Библиографическое описание:

Кондрашев Я. А., Егорова М. С. Организационно-правовая форма, миссия и цели ОАО «Концерн «Калашников»» // Молодой ученый. — 2015. — №10.4. — С. 78-80.

Любое предпринимательское предприятие, фирма являются открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны проектирования и производства продукции или оказания услуг реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со  средой внутренней. Все это представляет собой предпринимательский процесс, направленный на достижение целей предприятия. Многообразны составляющие, входящие во внешнюю среду предприятия. В их число можно включить: внешние экономические факторы; внешние политические условия; внешние правовые составляющие; внешние научные и технические факторы; коммуникационные внешние условия; природно-климатические факторы и др.

Все эти составляющие внешней среды предпринимательского предприятия в большей или меньшей степени оказывают влияния на результативность его деятельности.

Наименьшее влияние на деятельность предпринимательского предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия. Их также можно сгруппировать следующим образом: производственно-технические факторы; социальные условия и составляющие; экономические факторы; информационная составляющая; маркетинговый фактор; фактор деловых отношений и поведения сотрудников[1].

Гражданским Кодексом (ГК) РФ предусмотрены различные организации. За исключением крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) они имеют статус организационно-правовых форм (ОПФ) или их разновидностей.

Эти организационно-правовые формы отличаются по многим параметрам, особенно по управлению этими организациями (особенности принятия управленческих решений, порядок формирования органов управления, мера ответственности и т.д.). Практика показывает, что перечисленные отличия требуют избирательного подхода к выбору ОПФ. Это означает, что правильный выбор предприятия позволит повысит  его эффективность.

В развитых странах данной проблеме уделяется серьезное внимание. К примеру, немецкие ученые К. Бёме и Д. Шпаар считают, что «Каждая правовая форма аграрных предприятий имеет преимущества и недостатки. Максимальное использование преимуществ и ослабление недостатков — решающее условие для будущего всех правовых форм хозяйствования». Следует отметить, что разработки западных ученых в этой области не пригодны для использования в России. Объясняется это различием налоговых систем, несоответствием видов и характеристик ОПФ.

Предприятие Концерн Калашников является ОАО.

ОАО (Открытое акционерное общество) - Хозяйственное общество,  уставный капитал которого разделен на определенное число акций, владельцы которых могут отчуждать принадлежащую им часть без согласия других акционеров. Акционеры несут риск лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Характеристики ОАО:

1)                 Виды членства, ограничения - Один вид членства — акционер. Им может быть физическое или юридическое лицо (численность не ограничивается).

2)                 Документы регистрации – Устав, учредительный договор, заявление о регистрации

3)                 Управление – Органы управления: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление (дирекция) во главе с председателем (директором). Доля привилегированных (не голосующих) акций не должна превышать 25 %.

4)                 Ответственность – Акционеры несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций.

5)                 Прибыль-Прибыль, направляемая на дивиденды, распределяется между акционерами пропорционально тому количеству акций, которыми они владеют.

6)                 Выход- Чтобы выйти из ОАО акционер продаёт все свои акции любому лицу.

7)                 Плюсы и минусы-Численность акционеров не ограничена, в С/Х ОАО не эффективно, Предпочтительны при необходимости осуществления крупных капвложений (путём привлечения в участники потенциальных инвесторов) [2]

У всех предприятий производство подчиняется целям и задачам, которые ставятся, опираясь на миссию предприятия. Рассмотрим миссию и цели концерна.

Опираясь на более чем двухвековые традиции создания оружия, всегда бывшего надёжным щитом России, ОАО «Концерн «Калашников» сосредоточен на постоянном развитии оборонного потенциала страны путём разработки и производства высокоэффективных инновационных боевых комплексов и систем вооружений. Наработанные опыт и технологии, являющиеся основой Холдинга, успешно применяются в гражданских сферах жизни: личной безопасности граждан, хобби, спорте.

Стратегические цели холдинга и индикаторы их достижения

С учётом миссии и сформировавшегося видения будущего определены следующие основные цели Холдинга:

1.      Коммерческие_цели

Стать компанией, значимой для экономики Российской Федерации, к 2020 году увеличив объем валовой выручки в четыре раза.

Укрепить позицию одного из мировых лидеров по разработке и производству боевых и гражданских стрелковых комплексов, к 2020г увеличив выручку по этому направлению более чем в 3 раза.

К 2020 г стать одним из ведущих предприятий РФ по производству управляемых снарядов и ракет, производству СТОР  и иных изделий и комплектующих ВВСТ, увеличив оборот в 10 раз.

2.      Видение будущего

«Концерн Калашников» сфокусирован на ряде стратегических целей:
• выпуск широкого ассортимента востребованных и конкурентоспособных на мировом рынке продуктов: разработка и производство стрелковых комплексов, высокоточной техники, средств технического обслуживания и технической_поддержки;
• построение эффективной структуры менеджмента, обладающей компетенциями, активами и ресурсами, необходимыми и достаточными для контроля всей производственной цепи, логистики и управления качеством продукции;
• обеспечение конкурентоспособности производственных процессов на уровне лучших мировых практик. Достижение максимальной специализации в ключевых компетенциях и технологических переделах и широкое применение механизмов аутсорсинга в части вспомогательных процессов.

3.      Специальные_цели

Удерживать позиции ключевого поставщика высококачественного вооружения для Минобороны и других силовых структур Российской Федерации, обеспечивая производство и поставку в соответствии с контрактными требованиями [3].

Основная продукция предприятия это конечно стрелковое оружие, которое предприятие производит со дня своего основания в 1807 году. На сегодняшний день самый главный бренд концерна это автоматы Калашникова. АК и его модификации являются самым распространённым стрелковым оружием в мире. По имеющимся оценкам, к этому типу (включая лицензионные и нелицензионные копии, а также сторонние разработки на базе АК) принадлежит до 1/5 всего имеющегося на Земле стрелкового огнестрельного оружия. За 60 лет было выпущено более 70 миллионов автоматов Калашникова различных модификаций. Они состоят на вооружении 50 иностранных армий. Главный конкурент автоматов Калашникова — американская автоматическая винтовка М16 — была произведена в количестве примерно 10 миллионов штук, и состоит на вооружении 27 армий мира. По мнению многих экспертов автомат Калашникова является эталоном надёжности и простоты обслуживания. Сейчас концерн производит современный варианты АК такие как АК101, АК102, АК103, АК104, АК105. Которые продолжают пользоваться высоким спросом на мировом ранке вооружений [4].

Из боевого оружия производятся высокоточный артиллерийские снаряды, такие как Краснополь и Китолов 2М, пистолеты, карабины, снайперские винтовки Драгунова.

Также немаловажным продуктом производства является гражданское оружие, которое пользуется большой популярностью в России, и спортивные ружья. Особо можно выделить карабины Сайга. Так же занимается перспективными разработками, например с  2011 году под руководством главного конструктора Владимира Злобина ведутся работы по созданию автомата Калашникова пятого поколения. При разработке АК-12 конструкторам удалось существенно улучшить эргономику и тактико-технические характеристики автомата, адаптировав его к современным условиям ведения боя. При этом были сохранены все уникальные для автоматов Калашникова характеристики: простота конструкции, высочайшая надежность, эксплуатационная прочность и относительно низкая себестоимость производства. Уже начаты предварительные испытания АК-12, и в 2013-2014 гг. автомат будет принят на вооружение российских силовых ведомств и запущен в серийное производство. АК-12 станет универсальной платформой для разработки до 20 различных модификаций оружия гражданского и военного назначения для стрельбы патронами от калибра 5,45х39 мм до 7,62х51мм [5].

Концерн «Калашников» договорился о покупке контрольного пакета (51%) Zala Aero – российского разработчика беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Концерн планирует ведение проектов по производству БЛА в России. Торговая марка Zala присоединится к портфелю брендов концерна «Калашников», что будет способствовать расширению производственной линейки концерна [6].

«На базе концерна «Калашников» и компании Zala Aero мы планируем осуществлять разработку и производство беспилотных летательных аппаратов, мобильных и наземных станций управления, - отметил генеральный директор концерна «Калашников» Алексей Криворучко. - Основными продуктами станут разведывательные беспилотные самолеты, вертолеты и аэростаты. Решение о приобретение контрольного пакета акций Zala Aero для расширения производственной линейки концерна осуществляется в рамках стратегии развития «Калашникова» до 2020 г. и освоения новых сегментов профильного рынка» [6].

Область применения БЛА охватит охрану государственных границ, разведывательные и спасательные операции, а также операции специального назначения. Партнёры планируют также разработку и производство БЛА для воздушного мониторинга объектов повышенной опасности и мест чрезвычайных ситуаций, а также проведения геодезических, картографических работ и научных исследований в суровых климатических условиях [6].

Кроме оружия концерн производит средства технического обслуживания и ремонта управляемого вооружения (СТОР), контрольно-проверочные машины (КПМ), машины технического обслуживания (МТО) и контрольно-ремонтные автомобильные станции (КРАС). Станки токарные, токарно-винторезные универсальные, товары народного потребления (замки зажигания), широкий ассортимент инструмента и оснастки (пресс-формы, технологическая оснастка, резцы, фрезы, измерительный инструмент, калибры, металлорежущий инструмент, метчики, плашки, сверла).

В настоящее время ОАО «Концерн «Калашников» в соответствии с Указом Президента США № 13661 включён в список лиц особых категорий, с которыми американским лицам запрещено вести бизнес (SDN list), что привело к существенному снижению (в количественном выражении) поставок гражданской стрелковой продукции. Кроме того, против предприятия санкции были введены и рядом государств Европы.
С учётом введённых санкций и для минимизации рисков Холдинг выстраивает  новую, географически распределённую сеть дистрибуции на зарубежных_рынках.
Ведутся работы по выходу на рынки Южной Америки, Ближнего Востока, Северной Африки, Азии и Океании [3].

 

Литература:

1.                 Выбор организационно-правовой формы предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.adukov.ru/articles/ vybor_opf_ predpriyatiya/

2.                 Официальный сайт компании [Электронный ресурс]. URL: http://kalashnikovconcern.ru

3.                 Автомат Калашникова [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

4.                 Официальный сайт Ростеха [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/about/company/165

5.                 Концерн будет делать беспилотники завод [Электронный ресурс]. URL: http://www.metalinfo.ru/ru/news/77303

6.                 Ижевский_машиностроительный_завод [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle