Библиографическое описание:

Свинцицкая Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1224-1226.

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков.

 

«Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных групп. Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным». [1, с.142] Такое поведение является видом отклоняющегося поведения, которое связывают с нарушением правил поведения, принятых в обществе, психовозрастных особенностей. Возникновение отклоняющегося поведения обычно связывают с проявлением кризиса переходного возраста, который можно назвать дисциплинарным.

«Подростковая девиация, проявляющаяся в самых различных формах, приобретает черты массового явления, которое отличается устойчивыми тенденциями роста, широким распространением на подростковую и порой даже детскую часть молодежи. Актуальность развития и совершенствования системы профилактики девиантного поведения бесспорна и очевидно необходима в условиях современной России. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: постоянно происходит расширение масштабов правонарушений и преступлений, подросткового алкоголизма, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и других проявлений девиантного поведения. Данный вид девиации приобретает характер эпидемии. За период 2014 года в России каждое двадцатое преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Всего за один год было выявлено 54369 несовершеннолетних, совершивших преступления». [2] Таким образом, ссылаясь на официальную статистику, можно говорит о явном увеличении девиантного поведения среди подростков.

Девиантное поведение зачастую имеет компенсаторный характер. Прежде всего это касается употребления наркотиков и психотропных веществ, благодаря которым подростки пытаются «восполнить» внимания со стороны близких и родных, со стороны сверстников, восполняют нехватку общения, пытаются разнообразить свои впечатления. Так же зачастую подросток попадает в компании, где «за компанию» таким образом проводит своё время. Большая доля коммерциализированной досуговой сферы и малоинформированность бюджетных кружках и секциях не позволяет подросткам и молодежи проводить свой досуг более интересно и с пользой для себя.

Как вторая причина проблем подростковой девиации связывают с институтом семьи. Семья является важной частью его жизни, несмотря на частые конфликты в этом возрасте. Именно в семье складываются привычки и традиции, эмоциональное благосостояние, благодаря которым и складывается дальнейшее поведение подростка в обществе. Зачастую подростки формируют установки у подростков к отклоняющемуся поведению: употребление алкогольных напитков, курение сигарет и даже порой наркотические средства. Однако и гиперопека со стороны родителей может быть причиной такого поведения, так как подросток лишен свободы и самостоятельности.

Вторым институтом являющийся значимым в формировании привычек поведения у подростков является образовательное учреждение. Традиционно принято считать, что ответственность за бесконтрольное поведение ложится только на плечи родителей, в то время как учебное заведение является немало важным фактором в воспитании подростка. Проблемы с учёбой, недопонимание со стороны сверстников и дезадаптация в коллективе, а также отсутствие качественной профилактической работы в образовательном учреждении могут повлечь за собой последствия и явиться одной из главных причин отклоняющегося поведения у учащихся заведения.

Третьим значимым фактором и институтом, который имеет значительное влияние в формировании поведения несовершеннолетнего является дополнительное образование, сфера досуговой деятельности. Неорганизованный досуг может стать причиной совершением правонарушения, его роль очень высока. Институт семьи и образования непосредственно влияет на формирование досуга у ребенка: родители зачастую не понимают важности занятости ребенка. Преимущества организованного досуга в подростково-молодежных клубах, домах молодежи и центрах досуга в отличие от школьного имеет большую эффективность, так как подросток попадая в данные учреждения попадает в непринужденную обстановку, менее регламентированную и с возможностью выбора своей деятельности. Благодаря более индивидуализированной деятельности и неформальности обстановки педагогические формы и методы применяются более эффективно. Как правило, подросткам, занимающиеся в досуговых учреждениях свойственно большее осознание ценности дружбы, ориентированность на потребности и мнение коллектива, в отличие от подростков, не имеющих досуг. По статистике, подростки, попадающие на комиссию по делам несовершеннолетних не имеют досуга, они обременены только школой, имеют много свободного времени и вследствие чего у них имеется больший шанс на совершение правонарушений и преступлений.

«Под профилактикой в широком смысле слова понимается «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» или «система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний». [3, с. 54]

Система профилактической работы прежде всего направлена на социальный контроль по отношению к детям и подросткам, уже совершившим преступления и правонарушения, упуская из вида важность того, что упор в профилактической работе следует делать на работу с с несовершеннолетними склонным к девиантному поведению и ещё не совершившими правонарушения. Рост преступности среди несовершеннолетних показывает малую эффективность существующей системы работы по профилактике отклоняющегося поведения.

В социальной работе «под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

-          предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

-          сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

-          содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов». [4, с.24]

Профилактическая деятельность девиантного поведения подростков в учреждения, общественных организаций и объединений, а также других служб должна носить комплексный характер, а также отвечать соотносится с уровнем предъявляемых к нему требований: профилактическая работа должна проводится не только с подростком, но и так же с его семьей, его социальным окружением, иметь индивидуальный подход в работе с несовершеннолетним.

В современном обществе наряду с ростом позитивных девиаций усиливаются также и негативные девиации: алкоголизм, преступность, употребление ПАВ и аморальное поведение. Таким образом, можно говорить, о том, что в настоящее время несмотря на развитие сферы профилактики, увеличение способов и методов работы по профилактике с несовершеннолетними, кризисные ситуации во всех сферах жизнедеятельности ведут к росту девиации среди подростков. динамизм социальных процессов, происходящих в настоящее время, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неуклонно ведут к увеличению девиаций. Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений. «Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД» [5]. Данная структура организации является основным субъектом профилактики, посредством которой производится основная работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

 

Литература:

 

1.         Антология социальной работы В 5 т.Т.1. История социальной помощи в России./ Сост. М. В. Фирсов. — М.: Сварогъ — НВФ СПТ, 1994. — 288 с.

2.         Состояние преступности за январь-декабрь 2014год в РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/

3.         Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В. Н., Москва — Белгород, 1995г.- 124 с.

4.         Технология социальной работы /Под редакцией И. Г. Зайнышева. -М.: Издательство МГСУ «Союз», 1998 г.- 273 с.

5.         Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/1/

 

References:

 

1.      Anthology of social work In 5 volumes, volume 1. The history of social assistance in Russia./ Comp. M. V. Firsov. — M.: Svarog — IAF TMS, 1994. — 288 p.

2.      State crime for January-December 2014 in Russia. [Electronic resource] Mode of access: https://mvd.ru/folder/101762/item/2994866/

3.      Social technologies: dictionary/ Answer. edited by Ivanov, V. N., Moscow — Belgorod, 1995.- 124 p

4.      The technology of social work /edited by I. G. Zainasheva. -M.: Publishing house of Moscow state University «Union», 1998, p. 273

5.      The Federal law «On principles of prevention of child neglect and juvenile delinquency» from 24.06.1999, No. 120-FZ [Electronic resource] Mode of access: http://base.garant.ru/12116087/1/

 

Основные термины: девиантного поведения, профилактики безнадзорности и правонарушений, профилактики девиантного поведения, девиантного поведения несовершеннолетних, проявлений девиантного поведения, девиантного поведения подростков, of social, увеличении девиантного поведения, девиантного поведения детей, of social work, делам несовершеннолетних, Профилактика девиантного поведения, развития девиантного поведения, системы профилактики, системы профилактики безнадзорности, тип поведения, основах системы профилактики, в формировании привычек поведения, в формировании поведения несовершеннолетнего, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle