Библиографическое описание:

Жаббаров М. Э. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 833-837.

В статье рассматриваются проблемы государственное регулирование и поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане.

Ключевые слова: малый бизнес и частное предпринимательство, малые предприятия легкой промышленности, источники финансирования, реальный секторфинансовая стабильность, микрофинансирвание.

 

В Узбекистане учитывая опыт и исходя из практике индустриально развитых государств мира с рыночной экономикой с первых дней независимости особое внимание уделяется и одним из приоритетных направлений в экономической политике рассматривается вопросы диверсификации и изменения структуры экономики с учетом требований мирового хозяйства, а также развития малого бизнеса и увеличения его доли в валовом внутреннем продукте страны.

Действительным свидетельством прогрессивных изменений структуры нашей экономики является все возрастающая роль малого бизнеса и частного предпринимательства. В результате принятых мер по формированию, поддержке и стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в истекшем 2014 году открыли свое дело свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств, а их общее количество составило свыше 195 тысяч, что в 2 раза больше по сравнению с 2000 годом.

Особо следует отметить тот факт, что в последнее годы главным источником создания новых рабочих в реальном секторе экономики становится субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства. То есть, если в первые годы независимости основная количества вновь созданных рабочих мест приходилось на долю субъектов крупного бизнеса, то по итогам прошлого года в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе. Ещё один отрадный показатель в настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения против 49,7 процента в 2000 году. Малое предпринимательство страны обладает огромным потенциалом. Основные направления малого бизнеса — это торговля, общественное питание, финансовые и туристические услуги. Сельское хозяйство практически мощностью приватизировано, а доля сельского хозяйства в Узбекистане очень значительна. Велика доля малого бизнеса в производстве текстиля. Дальнейшее развитие экономики Узбекистана определяется развитием отраслей, в которых Узбекистан имеет сравнительные преимущества. Если будут развиваться такие отрасли, как текстиль, и если наряду с этим будет осуществляться правильная макроэкономическая, т. е. монетарная и фискальная политика, то перспективы развития узбекской экономики весьма обнадеживающие. Текстиль — это такая отрасль, где продукция более-менее унифицирована. Технология производства одежды и тканей уже отработана, и весь бизнес заключается в том, чтобы снизить издержки производства. Если учесть, что рабочая сила в Узбекистане дешевая и к тому же в наличии имеются достаточные сырьевые ресурсы, то понятно, что узбекская продукция конкурентоспособна на мировом рынке. Сейчас экспорт текстиля растет и растет значительно. В Узбекистане есть много совместных предприятий с турецкими, корейскими, китайскими и западноевропейскими компаниями, которые работают и успешно экспортируют продукцию. В отрасли растет удельный вес малого бизнеса в валовом производстве.

Доля иностранного капитала на душу населения в Узбекистане ниже, чем в Казахстане, Азербайджане или других странах СНГ. Но если брать абсолютное значение, то можно сказать, что иностранные инвестиции оказывают заметное влияние на экономику Узбекистана. Положительную основную роль в привлечении иностранных средств играет благоприятный инвестиционный климат. Значительную роль в улучшении инвестиционного климата сыграли такие меры как предоставление льгот и налоговых каникул. Так, комментируя Указ главы государства от 11 апреля 2006 года «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций», Национальное агентство информатизации отмечает, что по объектам, включенным в инвестиционную программу на 2001–2006 годы, иностранным инвесторам реализовано пакетов акций и объектов на 156 миллионов долларов США и почти на три с половиной миллиарда сумов. В текущем году благодаря принимаемым правительством мерам в этом направлении усиливается инвестиционная активность. Согласно заключаемым договорам только в этом году показатель освоения инвестиций может составить 50 миллионов долларов США.

В настоящее время стоимость договоров, подписанных с заинтересованными предпринимателями, превысила 32 миллиона долларов США. Освоены из них 12,5 миллиона долларов, что в два раза больше, чем за тот же период предыдущего года.

Необходимо отметить, что инвестиционная политика, проводимая, правительством по привлечению иностранных инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата дала свои результаты: в 2004 году наблюдалось «редкое —1,5 раза увеличение вложений в нашу экономику прямых иностранных инвестиций, особенно в такие отрасли, как нефтяная, газовая, текстильная промышленность» [1].

Президент И. А. Каримов в своем докладе на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса в качестве основных приоритетов выдвинул (наряду с другими важными приоритетами) такие задачи как, углубление рыночных реформ и дальнейшую либерализацию экономики, обеспечение опережающего частного сектора, увеличение его доли в экономике республики. [2] Создание совместных предприятий (СП) с зарубежным капиталом — является одним из важнейших условий осуществления этих задач. И здесь большие надежды возлагаются на Указ Президента Республики Узбекистан [3], основной целью которого является дальнейшее улучшение инвестиционного климата в стране, широкого привлечения частных прямых иностранных инвестиций для реализации программ приватизации, создания новых рабочих мест в трудо избыточных регионах республики, а также обеспечение надежной правовой защиты и гарантий для зарубежных инвесторов.

Основной объем инвестиций направляется на развитие базовых отраслей экономики И сфер, определяющих место нашей республики на мировом рынке. Существенная их доля приходится на такие отрасли, как нефтегазовая, текстильная и производство продуктов питания.

С 1 июля 2005 года действует порядок применения мер правового воздействия в отношении субъектов предпринимательства только через суд. Это способствовало тому, что не только местные предприниматели, но и открывшие свое дело в нашей стране иностранные инвесторы будут иметь твердую правовую базу для более свободной деятельности.

Период разгосударствления определил весь контекст первого этапа экономических реформ в Узбекистане, господствующей в политической элите стала точка зрения, что саморегулирующие начала рынка приведут хозяйственную систему страны в состояние адекватному мировым тенденциям. Однако и тогда уже, хоть и крайне робко, звучали предупреждения, что эффективного рынка без регулирующего начала государства быть не может, что наиболее ответственная роль должна быть именно в переходное время. Как заметил Президент нашей республики дело перехода нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нельзя пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института.

Совершенно очевидно, что содержание и интенсивность функций государства зависят от конкретно-исторического положения страны. Они имеют значительную специфику для этапа активных реформ и в республике Узбекистан. Ключевая функция государства при этом состоит в создании условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства. При этом должны тщательно учитываться многоукладный характер экономики, сильные тенденции смешения теневой экономики с экономикой реальной, проникновения теневых отношений в механизмы государственного управления. Более сильными, чем это привычно для развитых стран, здесь остаются традиции ожидания защитных функций со стороны государства. К такой защите и опеке были приучены не только массы населения, но и целые отрасли экономики, особенно стратегически и социально значимые.

Необходимость государственного вмешательства в деятельность субъектов МБ ставит перед государством целый ряд задач. Это отражается в следующих функциях государства по регулированию и поддержке деятельности субъектов МБ:

1.                           Одной из главных функций государства являются, создание нормативно — законодательной базы регулирования деятельности субъектов МБ, благоприятных условий их функционирования, а также охрана прав частной собственности и защита свободной конкуренции.

2.                           Государство должно координировать деятельность и взаимоотношения субъектов МБ с другими хозяйствами, предприятиями, организациями и органами государственной власти.

3.                           Используя различные экономические и институциональные рычаги, государство должно всячески способствовать стимулированию предпринимательской деятельности субъектов МБ и повышения экономической эффективности производства.

4.                           Государство даёт гарантии по обеспечению общественными товарами и услугами (объектами социальной инфраструктуры образованием, медицинскими услугами и культурными мероприятиями).

5.                           Не менее важной функцией государства является содействие в создании производственной инфраструктуры, оказывающей различные услуги по обслуживанию производственно-хозяйственной деятельности предпринимателей.

6.                           Для защиты отечественных производителей от иностранных экспортёров, государству желательно осуществлять разумную протекционистскую политику и одновременно поощрять экспортоориентационную деятельность.

7.                           Не менее важной функцией является содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для МБ, а также в поддержке различных центров и научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами МБ.

8.                           Оптимизация влияния внешних эффектов, которые не выражаются в денежной форме, а рынок на них должным образом не реагирует. Речь обычно идёт о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например загрязнение окружающей среды.

Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс его развития. Это — не раз отмечавшиеся в СМИ и специальных аналитических работах, налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, проблемы сбыта продукции отечественных товаропроизводителей, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим обеспечением, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, административные преграды, давление со стороны криминальных структур и многие другие факторы.

Данные социологического опроса предпринимателей, осуществленного центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» по теме «Экономические реформы в Узбекистане: взгляд предпринимателя», показали, что для успешного развития малого бизнеса Узбекистана необходимо:

а)     совершенствование правовой базы;

б)     ужесточение финансовой и налоговой системы страны;

в)     ограждение предпринимателей от произвола местных органов власти.

Мнения опрошенных предпринимателей можно охарактеризовать следующим образом:

1)          основание для перехода в предпринимательство — стремление само реализоваться и таким путем достичь успеха в жизни;

2)          недостаточно эффективна система обучения предпринимательской деятельности;

3)          созданные государством структуры поддержки субъектов предпринимательства действуют разрозненно: возникают сложности получения всей информации, необходимой для развития различных направлений предпринимательской деятельности;

4)          что для достижения успеха предпринимателю необходимо иметь хорошую материально-техническую базу, современные технологии;

5)          в стране выгоднее всего заниматься предпринимательской деятельностью в сфере услуг

Большое значение для нормальной и успешной работы частного сектора экономики имеет действующая в стране система и механизм налогообложения таможенных сборов. Они могут стимулировать предпринимательскую деятельность, а могут и создавать препятствия, ведущие к угасанию активности предпринимателей. Также отрицательно сказывается на деятельности предпринимателей несовершенство правовой базы. Две трети опрошенных (64,1 %) сказали, что в республике лишь частично созданы необходимые правовые и политические условия для их нормальной жизни.

Следует отметить важные и существенные меры, принимаемые правительством в целях уничтожения вышеперечисленных недостатков, удаления административных, экономических и структурных барьеров, возникающих перед МБ — локомотива развивающейся рыночной экономики, потенциально богатого государства с учетом поэтапного осуществления инфраструктурных реформ (в банковской, налоговой, таможенной и судебной системах).

Рис. 1. Доля малого предпринимательства (бизнеса) в экономике и ее основных отраслях (в процентах)[1]

 

Как результат государственного внимания развитию малого бизнеса и предпринимательства за последнее 10 лет в Узбекистане среднегодовой прирост ВВП не опускается ниже 8,0 процентов, а по итогам 2014 года он был равен 8,1 %, субъектами малого бизнеса и предпринимательства было произведено свыше 56,0 процента валового внутреннего продукта против 31 процента в 2000 году. На долю малого бизнеса в настоящее время приходится 31,1 процента всего объема производимой промышленной продукции, практически весь объем продукции аграрного сектор и рыночных услуг, более 20 процентов экспорта продукции. Как видим, несмотря на свои малые формы, этот бизнес играет все большую роль в устойчивом развитии нашей экономики, решении проблем трудовой занятости и росте благосостояния нашего народа.

Сам по себе возникает вопрос, за счет каких факторов достигнут такие высокие показатели по развитию малого бизнеса, а также увеличению его доли валовом внутреннем продукте Узбекистана. В целях создания благоприятных условий для формирования класса собственников на основе ускоренного развития частного предпринимательства, малого бизнеса, образования соответствующих институциональных структур, широкого привлечения в сферу малой и частной предпринимательской деятельности кредитных ресурсов и прямых иностранных инвестиций Указом Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 года N УП-1987 “О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса” впервые были даны определение субъектам малого бизнеса с учетом предельной численности работающих, на который были внесены одинадцатыю указами главы государства более тридцати изменений направленные улучшению условий ведения бизнеса, в первую очередь увеличения предельно допустимой численности работников с учетом специфики отраслей, упрощению и удешевлению процедур государственной регистрации субъектов предпринимательства, кредитования, рассмотрения хозяйственных споров, ликвидации бизнеса, улучшению состояния деловой среды и условия ведения бизнеса в Узбекистане, а также устранению недостатков не отвечающих в полной мере требованиям и принципам свободной рыночной экономики, общепринятым международным нормам, устранению излишних регламентаций предпринимательской деятельности, внедрению бесконтактных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства.

 

Литература:

 

1.      И.А. Каримов. Наша главная цель - демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. 28.01.2005, Т., «Узбекистан», 2005, с. 42.

2.      Доклад И.А. Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, 28.01.2005 г. «Народное слово», 28.01.2005 г.

3.      Указ Президента республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций». 11.04.2005 г. - «Правда Востока», 12 апреля 2005 г. (№ 72).



[1] Вычислено на основе данных государственной статистики Республики Узбекистан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle