Педагогические технологии в модульном обучении в системе высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 18.05.2015

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Буркина, В. А. Педагогические технологии в модульном обучении в системе высшего образования / В. А. Буркина, Е. И. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1285-1286. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19094/ (дата обращения: 19.04.2024).

Использованию педагогических технологий в системе высшего образования посвящено множество работ известных педагогов. Целью данной работы является рассмотреть различные педагогические технологии в рамках модульного обучения. Цель педагогической технологии — перевести преподавание на путь предварительного проектирования образовательного процесса, где центральное место отводится структуре и содержанию учебно-познавательной деятельности самого учащегося, а не методическим поурочным разработкам. Это полностью поддерживается технологией модульного обучения. Поэтому мы поставили задачу, выявить концептуальные элементы педагогических технологий, которые используются при организации модульно-рейтинговой системы обучения.

Из технологии программированного обучения она заимствует идеи активности студента, реализуемой в процессе четких действий, осуществляемых в определенной логике; постоянного подкрепления своих действий на основе самоконтроля; индивидуализированного темпа учебно-познавательной деятельности.

Технология программированного обучения — это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин, ЭВМ или компьютеров и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).

Основные средства реализации технологии программированного обучения — обучающая программа. Она состоит из последовательных шагов, каждый из которых представляет собой микро этап овладения студентом определенной единицы знаний или действий. Каждый шаг программы обычно включает три этапа: информационный, в котором даются необходимые сведения об изучаемом знании или действии; контрольный — в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющий, в котором учащийся проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к следующему шагу.

Из технологии поэтапного формирования умственных действий, в модульно-рейтинговой системе используется идея ориентировочной основы деятельности. Технология поэтапного формирования умственных действий была разработана на основе соответствующей теории П. Я. Гальперина. Ее можно представить в виде ряда этапов. Первый этап предполагает актуализацию соответствующей мотивации студентов.

Второй этап связан с осознанием схемы ориентировочной основы деятельности. Учащийся «предварительно знакомиться с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентировочных, исполнительных и контрольных действий».

Третий этап — это выполнения действия во внешней форме — материальной или материализованной, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т. п. Эти действия включают не только ориентационные, но и исполнительные и контрольные функции.

Четвертый этап предполагает «внешнюю речь, когда действие подвергается дальнейшему обобщению», благодаря речевому оформлению и отрыву от материализованных средств.

Пятый этап — этап внутренней речи. Этап, на котором действие приобретает умственную форму.

Шестой этап связан с выполнением действия в умственном плане.

Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы студента в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Кибернетические технологии обогатили модульно-рейтинговую систему обучения идеей гибкого управления деятельностью студентов, переходящего в самоуправление. Из психологических технологий используются идеи рефлексивного подхода. Основные идеи теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления.

Технология проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития студентов и прежде всего творческого мышления, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности. Проблемная ситуация предполагает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное и неизвестное. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, результатом которого является формулирование задачи (проблемы). Возникновение задачи означает, что удалось предварительно отделить известное от неизвестного (искомого). Установление связи, отношений между известным и неизвестным позволяет искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное.

Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студента. Второй уровень отличается тем, что у студента воспитывается способность самостоятельно и формулировать и решать проблему, а педагог только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.

Такой элемент концептуальной структуры, как совместная деятельность педагога и студента, также дает широкие возможности в реализации модульно-рейтинговой системы обучения. Одновременно на одном и том же отрезке учебного времени студент может организовать множество видов деятельности в зависимости от вида педагогических технологий. Педагог предоставляет поле для самостоятельной деятельности организуя, консультируя, контролируя, может организовать деятельность в группе с разным количеством студентов и разными целевыми установками. Может организовывать деятельность, предоставляя право выбора студентам, тем самым, раскрывая возможности индивидуальной образовательной траектории.

Характерными признаками педагогических технологий выступают:

-          самостоятельная деятельность студентов (до 60 % учебного времени);

-          индивидуализация;

-          смена деятельности педагога (организатор, помощник, консультант).

Таким образом, выявление содержания понятия педагогическая технология, ее концептуальных элементов и их особенностей показывали целесообразность ее использования при организации модульно-рейтинговой системы обучения. Одной из особенностей педагогических технологий является реализация принципа индивидуализации, что также является основой и личностного подхода в обучении.

 

Литература:

 

1.                 Буркина В. А., Титова Е. И. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе// Молодой ученый. 2014. № 4. С. 925–927.

2.                 Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

3.                 Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

4.                 Романкова А. А., Титова Е. И. Проектирование модульной структуры курса высшей математики в вузе// Молодой ученый. 2014. № 7. С. 556–557.

5.                 Титова Е. И. Преподавание математики в рамках модульного обучения// Вестник магистратуры. 2014. № 4–2 (31). С. 31–33.

Основные термины (генерируются автоматически): действие, модульно-рейтинговая система обучения, поэтапное формирование, проблемная ситуация, программированное обучение, учебно-познавательная деятельность, этап, конечный результат, модульное обучение, педагогическая технология.


Похожие статьи

Модульное обучение как педагогическая технология

модульное обучение, учебный процесс, программированное обучение, индивидуализированное обучение, половина дня, учебное заведение США, собственное усмотрение, педагогическая технология...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения...

Современный этап образования в высшей школе характеризуется усилением внимания к качеству подготовки специалистов. В связи с этим в процесс обучения внедряются новые методы и приемы, в частности, модульно-рейтинговая система обучения...

Модульная технология обучения как средство повышения...

Сердцевина модульного обученияучебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий обучаемого; рекомендации (советы)

В структуре модульной технологии имеет место и программированное обучение.

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема, мыслительные способности, проблемные вопросы, деятельный модуль. Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения...

Сущность и использование модульной технологии...

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у студентов, навыков

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение, проблемное изложение, проблемная ситуация...

Технологии обучения студентов в высшей школе

В зависимости от индивидуальных познавательных особенностей студентов преподаватели высшей педагогической школы используют следующие технологии обучения: модульное обучение, персонализированное обучение, тьюторскую систему обучения (тьюториалы)...

Использование модульной технологии в обучении...

Цель модульного обучения— развитие интеллекта студента, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельность, т. е. каждый студент должен не

В основании модульной технологии находится и программированное обучение.

Модульное обучение как педагогическая технология

модульное обучение, учебный процесс, программированное обучение, индивидуализированное обучение, половина дня, учебное заведение США, собственное усмотрение, педагогическая технология...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения...

Современный этап образования в высшей школе характеризуется усилением внимания к качеству подготовки специалистов. В связи с этим в процесс обучения внедряются новые методы и приемы, в частности, модульно-рейтинговая система обучения...

Модульная технология обучения как средство повышения...

Сердцевина модульного обученияучебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий обучаемого; рекомендации (советы)

В структуре модульной технологии имеет место и программированное обучение.

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема, мыслительные способности, проблемные вопросы, деятельный модуль. Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения...

Сущность и использование модульной технологии...

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у студентов, навыков

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение, проблемное изложение, проблемная ситуация...

Технологии обучения студентов в высшей школе

В зависимости от индивидуальных познавательных особенностей студентов преподаватели высшей педагогической школы используют следующие технологии обучения: модульное обучение, персонализированное обучение, тьюторскую систему обучения (тьюториалы)...

Использование модульной технологии в обучении...

Цель модульного обучения— развитие интеллекта студента, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельность, т. е. каждый студент должен не

В основании модульной технологии находится и программированное обучение.

Похожие статьи

Модульное обучение как педагогическая технология

модульное обучение, учебный процесс, программированное обучение, индивидуализированное обучение, половина дня, учебное заведение США, собственное усмотрение, педагогическая технология...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения...

Современный этап образования в высшей школе характеризуется усилением внимания к качеству подготовки специалистов. В связи с этим в процесс обучения внедряются новые методы и приемы, в частности, модульно-рейтинговая система обучения...

Модульная технология обучения как средство повышения...

Сердцевина модульного обученияучебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий обучаемого; рекомендации (советы)

В структуре модульной технологии имеет место и программированное обучение.

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема, мыслительные способности, проблемные вопросы, деятельный модуль. Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения...

Сущность и использование модульной технологии...

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у студентов, навыков

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение, проблемное изложение, проблемная ситуация...

Технологии обучения студентов в высшей школе

В зависимости от индивидуальных познавательных особенностей студентов преподаватели высшей педагогической школы используют следующие технологии обучения: модульное обучение, персонализированное обучение, тьюторскую систему обучения (тьюториалы)...

Использование модульной технологии в обучении...

Цель модульного обучения— развитие интеллекта студента, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельность, т. е. каждый студент должен не

В основании модульной технологии находится и программированное обучение.

Модульное обучение как педагогическая технология

модульное обучение, учебный процесс, программированное обучение, индивидуализированное обучение, половина дня, учебное заведение США, собственное усмотрение, педагогическая технология...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Модульно-рейтинговая система как средство повышения...

Современный этап образования в высшей школе характеризуется усилением внимания к качеству подготовки специалистов. В связи с этим в процесс обучения внедряются новые методы и приемы, в частности, модульно-рейтинговая система обучения...

Модульная технология обучения как средство повышения...

Сердцевина модульного обученияучебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий обучаемого; рекомендации (советы)

В структуре модульной технологии имеет место и программированное обучение.

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Ключевые слова: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, учебная проблема, мыслительные способности, проблемные вопросы, деятельный модуль. Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения...

Сущность и использование модульной технологии...

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у студентов, навыков

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале...

модульная технология, учебная деятельность, умение, традиционный процесс обучения, учитель, обучающая технология, проблемное обучение, проблемное изложение, проблемная ситуация...

Технологии обучения студентов в высшей школе

В зависимости от индивидуальных познавательных особенностей студентов преподаватели высшей педагогической школы используют следующие технологии обучения: модульное обучение, персонализированное обучение, тьюторскую систему обучения (тьюториалы)...

Использование модульной технологии в обучении...

Цель модульного обучения— развитие интеллекта студента, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельность, т. е. каждый студент должен не

В основании модульной технологии находится и программированное обучение.

Задать вопрос