Библиографическое описание:

Сейдакова Г. С., Сабирова А. Т., Каландарова Г. К., Бегалиева Р. М. Принципы условий труда медицинских сестер // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 710-713.

В данной публикации раскрываются основные понятия качества трудовой жизни медицинских работников. А также представлены особенности труда медицинских сестёр и основных проблем, с которыми им приходится сталкиваться.

Ключевые слова: качество трудовой жизни, медицинская сестра, мотивация.

This publication describes the basic concepts of quality of work life of health care workers. And also presents the characteristics of the labor nurses and the major challenges they face.

Keywords: quality of work life, nurse, motivation.

 

В практике работ по научной организации труда важной составной частью является улучшение условий труда. На их осуществление расходуется примерно одна четверть всех планируемых затрат. [3]

«С развитием рынка труда важной функцией организации является повышение качества трудовой жизни — уровня удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации». [12]

Качество трудовой жизни — это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека» [2].

Креймс Дж. определяет качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности через посредство их работы в этой организации» [11].

Из самого определения качества трудовой жизни вытекает, что данное понятие изначально взаимосвязано с теорией мотивации. Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулах [1].

К числу наиболее известных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей человека, разработанная в 40-е годы прошлого столетия Абрахамом Маслоу Теория основана на том, что работник стремится к удовлетворению своих потребностей, которые имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания важности для человека. То есть прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором, определяющим поведение человека, должна быть в основном удовлетворена потребность более низкого уровня. [8].

Большое значение улучшения условий труда объясняется тем, что они в основном представляют собой производственную среду, в которой протекает жизнедеятельность человека во время труда. От их состояния в прямой зависимости находится уровень работоспособности человека, результаты его работы, состояние здоровья, отношение к труду. Улучшение условий труда существенно влияет на повышение его производительности. В связи с этим, как показывает практика, затраты на их осуществление окупаются в среднем за 3–5 лет. [14]

Отличительные особенности условий труда медицинских сестер

Одним из главных направлений реформы здравоохранения, проводимой в целях выполнения конституциональных гарантий населению в области охраны здоровья, является реформа первичной медицинской помощи. [9] В связи с тем, что почти 80 % населения начинает и заканчивает обследование и лечение в первичном звене здравоохранения. От состояния амбулаторно-поликлинической помощи во многом зависит эффективность и качество работы всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем возникших на уровне семьи. [10]

Врач общей практики (семейный врач) и медицинская сестра общей практики оказывают всеобъемлющую и непрерывную помощь всем пациентам, независимо от пола и возраста, с учетом их семейных отношений и социального статуса. [8] Одним из главных приоритетов общей практики является доступность и профилактическая направленность, что способствует предупреждению развития заболеваний в группах риска и их осложнений, требующих стационарного лечения. Хорошо подготовленный врач общей практики в состоянии самостоятельно обеспечить оказание помощи 80 % пациентов, обращающихся в учреждения амбулаторного типа, что значительно снижает потребность в узких специалистов на этом этапе оказания помощи.

Совершенствование организационной структуры управления сестринским персоналом ПМСП — одна из самых актуальных проблем в реформировании сестринского дела.

Современному руководителю сестринских служб совершенно ясно, что невозможно повысить значимость профессии сестринское дело в обществе, не возложив на средний медицинский персонал, а также на себя более серьезную ответственность по медицинскому обслуживанию пациентов поднятию качества практической деятельности медсестры. Коллективы медсестер должны активно участвовать в разработке стандартов сестринских манипуляций и технологий внедрению новых достижений в медицине на уровне своего лечебного учреждения.

Целью обеспечения качества медицинской услуги является достижение наилучших возможных условий для людей, которым эта услуга оказывается. Качество сестринской помощи зависит от степени развития сестринского дела в стране и отдельно взятом медицинском учреждении, требований предъявляющихся к медицинской сестре какие функции на нее возлагаются и роль в этом главных и старших медсестер.

Согласно международной договоренности, концептуальной моделью сестринского дела являются четыре парадигмы: деятельность среднего медперсонала, его личность, окружающая среда в которой она работает и здоровье обслуживаемого ею населения. [13]

Объектом деятельности медицинской сестры является пациент, человек как совокупность физиологических, психосоциальных и духовных потребностей, удовлетворение которых способствует здоровью нации росту, развитию и слиянию его с окружающей средой.

Медицинской сестре приходится работать с разными категориями пациентов. И для каждого пациента сестра должна создавать атмосферу уважительного отношения к его настоящему суждению, жизненным позициям, обычаям и убеждениям, особенно касающихся его здоровья, здоровья его окружающих.

Окружающая среда рассматривается как важнейший фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность и здоровье человека. Каждая медицинская сестра должна понять, что человек включает в себя совокупность социальных, психологических и духовных условий, в которых протекает его жизнедеятельность, в этом особое место занимает главная и старшая медсестры.

Основной принцип философии сестринского дела — уважение прав и достоинств человека. Международным советом медицинских сестер был разработан кодекс поведения медицинских сестер. Согласно этому кодексу, фундаментальная ответственность медсестер имеет четыре главных аспекта: 1) содействие укреплению здоровья, 2) профилактика заболеваний, 3) восстановление здоровья, 4) облегчение страданий. Этот кодекс определяет также ответственность медицинских сестер перед обществом и коллегами.

Наиболее ответственных участкам работы медицинских сестер является первичное звено здравоохранения (СВП, семейная поликлиника и др.)

Эффективное трудовое поведение на любом участке предполагает, что человек, добросовестно исполняющий свои функциональные обязанности, готовый в интересах дела, проявлять активность, готовность к сотрудничеству, совершенствованию и внедрению нового для удовлетворения своим трудом в свою деятельность. Естественно, необходимо постоянно повышать качество работы, знания, квалификацию по своей профессии. Однако профессиональная подготовка и квалификация являются лишь предпосылкой эффективного трудового поведения, но не всегда дающий нужные результаты, если они не используются в своей практической деятельности. [5]

Повышение качества сестринской деятельности находится в прямой зависимости от квалификации работников, их осведомленности в вопросах современного состояния медицины и использования новейших технологий.

В большинстве случаев медсестры, сами того не замечая, ограничиваются ранее полученными знаниями, не занимаются собственным развитием, соблазняясь обманчивым покоем, устойчивостью и безопасностью. Это делает их работу однообразной, скучной и беспросветной, что может вызвать усталость и утомление, особенно это заметно в первичном звене здравоохранения. Для полноценного использования потенциала среднего медработника необходимо создание им условий на производстве для полноценной работы на своем участке постоянный контроль их деятельности и систематическое повышать образовательный уровень. Все выше перечисленное является задачей главных и старших медсестер. Для поднятия профессионального уровня медицинских сестер ПМСП именно этой категории руководителей сестринского дела должны играть первостепенную роль.

Первое нужно воспитать в медсестрах эмоциональное отношение к себе, своей профессии, а значит и к своим пациентам. На это влияют три фактора: Социальный (статус профессии, значимость в обществе). Личностный (связанный с направленностью личности — отношение к людям, делу, внутренний компонент мотивации достижения и т. д.). Фактор среды (места работы). Огромное значение имеют взаимоотношения с коллегами в коллективе, активного совместного решения профессиональных задач. Коллектив (нередко — включая администрацию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением [6] к медицинской сестре. Кроме того, условия работы могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: перезагруженность пациентами, отсутствие необходимых медикаментов, общая низкая материально-техническая база учреждений ПМСП, отсутствие полноценного отдыха сотрудников этих учреждений и др. факторы быта.

Несоответствие этих трёх факторов, социальных, личностных и средовых или одного из них могут вызвать у человека неудовлетворённость работой и её результатами, разочарование, чувство беспомощности, что незамедлительно скажется и на эффективности-производительности его труда, т. е. на состояние здоровья прикрепленного за средним медработником населения. [4]

Задачей руководителей сестринского дела (главных и старших медсестер) своевременно выявлять недостатки в основных факторах и принять меры к их устранению. [7]

 

Литература:

 

1.                  Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления.- 2002.- № 2. — С. 83–88.

2.                  Двойников С. И., Карасева Л. А. Качество трудовой жизни сестринского персонала — источник повышения эффективности труда. В сб.: Высшее сестринское образование в системе Российского здравоохранения. Ульяновск, 2007, ноябрь, 27–30. С. 22–25.

3.                  Журавлев П. В., Кулапов М. Н.. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников. Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

4.                  Максимова Т. М. Социальное расслоение в среде медицинских работников как проблема охраны здравоохранения. Здравоохранение Российской Федерации. 2004. № 1. С. 32–35.

5.                  Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г. М. Перфильевой. М.:ГЭОТАР МЕД, 2005.-56 с.

6.                  Цветаев В. М. Управление персоналом. Краткий курс. — 1-е издание — СПб: Питер, 2003, С.83.

7.                  Мамедова Г. Б., «Совершенствование ключевых компетенций менеджера в области организационной культуры», Восточно-Европейский журнал общественного здоровья, — 2008 год, № 2 (2), стр. 67–70

8.                  Мамедова Г. Б., «Развитие организационной культуры в учреждениях здравоохранения», Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и гигиены в Узбекистане» 2008г., стр. 171–172

9.                  Сайдазимова Л. Т., «Лидерские качества руководящих медицинских сестер» Научно-практический медицинский журнал Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана № 2, 2012г. Стр.10–11

10.              Таджибаева Г. А., «Менеджмент как особый тип управления», Материалы научно практической конференции «Гигиенические проблемы охраны здоровья населения на современном этапе и пути их решения» Ташкент, 2010г., стр. 161

11.              Фантаз С. Национальные особенности систем управления персоналом: Япония, США, Россия, Украина. // Генеральный директор. Киев, 2007. № 10

12.              Воропаева Т. А. Мотивация труда как основа кадровой политики: Автореф.дисс канд.экон.наук. — Донецк, ДНТТУ, 2005.

13.              Первин Л., Джон О. Психология личности медицинских сестер: Теория и исследования / Пер. с англ., М.: Аспект Пресс, 2005. — 607 с.

14.              Сайт Высшей школы общественного здравоохранения Республики Казахстан (см. http://www.ksph.kz/230.html)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle