Библиографическое описание:

Лапкина А. В. Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1387-1390.

Есть на земле много подвижников культуры, но таких, имя которых стало бы символом, а жизнь легендой – единицы. Януш Корчак принадлежит именно к ним. Он был писателем, врачом, ученым, воспитателем. И во все сферы своей деятельности вносил что-то очень свое — то возвышенно-сказочное и одновременно ощутимо реальное. В. А. Сухомлинский в предисловии к своей книге «Сердце отдаю детям» пишет о том, как знакомство с произведениями Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и «Как любить ребенка» раскрыло перед ним мир человека, всего себя без остатка отдало детям: «Жизнь Януша Корчака, его подвиг впечатляющей нравственной силы и чистоты послужили мне вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце». Талант выдающегося педагога органично слился в нем с талантом писателя. Сегодня имя Корчака известно во всем мире как символ самоотверженного служения детям, их счастливому будущему, а следовательно — будущему человечества. Свои взгляды на воспитание детей Корчак впервые изложил в педагогическом труде «Школа жизни», а позже — в получившей широкую известность книге «Как любить ребенка». Его концепция отражает развитие ребенка как личности. Там, ребенок- личность самостоятельная, независимая и свободная. Ребенок имеет право на признание человеческих достоинств. Потому педагог требовал уважения к детству.

Так же как и Толстой, Я. Корчак неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без переживания во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека. Поэтому одной из важнейших задач педагогов он считал обеспечение такой жизнедеятельности учреждения, которая помогла бы воспитанникам хотя бы в течение нескольких лет познать радость детства. Идея абсолютной ценности детства легла в основу важнейшего принципа его воспитательной системы — уважения личности и прав ребенка

Корчак был вдохновителем Конвенции по правам ребенка. В 1919 году в своем главном педагогическом кредо «Как любить ребенка» он требовал создания Великой Хартии Вольностей, или Конституции прав ребенка. Среди них — право ребенка быть самим собой и жить в настоящем, а не ради будущего. В своей деятельности первейшее значение он придавал правам ребенка: на уважение, на ошибки, на собственность, на образование, на сопротивление педагогическому влиянию, противоречащему интересам ребенка, на протест против несправедливости — и даже на право солгать в некоторых ситуациях. Так Корчак создал педагогические практики, которые до сих пор остаются актуальными.

Человеческая личность неповторима и уникальна. Она и проявляется через уникальность, но для этого нужно уважение к ней. И ребенок, также как и взрослый равноценен, несмотря на разный жизненный опыт и уровень сознания. Он писал: «Дети — не будущие люди, они уже люди… дети — это существа, в чьих душах содержатся ростки всех тех мыслей и чувств, которые нами движут, и мы должны бережно и нежно направлять их на рост» (Корчак. Я. Как любить ребенка. М., 1990, с. 320)

Ребенок нуждается в бережном, заботливом отношении. Он достоин, уважаем, думает, проявляет интеллект, волю. Но, в то же время, ребенок должен уважать себя, тогда он будет уважать других. При общении с родителями Я. Корчак говорил: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы сегодня не даем ему жить сознательной и ответственной жизнью!.. Давайте, требовать уважения к ясным глазам, гладкой коже, юному усилию и доверчивости! Чем почтеннее угасший взор, покрытый морщинами лоб, жесткие седины и согбенная покорность судьбе?» (Корчак Я. Избр. пед. произ. М., 1966, с 291)

Изучая труды педагога, приходишь к выводу, что цель воспитания включает разностороннее гармоническое развитие духовных и физических сил, формирование личности в духе Истины, Красоты, Добра, в духе свободы и гражданственности. Но для этого надо заменить принуждение добровольным приспосабливанием к коллективу. Преподаватель и атмосфера должны быть такими, чтобы воспитанник был заинтересован в том, чтобы победить себя, овладеть своими нуждами. Важную роль играет заинтересованность и любовь педагога к каждому. Каждодневные переживания детей и воспитателя сблизят их, а воспитателю покажут новые пути.

Я. Корчак считал, что дети по- другому себя показывают в области чувств, чем в сфере интеллекта. Вот почему, если дети в детстве не встречают понимания, сопереживания, уважения, то взрослыми станут равнодушными, холодными. Необходимы знания души ребенка, проникновение в его детские переживания и печали, радости и успехи. Он писал: «Познать человека — значит прежде всего изучать ребенка на тысячу способов… Только тогда работа педагога не будет ни монотонной, ни безнадежной. Каждый день принесет что-либо новое, неожиданное… И только тогда он полюбит каждого ребенка разумной любовью, заинтересуется его духовной сущностью, потребностями и судьбой. Чем ближе он станет ребенку, тем больше заметит в нем черт, достойных внимания» (Корчак. Я Избр. пед.произ. М., 1979, с 180)

Любовь к детям включает уважение его слабостей и недостатков, неудач и незнаний. Он призывал уважать тайны, не забывать, что каждый — неповторимая личность, которая совершенствуется и развивается. Если ребенок недослышал, недопонял, то все поправимо. Усилия родителей, учителей должны быть направлены на преодоление препятствий, недостатков. Я. Корчак отмечал, — главное при этом, уважать и любить чистое, ясное, непорочное, святое детство, раскрывать и утверждать в детях возможности саморазвитии, заложенные в них природой. Корчак отмечал, что причиной унижения ребёнка является лживая, проникнутая лицемерием система воспитания, которую взрослые не реформируют из простого чувства лени. Он подчёркивал, что надо научить ребёнка и отличать ложь, и ценить правду;

не только любить, но и ненавидеть;

не только уважать, но и презирать;

не только соглашаться, но и возмущаться;

не только подчиняться, но и бунтовать.

Ребёнок нуждается в свободе, но «мы взрослые, не можем изменить нашу жизнь; воспитанные в неволе, мы не можем дать ребёнку свободу, потому что сами в оковах».

Януш Корчак подчёркивал необходимость всестороннего изучения ребёнка, необходимость узнать о нём как можно больше. И тут на него не могли не оказать влияния идеи позитивизма, активно распространявшиеся в Польше того времени. Крупные представители польского позитивизма: психолог и педагог Ян Владислав Давид, писатель Болеслав Прус были бесспорными авторитетами для Генрика Гольдшмита и способствовали пробуждению в нём интереса к педагогике. Ещё в свою бытность доктором Корчак посещал клиники, больницы, сиротские приюты, дома для малолетних преступников, знакомился с ведущими педагогическими течениями того времени. Но главным, безусловно, являлся личный опыт.

В «Дневнике» Януш Корчак отмечал свой принцип: «Исследовать, чтобы задавать всё новые и новые вопросы». И он наблюдает везде, чётко отслеживает ситуацию. Любая вещь, любая мелочь (даже носовой платок) даёт массу информации и пищи для размышления. Весь материал Корчак фиксирует, документирует и обобщает, заводит специальную записную книжку и дневник воспитателя. Документация Януша Корчака отличалась многообразием: внутренняя корреспонденция детдома, протоколы о работе самоуправления, записки детей, объявления, стенгазеты Дома сирот. Это был настоящий архив, который позволял докопаться до настоящих причин тех или иных перемен с детьми. Даже в ужасные дни фашистской оккупации он думает о спасении этого богатейшего материала.

Во всех своих начинаниях Корчак проводит линию на создание системы, построенной на научных принципах. Так, доска объявлений в Доме сирот потрясает обилием извещений, предупреждений, просьб и отчётов.

Огромное внимание уделяется самовоспитанию. В Доме сирот действовала система самоуправления. Самоуправление должно было служить самовоспитанию, воспитанию самостоятельности и справедливости. Роль же воспитателя в самоуправлении — роль помощника. Доска для контактов с детьми, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, стенгазета, совместные заседания, товарищеский суд, для которого Корчак составил воспитательный кодекс. В суд дети могли жаловаться как друг на друга, так и на взрослых. Во вступлении к «Кодексу товарищеского суда» Корчак писал: " Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится».

Все решения суда были гласными. Соблюдалась свобода высказывания, выбора судей, которыми были дети. Воспитатель же выступал в роли секретаря с совещательным голосом. На основе Судебного совета был образован Совет самоуправления, бывший и законодательным, и исполнительным органом суда. Им разрабатывались принципы, регулирующие жизнь Дома сирот. В Совет входили десять детей и воспитатель в качестве председателя и секретаря.

Советом принимались решения, касавшиеся как всего коллектива, так и отдельных групп детей. Решения имели бессрочное или временное действие. Воспитательные функции выполнялись Советом через проблемные комиссии (например, комиссия для проверки чистоты тетрадей и учебников), контролю и указаниям которых должны были подчиниться все воспитанники.

После образования детского сейма Совет стал играть роль исполнительного органа.

На вершине системы детского самоуправления находился Сейм, состоявший из 20 депутатов. Сейм избирался раз в год путём всеобщего голосования. Его задачей было принятие либо отклонение постановлений Совета самоуправления, а, кроме того, установление праздников и знаменательных дат в жизни дома, присуждение наград и т. д. Позднее Сейм даже участвовал в утверждении решений о приёме и исключении воспитанников.

Органы самоуправления решали как конкретные задачи (организация концертов, спектаклей, поддержание чистоты и порядка и т. д.), так и постоянные задачи (охрана собственности, организация работы и т. д.).

И всё-таки, несмотря на огромные полномочия, самоуправление не заслоняло собой самих воспитателей. В Доме сирот действовал Педагогический совет, состоявший из воспитателей. Этот совет нёс ответственность за цели и результаты обучения, направление воспитательной работы, за опеку над детьми, организацию жизни в Доме и развитие каждого ребёнка.

Формирование личности без детского самоуправляемого коллектива невозможно. Он обеспечит полноту детской жизни. Все члены должны быть включены в нормы социальной жизни. А это значит, что в коллективе создается здоровая психологическая атмосфера и в повседневной жизнедеятельности организуются отношения, способствующие проявлению личностных качеств и свойств. У детей должна быть свобода выбора деятельности, а поведение в границах разумности и допустимости. Тогда будут успешно действовать самоуправление, дежурство, взаимопомощь. Я. Корчак высоко ценил коллектив как результат самодеятельного творчества его членов. Как детскую республику, где управляли всеми делами сами дети, а взрослые были наставниками. Он выдвигал идею перестройки воспитательной системы в школе на принципах детского коллектива, с функционированием ученического самоуправления.

Большую роль он отводил самовоспитанию. Он рассматривал ребенка как субъекта воспитания и подчеркивал, что «воспитания без участия в нем самого ребенка не существует». В его трудах раскрыта сущность самовоспитания как сознательная и систематическая деятельность воспитуемого, направленная на изменение личности в соответствии с требованиями общечеловеческой морали и собственной программой развития. Для самовоспитания, отмечал он, необходимы целеустремленность и воля. Важно учить детей, начиная со старшего подросткового возраста, способам воздействия на самого себя. В числе таких способов он называл самоанализ, упражнения, самоконтроль. В статье «Правила жизни» он приводил такие правила самовоспитания:

1.                  Если трудно, исправляй не сразу, а постепенно.

2.                  Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего, кончай с ним.

3.                  Не ставь слишком легких условий, а такие, чтобы ты смог выиграть.

4.                  Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.

5.                  Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавлять от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно.

Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. Стань хозяином своих ног, рук, языка и мыслей… есть люди, которые относятся к себе слишком строго, и это нехорошо; есть и такие, которые слишком легко и многое себе прощают, — это тоже плохо. А бывают люди, которые не знают своих достоинств и недостатков. Эти люди должны стремиться узнать их.

Когда выписываешь строчки из Корчака, на память постоянно приходят параллельные места из Макаренко и Сухомлинского. Антон Семёнович Макаренко говорил о детях: «Я очень люблю этот отдел человечества…» Корчак воспитывал сирот, Макаренко — бездомных, Сухомлинский — детей, измученных войной и безотцовщиной. Каждый из них заменял детям отца, поэтому такое поразительное совпадение чувств. При всех различиях в условиях жизни и во взглядах на жизнь они создавали одно учение.

Любовь к детям многогранна. Крупская любила детей заботливо, Гайдар — весело, Макаренко — требовательно, Сухомлинский — нежно, Корчак — грустно. Когда дети вырастали и уходили из Нашего Дома, Януш Корчак говорил им: «Мы даём вам одно — тоску по лучшей жизни, которой пока нет, но которая будет».

Вся педагогическая философия Корчака в ответах на главный вопрос воспитателя: чему учить? Что дать ребенку? Какие ценности — драгоценности? Януш Корчак отвечает: дайте ему одно — стремление к лучшей жизни; заразите его своей тоской — общечеловеческой тоской! — по лучшей жизни. Тоска, стремление — это разные переводы одного и того же слова. Заметим, что речь идет не о личной жизни, а общей — о жизни человечества, о жизни вообще. Человек, который стремится к лучшей жизни народа — это человек.

Вот как дерзко говорил Януш Корчак:

«Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.

Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.

Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.

Мы даем вам одно, даем стремление к лучшей жизни по правде и справедливости.

И может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».

В этих словах признание: лучшей жизни нет, она далеко. И уверенность: она будет. И точнейшее определение: это жизнь по правде и справедливости. Игорь Неверли, секретарь и биограф Корчака, сказал очень точно: «Для него будущее — не столько другой, лучший строй, сколько другой, более совершенный человек».

Исследуя и анализируя книги и опыт великих педагогов, лучше начинаешь понимать, какую ответственность несет педагог за своих воспитанников. Открывается новый взгляд на задачи педагога и их решение.

У педагогов прошлого, педагогов по призванию, то есть настоящих асов своего дела учишься многим тонкостям детской психологии, так необходимой в педагогической деятельности. В идее воспитания Януша Корчака главная мысль — это, прежде всего любовь к детям. Исходя, из нее педагог никогда не навредит ребенку. Но не слепая любовь, а все понимающая и все видящая. Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать — важные моменты в педагогике. Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека.

Педагог должен также постоянно саморазвиваться, уметь анализировать свои действия и всегда быть примером для детей, а не пустым нравоучителем.

 

Литература:

 

1.      Анищенко, Е. Мир семьи. / Е. Анищенко. — М.: 2010. — 55 с.

2.      Вавилова, Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад. / Н. Д. Вавилова — М.: 1983. — 6 с.

3.      Валеева, Р. А. Гуманистическая педагогика Януша Корчака: Учебное пособие. / Р. А. Валеева. — Казань: 1994. — 15 с.

4.      Гурова, М. Педагогика ненасилия. / М. Гурова. — М.: 2001. — 32–33 с.

5.      Корчак, Я. Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых. / Я. Корчак. — Варшава: 1930. — 68 с.

6.      Корчак, Я. Право ребенка на уважение. / Я. Корчак. — Варшава: 1929. — 37с.

7.      Кочнов, В. Ф. Януш Корчак: Книга для учителя. / В. Ф. Кочнов. — М.: 1991. — 31 c.

8.      Крылова, Н. Право на жизнь, любовь и смерть. / Н. Крылова. — М.: 2002 г. — 95 с.

9.      Лихачева, Т. Гуманистическая педагогика. / Т. Лихачева. — СПб.: 2001. — 76 с.

10.  Яворский, М. Януш Корчак. / М. Яворский. — Варшава: 1984.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle