Библиографическое описание:

Филиппова Л. В., Киселёва Е. А., Царькова Т. В. Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1500-1504.

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современнойначальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривается сущность понятия «активные методы обучения», описывается апробация методик обучения, обеспечивающих высокую заинтересованность учащихся, вовлеченность в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирование моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров.

Ключевые слова: методы обучения, активные методы, познавательный интерес, учебная деятельность, коммуникативное взаимодействие, дидактическая игра.

 

Быстро развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от педагога умения приспосабливаться к новым условиям, находить различные способы решения сложных вопросов, демонстрировать гибкость и творчество, не теряться в неизвестной ситуации, находить эффективную связь с разными людьми, постоянно самосовершенствоваться. Главная задача современной школы — открытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и навыков, помогающих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

В связи с этим возникает потребность в изменении статуса урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Это должен быть такой урок, в котором находят комплексное решение задачи обучения, развития и воспитания младших школьников, для решения которых нужны новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, а значит, активные методы обучения [2, с. 96].

Мы проанализировали научно-методическую литературу и пришли к выводам, что проблему активных методов затрагивали Ю. К. Бабанский, А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др. Под активными методами обучения понимаются особые формы взаимодействия обучающихся и педагога как активных участников занятий, находящихся на равных правах. Если пассивные методы предполагали в основном авторитарный стиль общения, то активные ориентированы на демократический, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала [1].

Активные методы стимулируют учащихся к такой мыслительной и практической деятельности в процессе усвоения учебного материала, которая обеспечивает рождение познавательных мотивов и интересов, создает атмосферу для творчества в обучении.

Согласно одной из общепринятых классификаций, активные методы обучения делятся на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Для продуктивного использования таких методов нужно постоянное сотрудничество, эффективное взаимодействие учителя и ученика. Сложившиеся взаимоотношения влияют на учебную деятельность ученика и работу учителя с классом. Каждый из этих методов эффективно решает определенную задачу того или иного этапа урока. Продуктивно помогают начать урок такие методики, как «Улыбнемся друг другу», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны прикоснуться, улыбнуться, назвать имена своих одноклассников. [4, с.32]. Такое взаимодействие воспитывает коммуникативные качества, навыки работы в группе.

Игра — основной вид деятельности дошкольника также занимает важное место в жизни младших школьников, является важным компонентом основной деятельности — учения. Игровые элементы на уроке стимулируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и активности, товарищества и помощи в труде.

В начальном этапе обучения распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие и нравственное воспитание учащихся.

Дидактические игры позволяют начать урок с позитивным настроем, потренироваться перед более сложными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Очень важным для учителя является включение в урок активных методов установления целей, ожиданий, опасений. Методики «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» разрешают лучше понять класс и каждого ученика в отдельности, а полученный результат использовать в дальнейшем для осуществления личностно-ориентированного подхода к младшим школьникам. Система работы по данным методикам состоит в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги цветочки, снежинки, ягодки, разноцветные листы и предлагается попробовать выразить своими словами то, что они хотели бы получить от сегодняшнего урока, обучения в целом, записав и прикрепив высказывания на определенную поверхность поляну, дерево и т. д. После выполнения учитываются и классифицируются сформулированные цели, пожелания и подводятся итоги. [2, с.127].

В ходе сообщения нового материала эффективны презентации «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», которые позволяют активизировать познавательную деятельность и показать основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. В начале урока учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, определяет задачу. Потом знакомит учащихся с требованиями коллективной работы и выдает правила выполнения мозгового штурма. На доске записана тема урока и подготовлена таблица, разделена на секторы, пронумерована, но пока не заполнена. Ученикам дается время обдумать, о каких моментах темы далее пойдет речь. По ходу работы над темой дети выделяют ключевые слова и вписывают в секторы. Постепенно заполняется таблица, четкое разделение полученной информации помогает лучше воспринимать материал. После презентации проводится краткий опрос, обсуждение темы. [6, с.81].

Например, методика актуализации опорных знаний «Магазин». Цель — систематизировать знания учащихся по ранее пройденному материалу, подвести к изучению новой темы. Необходимые материалы: иллюстрация картинок с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек, которые располагаются на доске. Учащийся подходит к доске, произнося фразу: «Я покупаю мяч потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю котенка потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок) [9, с.156].

На уроке русского языка при изучении лексики и работе над лексическим значением слова можно предложить методику «Кто вернее и точнее?» для проверки и закрепления изученного материала. Цель ее в обогащении словарного запаса школьников. Все учащиеся класса делятся на три команды. Каждая получает задание на карточках — составить рассказ по одной из тем: «Что обозначает Вселенная?», «Месяцы года», «Мои любимые музыкальные инструменты». После составления рассказов представители команд зачитывают получившиеся отрывки. В качестве дополнительного задания предлагается выписать словосочетания имени прилагательного и существительного, определить падеж имени прилагательного. Представители записывают правильный ответ, дается звуковой сигнал; проводится проверка. Другие команды проверяют, дополняют ответы одноклассников. Подводится итог.

При проведении самостоятельной работы над новой темой важно стимулировать у младших школьников познавательный интерес. Можно использовать методики: «Ульи», «Визитные карточки», для проведения дискуссии и получения решений — «Cветофор», «На линии огня», для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская», которые с большим успехом применялись нами в период педагогической практики на итоговых уроках литературного чтения и окружающего мира. Заранее дети готовят рисунки, сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают книги, газеты, блокноты разных форм. Ребятам предлагается разделиться на группы, дается задание создать и презентовать групповой проект по теме. Предварительно к уроку желательно составить план распределения принесенного материала с оформленным титульным листом. На подготовку выступления отводится 20–25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны представить свой проект. В ходе этой практической деятельности школьников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое выступление уникально, выразительно, неповторимо. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению своих одноклассников, коллективно создавать замечательные, необычные работы (сочинения, картины, газеты, плакаты, проекты) из собранных вместе материалов — главная цель проведения данного занятия.

Не стоит забывать о необходимости релаксации на уроке. Иногда нескольких минут достаточно, чтобы «перевести дух», взбодриться, весело и активно восстановить энергию. Активизируют учащихся «физкультминутки». [8, с.32]. Например, методика «Земля, воздух, огонь и вода». Цель — повысить уровень энергии в классе. Проведение: по сигналу педагога детям нужно изобразить одно из состояний — воздух, землю, огонь и воду. «Воздух». Ученики начинают дышать глубоко, не как обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно огромная губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются почувствовать, как воздух входит в нос, ощутить, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; струится в область головы, лица; заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше — к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно детям предложить пару раз зевнуть. Зевота — естественный способ компенсировать недостаток кислорода. «Земля». Ученикам предлагается установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог вместе с учениками начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно активно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель — по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и, благодаря этому телесному ощущению, почувствовать большую стабильность и уверенность. «Огонь». Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем почувствовать энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. «Вода». Ученики представляют себе, что комната превращается в озеро (море) и делают легкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы — кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать учащимся дополнительное время, чтобы каждый мог создать свою комбинацию движений. Рекомендации: если педагог сам выполняет упражнение, он может быть образцом для неуверенных и стеснительных учеников [9, с.72]. Заканчивая урок, внеклассное мероприятие, можно применять методику «Ромашка». Дети отрывают разноцветные лепестки ромашки, передают их по кругу и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне изготовленного педагогом динамического наглядного пособия.

В процессе изучения орфографических тем целесообразно использовать игровые ситуации. Например, «Выбери три слова». Цель игры-лото: проверить орфографический навык с учетом работы над орфограммами. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем: «Звонкие и глухие согласные», «Разделительный твердый и мягкий знак» и др. На 9 карточках записываются девять слов: 1-й набор: варенье, рыбка, вьюга, чулок, дубки, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: клад, подъезд, склад, ворона, град, съемка, ворота, подъем, воробей. Два ребёнка берут по очереди карточки, группируют слова, определяют, где встречается одинаковая орфограмма. Побеждает тот, кто быстрее найдёт три слова с одинаковой орфограммой [8, с.69].

При изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» в третьем классе, наряду с традиционными заданиями, которые даются в учебнике Т. Г. Рамзаевой, можно использовать игру «Найди лишнее слово». Учащимся предлагается ряд слов: мак, астра, тюльпан, кошка, лук, собака, синица, коза, липа, клён, смородина, осина, рысь, волк, медведь. Задание: найди «лишнее» слово среди данных и вычеркни его. Назови орфограммы в данных словах.

Это задание формирует умение выделять в словах общий признак, развивает внимание и закрепляет правописание непроверяемых гласных.

Чтобы закрепить уменияучащихся подбирать проверочное слово, расширить словарный запас, развивать фонематический слух целесообразно использовать игру «Почтальон». Среди детей выбирается почтальон, который раздает группе детей (по 4–5 человек) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Даны столбики слов.

гря-ки             доро-ки          пло-цы           кни-ки            хле-цы            кле-ка

цве-ки            бере-ки           фла-ки            обло-ки          пиро-ки          марты-ка

реди-ка           прово-ка        ло-ки              тетра-ка           сли-ки           па-ка

морко-ка        ли-ки             остро-ки         промока-ка    голу-цы          розе-ка

Задание: Распределите слова из столбиков по группам. Объясни орфограммы, подбирая проверочные слова. Составить мини-сочинение, используя данные слова.

При изучении фонетики можно применять игру «Шифровальщики». Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысловой функции звука и буквы, обогащение словарного запаса детей, развитие логического мышления и внимания. Для проведения игры формируются ролевые пары: первая роль — шифровальщик, вторая — отгадчик. Шифровальщик придумывает слово и зашифровывает его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений: Жыил, аниск, кьоинк (лыжи, санки, коньки). Тому, кто отвечает, предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее. Например: Аалтрек, кнооплн, униацпс, ооколкл (тарелка, половник, супница, колокол); нплтюьа, аиёклсв, ипла, слиаглдоу (тюльпан, василёк, липа, гладиолус); омсксс, здзеав, отрбиа, ктвцео (космос, звезда, орбита, цветок). Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что учащиеся поняли и усвоили, а на что необходимо обратить внимание в дальнейшем, чтобы скорректировать работу над другими орфограммами.

Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для самих учителей. Практическая деятельность показывает, что непродуманное и случайное использование активных методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок авторские игровые методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников [4, с.135]. В процессе игры у детей вырабатывается привычка быть сосредоточенными, мыслить самостоятельно, развивается внимание, мышление и стремление к знаниям. Увлекаясь, втягиваясь в работу, они даже не замечают, что учатся: узнают, запоминают новое, ориентируются в незнакомых ситуациях, пополняют запас фактов и понятий, фантазируют, выдвигают неожиданные идеи. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием и интересом, прилагают много сил, чтобы не подвести команду и своих товарищей. Урок необходимо организовать так, чтобы учащимся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, дружбы и взаимного уважения, которая поддерживает интерес и радость познания нового.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и поэтапное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров.

Обучающихся увлекает совместное погружение в проблему решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство; согласованность при выборе средств и методов решения. Совместная деятельность означает, что каждый ребенок вносит свой личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, предположениями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, формировать умения и навыки, но и развивать познавательную деятельность. Ребёнок учиться работать в коллективе, общаться и находить компромиссы, каждый несёт ответственность за то, что он делает и предоставляет информацию другим участникам, объясняет суть полученных результатов.

Для младших школьников интерес активных форм занятий заключается в самом процессе проведения исследований, изучении жизнедеятельности объектов исследования, соотнесении теоретических знаний с практическими, составлении моделей, наблюдении за работой одноклассников, работа в группе, способность делать самостоятельно выводы, анализировать, узнавать новое об объекте, систематизировать. Они учатся организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, достигать их в соответствии с разработанным планом, осваивать новые методики, включаться в проект или исследование и составлять модель, общаться и находить контакт с одноклассниками, проводить тщательную работу, верить в себя.

 

Литература:

 

1.         «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

2.         Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. — Тула: ТГУ, 2009.- 127 с.

3.         Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе — М.: Просвещение, 2008. — 208 с.

4.         Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — СПб, 2008.- 304 с.

5.         Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М., 2008. — 225 с.

6.         Коджаспирова Г. М. Педагогика. Практикум и методические материалы. — М.: Владос, 2013. -416 с.

7.         Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. — М.: Наука, 2010. — 223 с.

8.         Шлаков С. А. Игры учащихся.- М.: Наука, 2008. — 258 с.

9.         Яковлев И. М. Методика и техника урока. — М., 2009.- 188 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle