960

 

поворотная рама

St 38–3 TGL 7960

 

рабочее оборудование

St 52–3 TGL 7960

8.

Паспортные данные о нижних пределах температур рабочего и нерабочего состояния крана

-250С +350С

9.

Допустимая скорость ветра, м/сек

18,2

10.

Завод изготовитель

НПТМ им. Кирова, г. Лейпциг, ГДР

16.

Характер выполняемых работ

Погрузо-разгрузочные

 

Кран ЕДК

Рис. 1. Расположение узлов и механизмов на кране ЕДК-300/2: 1 — пневматический тормоз системы Матросова; 2 — рама подкрановой платформы; 3 — механизм подъема противовеса; 4 — рама корпуса крана; 5 — электрооборудование крана; 6 — блок; 7 — механизм изменения вылета стрелы; 8 — силовое отделение; 9 — механизм подъема; 10 — пневматический тормоз; 11 — электрооборудование кабины; 12 — кабина управления в сборе; 13 — внутреннее оснащение кабины; 14 — стрела в сборе; 15 — электрооборудование стрелы; 16 — крюковая обойма; 17 — кузов крана в сборе; 18 — механизм поворота; 19 — электрооборудование кабины крана; 20 — ударно-тяговое устройство; 21 — шкворьевая система; 22 — ограничитель угла поворота; 23 — электрооборудование подкрановой платформы; 24 — гидравлика в сборе№ 25 — стопорное устройство; 26 — ходовая тележка

 

Помимо физических дефектов, при обследовании необходимо тщательно проверять эксплуатационную документацию, сведения об обучении людей эксплуатирующих (и ответственных) башенный кран. В связи с тем, что ППРк с 2013 года не подлежит экспертизе промышленной безопасности и не регистрируется в территориальном Ростехнадзоре, необходимо крайне внимательно подходить к выбору организации изготовляющие ППРк.

Железнодорожный кран

Рис. 2. Общий вид ж/д крана

 

Таблица 2

Дефекты конструкция крана EDK-300

№ п/п

Вид дефекта.

Характеристика дефектов

Дефекты изготовления и монтажа

Дефекты из-за грубого нарушения нормальной эксплуатации

Дефекты, возникшие при нормальной эксплуатации

Количество баллов.

1.

Нарушение лакокрасочного покрытия.

-

2.

Коррозия ответственных элементов:

·                     до 5 % толщины элемента вкл.

·                     до 10 % толщины элемента вкл.

-

 

 

3.

Трещины, разрывы в швах или в околошовной зоне.

-

4.

Трещины, разрывы в зонах, удаленных от сварных швов.

-

-

-

5.

Ослабление болтовых соединений, в которых болты работают на растяжение (а также износ резьбы винтовых опор).

-

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

6.

Ослабление болтовых соединений, в которых болты работают на срез.

-

-

-

7.

Деформации элементов решетчатых конструкций, превышающие предельные значения:

·                     пояса

·                     элементы решетки.

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

8.

Деформации элементов листовых конструкций, превышающие предельные значения.

-

-

-

9.

Расслоение металла.

-

-

-

10.

Смятие проушин и выработка отверстий в шарнирах, превышающие предельные значения.

-

-

-

11.

Любые дефекты, возникающие в месте предыдущего ремонта.

-

-

-

 

Для повышения безопасной эксплуатации железнодорожных кранов авторы предлагают использовать ряд наработок учёных Пензенского государственного университета архитектуры и строительства [6,7].

 

Литература:

 

1.         Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений: характерные проблемы [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 285–286.

2.         Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Системные исследования при технической экспертизе строительных конструкций зданий и сооружений // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3; URL: http://www.science-education.ru/117–13139 (дата обращения: 19.05.2014).

3.         Фадеева Г. Д. Гарькин И. Н., Забиров А. И. Экспертиза промышленной безопасности промышленных кирпичных труб [Текст] // Молодой ученый. — 2014. — № 11. — С. 122–125.

4.         Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Анализ причин несчастных случаев на строительных предприятиях Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. — Июнь 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35594 (дата обращения: 09.06.2014).

5.         http://lokomo.ru/podvizhnoy-sostav/zheleznodorozhnyy-kran.html

6.         Данилов А. М., Гарькин И. А., Гарькин И. Н. Защита от удара и сопровождающей вибрации: экспоненциально-тригонометрическая аппроксимация функций // Региональная архитектура и строительства. 2012– № 3. — С.85–89

7.         Нежданов К. К., Гарькин И. Н. Об увеличении надёжности и скорости движения железнодорожных составов // Современные проблемы транспортного комплекса России: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. Н. Рахмангулова. Магнитогорск: ГОУВПО «МГТУ», 2011-С.169–177

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle