Библиографическое описание:

Буркина В. А., Титова Е. И. Педагогические технологии в модульном обучении в системе высшего образования // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1285-1286.

Использованию педагогических технологий в системе высшего образования посвящено множество работ известных педагогов. Целью данной работы является рассмотреть различные педагогические технологии в рамках модульного обучения. Цель педагогической технологии — перевести преподавание на путь предварительного проектирования образовательного процесса, где центральное место отводится структуре и содержанию учебно-познавательной деятельности самого учащегося, а не методическим поурочным разработкам. Это полностью поддерживается технологией модульного обучения. Поэтому мы поставили задачу, выявить концептуальные элементы педагогических технологий, которые используются при организации модульно-рейтинговой системы обучения.

Из технологии программированного обучения она заимствует идеи активности студента, реализуемой в процессе четких действий, осуществляемых в определенной логике; постоянного подкрепления своих действий на основе самоконтроля; индивидуализированного темпа учебно-познавательной деятельности.

Технология программированного обучения — это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или компьютеров и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).

Основные средства реализации технологии программированного обучения — обучающая программа. Она состоит из последовательных шагов, каждый из которых представляет собой микро этап овладения студентом определенной единицы знаний или действий. Каждый шаг программы обычно включает три этапа: информационный, в котором даются необходимые сведения об изучаемом знании или действии; контрольный — в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющий, в котором учащийся проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу.

Из технологии поэтапного формирования умственных действий, в модульно-рейтинговой системе используется идея ориентировочной основы деятельности. Технология поэтапного формирования умственных действий была разработана на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина. Ее можно представить в виде ряда этапов. Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации студентов.

Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деятельности. Учащийся «предварительно знакомиться с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентировочных, исполнительных и контрольных действий».

Третий этап — это выполнения действия во внешней форме — материальной или материализованной, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т. п. Эти действия включают не только ориентационные, но и исполнительные и контрольные функции.

Четвертый этап предполагает «внешнюю речь, когда действие подвергается дальнейшему обобщению», благодаря речевому оформлению и отрыву от материализованных средств.

Пятый этап — этап внутренней речи. Этап, на котором действие приобретает умственную форму.

Шестой этап связан с выполнением действия в умственном плане.

Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы студента в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Кибернетические технологии обогатили модульно-рейтинговую систему обучения идеей гибкого управления деятельностью студентов, переходящего в самоуправление. Из психологических технологий используются идеи рефлексивного подхода. Основные идеи теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления.

Технология проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития студентов и прежде всего творческого мышления, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности. Проблемная ситуация предполагает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное и неизвестное. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, результатом которого является формулирование задачи (проблемы). Возникновение задачи означает, что удалось предварительно отделить известное от неизвестного (искомого). Установление связи, отношений между известным и неизвестным позволяет искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.

Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студента. Второй уровень отличается тем, что у студента воспитывается способность самостоятельно и формулировать и решать проблему, а педагог только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Такой элемент концептуальной структуры, как совместная деятельность педагога и студента, также дает широкие возможности в реализации модульно-рейтинговой системы обучения. Одновременно на одном и том же отрезке учебного времени студент может организовать множество видов деятельности в зависимости от вида педагогических технологий. Педагог предоставляет поле для самостоятельной деятельности организуя, консультируя, контролируя, может организовать деятельность в группе с разным количеством студентов и разными целевыми установками. Может организовывать деятельность, предоставляя право выбора студентам, тем самым, раскрывая возможности индивидуальной образовательной траектории.

Характерными признаками педагогических технологий выступают:

-          самостоятельная деятельность студентов (до 60 % учебного времени);

-          индивидуализация;

-          смена деятельности педагога (организатор, помощник, консультант).

Таким образом, выявление содержания понятия педагогическая технология, ее концептуальных элементов и их особенностей показывали целесообразность ее использования при организации модульно-рейтинговой системы обучения. Одной из особенностей педагогических технологий является реализация принципа индивидуализации, что также является основой и личностного подхода в обучении.

 

Литература:

 

1.                 Буркина В. А., Титова Е. И. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе// Молодой ученый. 2014. № 4. С. 925–927.

2.                 Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

3.                 Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

4.                 Романкова А. А., Титова Е. И. Проектирование модульной структуры курса высшей математики в вузе// Молодой ученый. 2014. № 7. С. 556–557.

5.                 Титова Е. И. Преподавание математики в рамках модульного обучения// Вестник магистратуры. 2014. № 4–2 (31). С. 31–33.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle