Библиографическое описание:

Култаева Ф. Э. Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1383-1383.

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагаются упражнения, которые помогают поближе познакомить членов группы и быстро установить внутригрупповые отношения, поощряют к групповой работе. В целях развития творческих способностей будущих специалистов предусматривается широкое использование в процессе обучения возможностей коммуникации на профессиональной основе.

Ключевые слова:интерактивные методы, презентация, компьютерное обучение, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, викторины, стимулирующие упражнения, упражнения, поощряющие творчество.

 

New pedagogical methods on learning foreign language

Kultaeva Firuza Ergashovna, Senior teacher

Samarkand state architectural- civil engineering institute (Uzbekistan)

 

Some pedagogical methods of interactive teaching models and methods of teaching languages which are used at the English lessons are considered in the article. The article is suggested some exercises which help to get to know members of the group closely and to establish inherent group communications for the effective learning and vocabulary activities. For the purpose of developing creative specialists' ability are provided using communication possibilities in the teaching process on the professional basis.

Keywords:Interactive methods, psentation, computer training, group discussion, business and role play, quiz,different classroom activities, try to find answer,choose the correct answer.

 

XXI век — это век стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, технического прогресса и рыночных отношений. И чтобы «уютно» чувствовать себя в этом «пространстве», будущему специалисту необходимо не только овладеть определенным объемом профессиональных знаний, умением, самостоятельно оценивая происходящее, критически осмысливать его, но и приобрести и развить навыки своей речемыслительной деятельности для общения, в частности, профессионального, с коллективом. Наряду с вопросами политики, языковые проблемы сегодня не менее актуальны. В последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели. Вопросы организации и интенсификации учебного процесса постоянно находятся в центре пристального внимания. Как при наименьших затратах времени дать необходимое количество информации? Как добиться его глубокого усвоения? Поскольку обучение иностранному языку есть частный случай обучения в целом, то ответ на эти и многие другие вопросы можно найти в основе соответствующей методики. В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг и требований эпохи информационных технологий преподавание на английском языке должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную, носящую инновационный характер, интерактивную модель обучения. При этом нужно помнить, что обучаемые должны быть готовы сознательно использовать язык в условиях реальной жизненной коммуникации. Под сознательностью мы понимаем такой принцип коммуникативной лингвистики, при помощи которой обучаемые приобретают знание фактов, определений, законов, осмысливают выводы и обобщения, умеют правильно выразить свои мысли в речи и самостоятельно пользуются знаниями на практике. Не вызывает сомнения тот факт, что организовать такое обучение для студентов-не филологов со скромной сеткой часов, отведенных на изучение иностранных языков в вузе, бывает довольно сложно. Поэтому должна быть четко определена коммуникативная цель обучения: зачем мы говорим или пишем.           Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Целесообразно использовать некоторые нетрадиционные методы проведения уроков, с применением стихов и загадок, песен и шарад, ребусов и кроссвордов, а также тестов. Все вышеперечисленные пункты, как показывает практика, являются высокоэффективными в процессе обогащения обучающимися своего словарного запаса. На занятиях по развитию устной речи интересными являются следующие проблемные ситуации: отношения детей и родителей, отношения друзей, проблемы денег, нормы поведения в обществе, роль технического прогресса, проблемы молодежи, политики, экономики и т. д. Интерактивные игровые занятия, предлагаемые для коммуникативного изучения языков, предусматривающие выполнение упражнений, которые выделены в зависимости от цели в семь разделов: упражнения для создания атмосферы для групповой работы; упражнения для выявления общих интересов; упражнения, поддерживающие целостность группы; связующие упражнения; стимулирующие упражнения; упражнения, поощряющие творчество; завершающие упражнения. Приведём несколько упражнений по теме: «Environmental pollution»

Task I. Try to find answer to the following questions

1.                 What kinds of pollution are there?

2.                 What environmental problems can you name?

3.                 Why is it important to protect the environment?

Task II. Choose the correct answer. Learner A asks a question and Learner B answers it.

A:        1. Why is pollution very important problem now?

B:        a) Because, air, water and soil are necessary for existence of all living things, but polluted air can cause illness, and even death.

b) People lived in uncrowned rural areas and did not have pollution — causing machines.

A:        2. Can food on polluted soil, be grown?

B:        a) Yes, it can.; b) No, it cannot.

A:        3.What are the problems with automobiles and industrial enterprises connected with environmental pollution?

B:        a) Automobiles are polluting the air but they provide transportation for the people. Factories pollute the air and the water but they provide jobs for people and produce goods.

b) We need automobiles and factories polluting environment

Task III. Add the missing parts of the sentences from the text and complete the sentences below with the words

1.      Air, … and … are necessary for existence of all living things

2.      Environmental … spoils the natural beauty of our planet.

3.      Fertilizers and pesticides are important for growing crops but they can ruin….

4.      Scientists and engineers can find the ways … pollution from automobiles and factories.

a)      soil;

b)      to reduce pollution from automobiles and factories.

c)      water, soil; d) pollution

Check your answers below (see example)

1

2

3

4

c

d

a

b

 

Эти упражнения помогают поближе познакомить членов группы, задают тон групповой работе, помогают быстро установить внутригрупповые отношения, нормы поведения, стимулируют, поощряют к групповой работе, помогают новыми глазами взглянуть на мир, применить новые, необычные методы. (Игры и разминки. Пособие для работы в группах. Основано на пособии Warmups, подготовленном компанией Nell Warren Associates Jnc).

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку более интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность студенту преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер и усталость. С помощью игры, например, хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются не только навыки аудирования, но и само искусство устной речи. Однако же применяя игры на уроках, педагогу при этом нужно постоянно помнить о некоторых важных моментах:

1.      выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически продуман и обоснован; в ней должно быть задействовано возможно большее количество обучающихся;

2.      игра должна соответствовать языковым возможностям обучающихся;

3.      языковые игры должны проводиться исключительно на иностранном языке;

4.      преподаватель не должен забывать о том, что игры все же не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки;

5.      помня, что игры базируются на уже изученном материале, нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

Театральные постановки на уроке — сильнейшая мотивация к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Например, использование театральной игры на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего, для развития навыков и умений в области подготовительной устной речи. Студенты институтов или университетов, особенно на начальном этапе обучения, тоже не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа. В современной практике наиболее распространенными становятся активные методы обучения: тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, анализ конкретных практических ситуаций, деловые и ролевые игры. Существует и так называемые нестандартные уроки: такие, например, как урок — пресс — конференция, урок-конференция, урок-день рождения, урок-вертушка, урок-сватовство. Их желательно проводить в сильных классах или студенческих группах, так как они требуют большой подготовительной работы, как со стороны учителя, так и самих учащихся. При этом стратегия речевого взаимодействия определяется коммуникативными целями общающихся, такими как: запросить, получить или сообщить значимую информацию, обсудить какой-либо вопрос с целью принять решение, убедить партнера в чем-либо, доказать правильность своей позиции, дать оценку какому-либо факту, положению, предмету, выразить или отстоять свое мнение, поддержать или опровергнуть мнение партнера, выдвинуть и обосновать предположение, указать путь решения проблемы, констатировать факт, обобщить, сделать заключение, поддержать идею, выразить сомнения или критику по обсуждаемому вопросу, рассказать о событии, человеке, предмете и пр. Обучение иностранному языку на основе интерактивного метода способствует сплочению коллектива, формированию общительности, благоприятного психологического климата в учебной группе, прочному усвоению знаний. Ход и результат обучения приобретают личную значимость для всех участников процесса и позволяют развить у обучающихся способность самостоятельного решения проблемы.

Время идет вперед, в жизнь входят все новые технологии и потому останавливаться на достигнутом — значит потерять многое. Использование возможностей компьютерного класса или вузовской аудитории для проведения уроков иностранного языка — мощнейший мотив, который непременно нужно использовать в своей работе. Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки иностранного языка предоставляют педагогу большие возможности для возникновения интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения. Значимость изучения иностранного языка в настоящее время невозможно переоценить. Для работы учителя-практика в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска все новых и новых форм и методов активизации учебного процесса.

 

Литература:

 

1.                  Хан Н. Н. Педагогические требования к организации коллективно-познавательной деятельности учащихся. –Алматы-1986

2.                  Тригубова Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство организации взаимодействия в педагогическом процессе. Вестник, АГУ им. Абая.

3.                  Леви В. Вопросы психологической музыки. М., 2002

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle