Библиографическое описание:

Шмарин А. П., Решетило С. В. Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области) // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1039-1044.

На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли.

Основой для адаптации предприятий, их целей и планов к негативным вызовам макросреды является своевременное выявление угроз с помощью методов стратегического анализа. В данном исследовании с помощью PEST-анализа оцениваются ключевые источники потенциального негативного воздействия на предприятия энергосбытовой отрасли. Использование данного инструмента стратегического анализа осуществляется с помощью выделения ключевых тенденций и факторов, их распределения по логическим группам (политические, экономические, социокультурные и технологические факторы) и последующей количественной оценки.

Полученные результаты позволили определить наиболее существенные угрозы макросреды, которые влияют или потенциально могут повлиять на деятельность предприятий энергосбытовой отрасли. На основе этих результатов в статье предлагается оптимальный вариант адаптации деятельности предприятий.

Ключевые слова: энергосбытовая отрасль, PEST-анализ, макросреда, стратегический анализ.

 

В настоящее время в энергосбытовой отрасли сосредоточены интересы государства, общества в целом, предприятий как непосредственно осуществляющих сбыт энергии и обеспечивающих их работу, так и потребляющих данный вид ресурсов. Пересечение этих интересов, статус социально ориентированной отрасли, а также большое количество потенциальных угроз порождает необходимость тщательного анализа текущего состояния рынка и выявления негативных тенденций его развития.

Материалы и методы

Анализ среды — основа стратегического менеджмента. Он позволяет генерировать новые идеи для бизнеса, формулировать стратегические ориентиры, качественно реализовывать действующие планы.

Правильное прогнозирование тенденций макросреды, анализ её текущего состояния, а также способность качественно подстраиваться под её изменения даёт организации дополнительные конкурентные преимущества. Это происходит от того, что даже угрозы (в случае их своевременной нейтрализации) превращаются для организации в возможности, если конкуренты реагируют на них не столь оперативно.

Для анализа негативных тенденций макросреды энергосбытовой отрасли в данной работе будет использоваться PEST-анализ — классический метод стратегического менеджмента [1]. PEST — это аббревиатура, образованная от четырёх английских слов: политика (policy), экономика (economy), общество (society), технология (technology).

Суть метода в рамках данного исследования сводится к следующему:

1.         Определение наиболее существенных факторов макросреды, которые реально оказывают или могут оказать негативное (деструктивное) воздействие на предприятия энергосбытовой отрасли.

2.         Структурирование выявленных негативных тенденций в рамках групп (политические, экономические, социокультурные и технологические факторы).

Результаты исследования

Политические факторы макросреды

Энергосбытовая отрасль находится в состоянии затянувшегося реформирования, что порождает высокую степень неопределённости и рисков и может негативно отразиться на качестве долгосрочного планирования.

Негативные тенденции в экономике страны находят своё отражение в действиях властей, политика которых априори нацелена на стабилизацию ситуации. Так, на фоне снижения объёмов производства происходит высвобождение рабочей силы, снижение заработной платы, уменьшение поступлений в бюджеты. Соответственно власти вынуждены активно вмешиваться в хозяйственные процессы. В частности препятствовать применению законных средств взыскания долгов, прекращению подачи неоплачиваемой энергии и так далее.

Поскольку энергетика является базовой отраслью экономики, стоимость энергии напрямую влияет на себестоимость и, соответственно, конкурентоспособность производимой в стране продукции. В период кризиса власти жёстко контролируют стоимость энергии, принимая сценарные условия при тарифообразовании, а также вмешиваясь в формирование цены на оптовом рынке. Особенно актуальным это становится на фоне стремления властей к сдерживанию роста темпов инфляции.

Также государство, изменяя законодательство, последовательно проводит политику, направленную на развитие конкуренции в энергосбытовом бизнесе. На сегодняшний день сбытовые компании на практике конкурируют только в размере сбытовой надбавки. В этой ситуации гарантирующий поставщик ставится в заведомо проигрышную позицию из-за невозможности самостоятельно её определять на конкурентных сегментах рынка. Законодатель последовательно упрощает условия выхода потребителей на оптовый уровень, а также перехода на обслуживание из одной сбытовой компании в другую.

В силу цели реформы (создание конкурентной среды на рынке продаж электроэнергии) правовое регулирование деятельности гарантирующих поставщиков создало конкурентные преимущества для независимых сбытовых компаний. Гарантирующие поставщики теряют клиентов и в целевой модели должны будут обслуживать такие малопривлекательные в масштабах отрасли сегменты как физические лица, мелкомоторные и проблемные потребители.

Несмотря на активность законодательных властей в регулировании отношений в области энергосбережения, реформирования энергетики и жилищных отношений, законодательная база в этой сфере неэффективна для условий вложения инвестиций. Главными сдерживающими факторами являются:

-          действующая система ценообразования в ЖКХ;

-          необходимость согласия 100 % собственников многоквартирынх домов (далее МКД) на энергосервисные контракты и прочие услуги, выходящие за рамки перечня услуг по содержанию жилья и перечня работ капитального ремонта МКД;

-          отсутствие крупных государственных программ по софинансированию энергосберегающих мероприятий на объектах ЖКХ и в МКД.

Таким образом, можно говорить о высоком уровне политических рисков. При этом отношение к гарантирующим поставщикам органов власти может измениться в сторону поддержки их развития, если гарантирующие поставщики расширят спектр предоставляемых услуг, сделав упор на услуги в сфере энергосбережения и клиентского сервиса.

Таблица 1

Оценка потенциально негативного воздействия политических факторов на предприятия энергосбытовой отрасли.

Наименование фактора

Уровень воздействия (от 1 до 10)

Вероятность вмешательства властей в хозяйственные процессы предприятий (их протекционизм в том числе от объективных претензий предприятий энергосбытовой отрасли), сдерживание цен на электроэнергию.

6

Жёсткая регламентация отрасли на законодательном уровне, в том числе в части формирования тарифов.

5

Состояние затянувшегося реформирования отрасли

4

Развитие на законодательном уровне конкуренции в энергосбытовой отрасли.

2

Итого

17

 

Экономические факторы макросреды

Приоритетными для энергосбытовой отрасли являются показатели промышленного производства (в первую очередь металлургии), то есть того кластера, в котором сосредоточены крупнейшие потребители электроэнергии (см. Рис. 1). В результате полной или частичной остановки указанных производств объём потребления электроэнергии в Оренбургской области только с 2012 по 2014 год упал на 709773,8 МВт/ч (5,21 %). Аналогичная ситуация в рамках этих показателей наблюдается и в целом по России.

Рис. 1. Динамика индексов промышленного производства в Оренбургской области (в % к предыдущему году) [2]

 

На фоне снижения общего уровня деловой активности растут объёмы просроченной задолженности потребителей перед предприятиями энергосбытовой отрасли (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Объём дебиторской задолженности за электроэнергию в Оренбургской области, в тыс. руб. на конец года[1]

Категория потребителей

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Физические лица

182 303

218 428

251 106

315 461

303 143

346 870

Юридические лица

234 324

543 952

1 564 918

1 153 777

915 752

1 225 554

Всего

416 627

762 379

1 816 024

1 469 238

1 218 895

1 572 423

 

Одним из существенных экономических факторов, влияющих на энергосбытовую отрасль, является степень развития рынка энергосбережения (см. Таблицу 3).

На фоне ухудшения экономических условий, ограничения возможностей банковского кредитования потребители ищут пути для снижения издержек. Клиентам становятся интересны энергосервисные контракты, при которых они оплачивают установленное энергоэффективное оборудование из экономии энергопотребления.

Таблица 3

Динамика объёмов реализации энергосберегающих технологий и оборудования в Оренбургской области в тыс. руб. (с НДС)[2]

 

2010

2011

2012

2013

2014

Объём реализации энергосберегающих технологий и оборудования

32 477, 71

104 268, 81

94 529, 81

169 437, 19

202 000,00

 

К значительным экономическим рискам необходимо отнести и проблему нехватки высококвалифицированного персонала по новым для энергосбытовой отрасли специальностям (риск-менеджеры, продавцы услуг в области энергосбережения, руководители проектов).

Так же для целей настоящего исследования стоит отметить, что в РФ на макроуровне не созданы условия для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, не развита система государственно-частного партнёрства [3].

Таблица 4

Оценка потенциально негативного воздействия экономических факторов на предприятия энергосбытовой отрасли.

Наименование фактора

Уровень воздействия (от 1 до 10)

На фоне снижения темпов роста ВВП, а также индексов промышленного производства, следует ожидать дальнейшего уменьшения объёмов сбыта электроэнергии, а также роста дебиторской задолженности.

8

Активное развитие рынка энергосберегающих технологий оказывает негативное влияние на показатели энергосбытовой отрасли.

5

Снижение доступности кредитных программ для юридических лиц

5

Валютные колебания

4

Дефицит высококвалифицированных управленческих кадров в отрасли.

3

Итого

25

 

Социокультурные факторы

Представители современного общества всё чаще обращают внимание на тему экологии и гармоничного сосуществования человека и окружающего мира. При этом особо актуально желание людей жить в экологически чистом пространстве в крупных городах, где загрязнённый воздух, шум являются обычными спутниками жизни.

Производство, передача и потребление энергии являются в совокупности самым существенным фактором отрицательного воздействия на окружающую среду. При данном виде человеческой деятельности вырабатывается самое значительное количество СО2, который вызывает парниковый эффект.

Поэтому мировая тенденция по снижению энергопотребления косвенно несёт и существенный экологический эффект. Данное обстоятельство приводит к снижению энергопотребления, в том числе посредством применения энергосберегающих технологий, более рационального использования оборудования и мощностей на предприятиях, в домах частных потребителей.

В экономике современного развитого общества чётко прослеживается тенденция к росту потребления различных услуг. При этом растёт требовательность потребителей услуг к их качеству.

На этом фоне в РФ резким диссонансом к общим тенденциям роста качества жизни смотрится предложение коммунальных услуг, как с точки зрения качества самих услуг, так и с точки зрения сервиса по их предоставлению (удобство платежа, работа контакт-центров, отработка жалоб и так далее). В то же время, комфортность проживания, выраженная в комфортной температуре, вентилированном воздухе, наличии горячей и холодной воды соответствующего качества, освещённости мест общего пользования за разумную плату в совокупности с клиентским сервисом по оказанию названных услуг являются наиболее интересными для людей, так как лежат в плоскости удовлетворения их первичных потребностей.

Таким образом, логично предположить, что имеется значительный потенциал в сфере предложения обществу услуг в области энергосбережения и клиентского сервиса. При этом возможно нормальное развитие спроса при существующем уровне доходов, так как предлагаемые слуги будут оплачиваться за счёт экономии на потреблении энергоресурсов.

Таблица 5

Оценка потенциально негативного воздействия социокультурных факторов на предприятия энергосбытовой отрасли.

Наименование фактора

Уровень воздействия (от 1 до 10)

Низкий уровень удовлетворённости населения системой ЖКХ в целом (без выделения внутриотраслевых компаний)

6

Стремление потребителей к повышению качества жизни (в т. ч. за счёт улучшения экологической обстановки, качества получения коммунальных услуг).

4

Отсутствие опыта принятия коллективных решений на уровне МКД

3

Итого

13

 

Технологические факторы

За последние 5 лет произошёл существенный технологический сдвиг в энергосбытовой и сопутствующих отраслях. Прежде всего, в том плане, что ранее известные технологии практически недостижимые по цене в настоящее время перешли в разряд относительной доступности. Так в области продаж энергии теперь есть возможность массового использования автоматизированных систем коммерческого учёта, биллинговых систем, обрабатывающих миллионы счетов, систем электронного защищённого документооборота с клиентами, CRM-систем, оборудования контакт-центров, автоматических систем приёма платежей и т. п.

В области услуг энергосбережения на рынке появилось современное энергосберегающее оборудование, установка которого позволяет снижать энергопотребление на 15–30 % и производить модернизацию на условиях энергосревисных контрактов. Особенно интересны современные индивидуальные тепловые пункты для зданий, осветительное оборудование, инфракрасные обогреватели, а также появление на рынке мини-ТЭЦ мощностью от 0,1 МВт.

При этом следует отметить, что оборудование предлагается на рынке в основном импортного производства. В условиях обострения политической ситуации в мире и возможных экономических санкций со стороны других государств существует вероятность невозможности приобретения и последующего технического обслуживания подобных образцов оборудования.

Таблица 6

Оценка потенциально негативного воздействия технологических факторов на предприятия энергосбытовой отрасли.

Наименование фактора

Уровень воздействия (от 1 до 10)

Возрастающая доступность технологий энергосбережения для предприятий.

4

Резкое снижение рентабельности энергосервисных контрактов, в связи с использованием в энергосберегающих проектах, в основном, импортного оборудования из стран ЕС или США.

3

Итого

7

 

Выводы

В целом, воздействие факторов макросреды носит в настоящее время преимущественно отрицательный характер. Однако именно стратегический менеджмент компании должен быть направлен на использование открывающихся возможностей и на нейтрализацию угроз.

Наиболее перспективным на фоне подобных угроз видится внедрение энергосбытовыми компаниями дополнительных услуг и сервисов в сопутствующих отраслях: реализация тепловой энергии, энергосберегающих технологий и оборудования, оказание метрологических услуг и услуг энергоаудита.

 

Литература:

 

1.      Шмарин А. П. Методы анализа внешней среды предприятия для управления в условиях неполной определённости/ А. П. Шмарин // Сборник статей аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук «Вопросы экономики и права». — Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», 2009. — Выпуск 7 — С. 219–221.

2.      Динамика индексов промышленного производства по видам экономической деятельности (в % к предыдущему году). — Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. — URL: http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/orenstat/resources/4a4790004e24702c9630de3bf8d20d64/n70–1.pdf (дата обращения 15.05.2015 г.)

3.      Горячий С. А. Концессионная модель организации рынка коммунальных услуг // Научный журнал НИУ ИТМО, серия «Экономика и экологический менеджмент». 2012. Вып.1. URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/441.pdf (дата обращения: 21.04.2015).



[1] По данным ОАО «ЭнергосбыТ +»

[2] По данным ОАО «ЭнергосбыТ +»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle